Смекни!
smekni.com

«Екатерина II и её время в трудах отечественных историков XVIII – XIX вв.» (стр. 3 из 5)

Императрица Екатерина не любила мистиков, не любила тайных масонских обществ, смеялась над их членами в своих комедиях; по её мнению, было непонятно, зачем люди, объявляющие, что желают добра ближним, окружают себя таинственностью и мраком, тогда как им никто не препятствует делать всевозможное добро без всяких фокусов. Новиков в конце царствования подвергся преследованию по отношениям политическим.

3.3. В. О. Ключевский.

Ключевский Василий Осипович (16.01.1841 – 12.05.1911 гг.) – русский историк, историограф и источниковед.

В. О. Ключевский родился в семье сельского священника. В 1860 году он окончил Пензенскую духовную семинарию, в 1861 поступил на историко-филологический факультет Московского университета и окончил его в 1865 году с золотой медалью.

В 1867 году Ключевский начал преподавать историю в Александровском военном училище, Московской духовной академии и на Высших женских курсах Герье. Он написал историческое исследование «Сказания иностранцев о Московском государстве», в котором проследил процесс складывания централизованного государства с самодержавной формой правления. В этой работе проявился новый для историков того времени интерес к экономическим сюжетам и социальной истории. Ключевский рассмотрел климатические и географические условия как постоянно действующий фактор в истории.

В 1872 году он подготовил магистерскую диссертацию «Древнерусские жития святых как исторический источник». В 1882 году В. О. Ключевский защитил докторскую диссертацию «Боярская Дума Древней Руси». В этой работе он особое внимание уделил социальным вопросам. ОН считал, что классы в истории могут формироваться не только на политической, но и на чисто экономической основе.

Проблемы социально-экономической истории Ключевский рассматривал в работах «История сословий в России», «Отмена крепостного права», «Происхождение крепостного права в России».

С 1882 года Ключевский – профессор истории Московского университета. Он читал курс истории России с древнейших времён до 19 века. С 1889 года – член-корреспондент Петербургской академии наук. В 1900 году Ключевский получил звание академика истории и русских древностей, а в 1908 году – почётного академика по разряду изящной словесности. С 1880 года Ключевский был членом Московского археологического общества, Общества любителей русской словесности, Московского общества истории и древностей российских. Ключевский как член кадетской партии баллотировался в Государственную думу, но не был избран. В 1905 году он участвовал в Комиссии, разрабатывающей цензурный устав.

В 1900-х годах Ключевский издал свой «Курс русской истории» в пяти частях, охватывающий период с древнейших времён до Великих реформ. Он признавал исключительно эволюционный способ исторического развития и решительно отвергал революции. Движущими силами истории он считал личность, природу и общество. Историк отказался от периодизации по царствованиям и положил в основу своей периодизации два критерия – экономический и политический. Основные периоды в истории России по Ключевскому – период Днепровской Руси, удельно-княжеский период, Московская Русь и императорско-дворянский период. Ключевский создал научную школу, которая вошла в историю исторической науки.

Царствование Екатерины II, по мнению Ключевского, – это целая эпоха нашей истории, а исторические эпохи обыкновенно не замыкаются в пределы людского века, не кончаются с жизнью своих торцов. И время Екатерины II пережило её самое, по крайней мере, после четырёхлетнего перерыва было официально воскрешено манифестом второго её преёмника, объявившего, что он будет царствовать по законам и по сердцу своей бабки. Екатерину и по смерти её восхваляли и порицали, как восхваляют или порицают живого человека, стараясь поддержать или изменить его деятельность. И Екатерины II не миновал столь обычный и печальный вид бессмертия – тревожить и ссорить людей и по смерти. Её имя служило мишенью для политического прицела в противников или приверженцев её политического направления.

Екатерина II оставила после себя учреждения, планы, идеи, нравы, при ней воспитанные, и значительные долги. Долги уплачены, и другие раны, нанесённые народному организму её тяжёлыми войнами и её способом вести «своё маленькое хозяйство», как она любила выражаться о своих финансах, давно зарубцевались и даже закрылись рубцами более позднего происхождения.

Время императрицы Екатерины II значительно изменило форму и выяснило задачи коллективной историографии. Тогда усиленно проявлялась наклонность составлять вольные общества с целями экономическими, учебно-воспитательными, филантропическими, особенно учебно-литературными. Всё более крепла мысль, что не всем общественным потребностям в состоянии удовлетворить правительственные учреждения и для них вспомогательными средствами, а иногда и заместителями могут служить добровольные союзы частных лиц, одушевляемых одинаковыми стремлениями. Возникло Вольное экономическое общество «к поощрению в России земледелия и домоустройства»; возникали или предполагались в Петербурге и Москве и другие общества с различными целями. С этим направлением умов можно связать любопытную попытку самой императрицы создать и для исторических работ переходную форму от правительственного учреждения к частному обществу. Указом 4 декабря 1783 года она повелела назначить под начальством и наблюдением гр. А. П. Шувалова несколько, именно 10, человек, которые совокупными трудами составили бы полезные записки о древней истории, преимущественно же касающихся России, делая краткие выписки из древних русских летописей и иноземных писателей по известному довольно своеобразному плану.

Общественное оживление с особенной силой проявилось тогда в Москве, и средоточием его был именно Московский университет. При нём в 1781 году возникло Вольное российское собрание. В 1782 году кружок Новикова и Шварца образовал Дружеское учёное общество, в состав которого входило вместе со Шварцем ещё несколько профессоров Московского университета. Движение захватило и учащуюся молодёжь. Шварц устроил Собрание университетских питомцев; питомцы университетского Благородного пансиона также стали собираться для чтений и собеседований. По закрытии Дружеского учёного общества и Вольного российского собрания основано было при университете в 1789 году Собрание любителей российской учёности.

В указе императрицы Екатерины II просвечивает мысль, что предварительную работу историографии, собирание и первоначальную обработку исторического материала, должно вести дружным совместным трудом многих по определённому плану. Московские общества обнаружили зародившиеся стремления частных и должностных лиц соединять свои силы для просветительного дела, сосредоточиваясь вокруг университета, образуя при нём частные вспомогательные учреждения. Не будучи специально-историческими, названные московские общества имели тесную связь с Обществом истории и древностей российских. Чеботарев, Страхов и другие ранние члены этого Общества входили прежде в состав Вольного российского собрания и Дружеского учёного общества и принесли с собой направление и взгляды новиковского кружка. Чеботарев, кроме того, работал над русскими летописями, делал из них выписки, составлял исторические карты для комиссии А. Шувалова.

Мы вправе сказать поэтому, что Московское общество истории и древностей российских возникло вполне исторически, давно проявлявшихся в различных формах. Люди, помышлявшие об изучении родного прошлого, профессиональные учёные и простые любители, давно пробовали совместными силами начать собирание и обработку памятников старины. При содействии Миллера, кн. Щербатова и других Новиков вёл издание своей «Российской вивлиофики». Составляя свои записки касательно российской истории, императрица Екатерина пользовалась материалами, какие доставляли её московские профессора Чеботарев и Барсов, а также указаниями «любителей отечественной истории» гр. Мусина-Пушкина и генерал-майора Болтина. Случайно составлявшимся любительским кружками и дружеским сотрудничествам недоставало только постоянной формы устройства и прочного пункта прикрепления. В Обществе истории и древностей российских при Московском университете найдены были и эта форма, и этот пункт прикрепления. Предложение Шлёцера русским учёным осуществилось потому, что встретилось с давно зревшей среди них мыслью. В идее этого Общества заключался и ответ на вопрос, затронутый Карамзиным, начинавшим тогда работать над своей «Историей государства Российского». По поводу основания нашего Общества он писал, что 10 обществ не сделают того, что сделает один человек, совершенно посвятивший себя историческим предметам.

Вклад Екатерины II в развитие отечественной истории огромен. При ней историография начинает бурно развиваться, чему способствовала и сама Екатерина.

3.4. С. Ф. Платонов.

Платонов Сергей Федорович (1860, Чернигов - 1933, Самара) - историк. Родился в семье типографского служащего. Окончив Петербургскую гимназию, Платонов, мечтавший о литературной деятельности, поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. Под влиянием историков К.Н. Бестужева-Рюмина, В.О. Ключевского, А.Д. Градовского увлекся историей. В 1882 после окончания университета был оставлен для подготовки к профессорскому званию. Талант и исключительная работоспособность позволили Платонов написать диссертацию "Древнерусские сказания и повести о Смутном времени XVII в. как исторический источник", высоко оцененную В. О. Ключевским и удостоенную Уваровской премии Академии наук. В 1890 Платонов стал профессором русской истории Петербургского университета. Его докторской диссертацией стала книга "Очерки по истории смуты в Московском государстве XVI - XVII вв.", которую Платонов считал "высшим научным достижением всей жизни", определившим его "место в среде деятелей русской историографии". Он много потрудился над изданием источников начала XVII в. "Русская историческая библиотека" - работой, сохранившей до сих пор свое значение. Умевший кратко, ясно, интересно излагать материал, Платонов стал одним из виднейших профессоров начала XX в. Не принимая либерализма В.О. Ключевского (хотя исторические взгляды Платонов не отличались существенно от его взглядов), консервативного монархизма Д.И. Иловайского и марксизма М. Н. Покровского Платонов считал, что "нет нужды вносить в историографию какие бы то ни было точки зрения; субъективная идея не есть идея научная". В 1895 - 1902 был приглашен преподавателем истории к великим князьям. В 1903, талантливый администратор и преподаватель, Платонов возглавил Женский педагогический институт. В 1908 стал членом-корреспондентом Академии наук. Написанный им "Учебник русской истории для средней школы" (СПб., 1909 - 1910) стал одним из лучших дореволюционных учебников, переиздание которого прервали события окт. 1917. К Октябрьской революции отнесся отрицательно, считая большевистскую программу "искусственной и утопичной", но на сотрудничество с большевиками согласился, полагая, что при любой власти он должен служить своему народу. Участвовал в спасении архивов и библиотек в Петрограде, возглавлял Археографическую комиссию, Археологический институт, Пушкинский Дом, Библиотеку Академии наук и др. В 1920 избран академиком. В 1930 был арестован по сфабрикованному ОГПУ "Академическому делу" историков (С.В. Бахрушин, Е.В. Тарле и др.). Так началась легенда о Платонове, как представителе официально-охранительного направления историографии. Был сослан в Самару и умер в больнице от сердечной недостаточности.