«Задачей педагогического процесса … становится поэтому воспитание оптимального соотношения личностно-профессиональных качеств, развитие не только общехудожественных, общепрофессиональных и специально-профессиональных способностей будущего музыканта-педагога, но и познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной, художественно-творческой сторон его личности» (17;16).
II.ПРЕДМЕТ «МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА» В УЧИЛИЩЕ:
ЗНАЧЕНИЕ И НАПРАВЛЕННОСТЬ КУРСА.
Предмет музыкальной литературы в училище принято определять как масштабный аналитико-биографический курс, дающий учащимся базу для дальнейшей работы по специальности. Мы в своей работе значительно расширим сферу воздействия этого предмета на культурно-эстетическое формирование студентов.
Не секрет, что на исполнительских отделениях, т.н. «общих курсах» значение данного предмета основательно недооценивается и учащимися, и отдельными педагогами. Нет смысла наполнять ученика теми знаниями, которые вряд ли реально пригодятся в профессиональной жизни. Так ли нужна музыкальная литература студентам эстрадного, к примеру, отделения?
Ответ может быть только однозначный: конечно, нужна, ведь речь идет не только и не столько о сумме отвлеченных данных по биографиям и произведениям, а о целом компендиуме знаний, умений и навыков.
Именно на уроке музыкальной литературы студент учится анализировать произведение (еще до курса Анализа музыкальных форм); сопоставлять произведения разных композиторов, принадлежащих одному стилю; соотносить факты жизни и творчества композитора. Наконец, наверное, самое главное – он учится ГОВОРИТЬ!
Многие могут опровергнуть мои слова – но собственный опыт преподавания в училище на общих курсах убедил меня в этом целиком и полностью. Причем, речь здесь идет не об умении построить связный монолог о творчестве композитора, но и об элементарном умении высказать собственные мысли, суждения о прослушанном отрывке музыкального произведения.
Если на теоретическом отделении с этим дело обстоит более или менее благополучно, то на вокальном и эстрадном отделениях редко удается добиться высказывания, длиннее 1-2 предложений. Во многом это объясняется отсутствием начального музыкального образования (что актуально именно в связи с этими специальностями). «Довольно часто в музыкальном училище и вузе педагоги вынуждены заниматься исправлением недоработки, недочетов, ошибок, допущенных в предыдущем звене» (17;14).
Но тем важнее задача училища при работе с подобным контингентом – восполнить пробелы и научить высказываться о музыке на достойном уровне. Немалую роль в этом, несомненно, играет интеллект и общекультурный кругозор каждого отдельного ученика.
«Система подготовки, ставящая акцент на виртуозности, воспитывает музыкантов, кругозор которых непозволительно ограничен только музыкой: дети не знают ни литературы, ни изобразительного искусства, они не изучают иностранные языки, весь огромный мир культуры оказывается для них чужим и незнакомым. По этой причине страдает и их профессиональный уровень – людям малообразованным очень трудно проникнуть в сложнейшие философские концепции классической музыки, охватить ее огромный эмоциональный диапазон» (11;59).
В связи с этим автор выдвигает следующие методические принципы:
I.Широкое гуманитарное образование.
II.Углубленная психофизическая подготовка.
III.Свобода и интерес (Там же).
Для нас наиболее важны первый и третий пункты. Только свободное и заинтересованное отношение может актуализировать в практической деятельности всю ту базу теоретических знаний, которая закладывается на занятиях.
Задача преподавателей музыкальной литературы усложняется тем, что они должны не заставить ученика читать (учебник или дополнительную литературу), а привести его к мысли о необходимости это сделать для расширения своих музыкальных горизонтов. Главное, делать это без авторитарного давления, что нынешним поколением учащихся воспринимается откровенно враждебно. Нужно умело пытаться интегрировать ученика в культурную среду, заинтересовать его, увлечь. Если педагог интересно подает материал, при необходимости снабжая «интригой», т.е. оставляя многоточие, чтобы побудить ученика самого обратиться к литературе, то можно приблизиться к решению проблемы.
«Заставить говорить трудно. Еще сложнее – чтобы каждое слово было рождено работой ума и души» (10;25).
Очень важно вызвать у учащегося желание мыслить, направлять своим вопросом, на который учащемуся хотелось бы найти ответ. Мышление открытиями увлекает и, поэтому, каждый урок должен быть обоюдным открытием для учителя и ученика (10;21).
Все это конечно не приходит сразу и является следствием многолетнего педагогического опыта, но молодой преподаватель должен многое знать и по мере собственных возможностей применять на практике.
Трудно не согласиться с положениями Е.Бокщаниной: «Преподавание музыкальной литературы требует от педагога широких знаний в области музыковедения… В то же время каждый педагог, вдумчиво относящийся к вопросам методики, должен иметь представление и об основных достижениях и положениях, выработанных в таких науках, как педагогика и психология, и исходить из выводов этих наук об особенностях внимания, мышления, эмоций и интересов молодежи.< >Следовательно, педагог по музыкальной литературе не может обойтись без основательных знаний в самых различных областях науки и искусства и без постоянного их совершенствования» (4;19-20). И далее «Курс музыкальной литературы дает большие возможности для расширения общекультурного кругозора учащихся. Поэтому в лекции как по биографии композитора, так и по изучению музыкального произведения желательна обрисовка исторических событий, а н а л о г и ч н ы х явлений в смежных отраслях искусства – литературе, поэзии, живописи» (4;21-22) - разрядка моя – А. Ж.
Музыкальный материал для визуализации теоретических положений должен координироваться с программой, учебными планами, необходимо учитывать специфику каждого отделения, но при этом избегать перекоса: вокалисты слушают только вокальную музыку, пианистам – делать акцент исключительно на фортепианной.
Дело в том, что назначение музыкальной литературы как раз в том и состоит, чтобы нивелировать узкоспециальные взгляды и воззрения, аккумулировать собственную мыслительную деятельность через приобщение к музыковедческой области. «…Учащиеся исполнительских специальностей оказываются нередко оторванными от тех завоеваний современного теоретического музыкознания, знакомство с которыми весьма существенно для решения многих проблем интерпретации» (2;56).
Таким образом, навыки, приобретенные на музыкальной литературе, оказываются востребованными и в классе по специальности. Как известно, общий уровень интеллектуального развития опосредованно сказывается и в культуре звукоизвлечения, тонкости и чуткости интерпретации.
Теперь коснемся немаловажных вопросов отбора материала для подачи на уроке. Этот параметр имеет особое значение не только для молодых преподавателей, но и для опытных специалистов-практиков с многолетним стажем работы.
Отбор этот корректируется каждый раз реальными условиями, его конечный этап осуществляется непосредственно на уроке, в живой импровизации и ощущении «обратных связей» с учениками. Конечно, ошибки неизбежны, но следует, по мере возможности, делать из них выводы и двигаться дальше.
Не всегда сталкиваешься с отзывчивостью учащихся, но умение педагога в том и состоит, чтобы прогнозировать развитие личности, ненавязчиво участвовать в этом развитии.
Нелишним бывает организовать коллективное посещение оперного театра, сравнить несколько вариантов постановки одного произведения, обсудить их, выслушать мнения учащихся по этому поводу.
Сначала все реплики, как правило, высказываются довольно робко, односложно. Затем, при умелом направлении мысли со стороны педагога, затрагивается все более широкий круг вопросов. Для этого даже можно генерировать активность группы, поставив перед ними какую-нибудь проблему. Это вызовет мыслительную деятельность учащихся, заставит подойти к решению проблемы с разных ракурсов.
«М.М.Сперанский в основных положениях, определяющих характер обучения в Царскосельском лицее, подчеркивал необходимость «заставить учащихся работать собственными их силами» (7; 65).
Приобщить учащегося к культуре, втянуть в нее – вот что мы считаем своей первоочередной задачей.
III. КОМПЛЕКС ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН
В РАМКАХ ПРЕДМЕТА
Как уже было сказано, музыкальная литература – это не узкопрофильный предмет теоретиков. Это – фундаментальный база формирования интеллектуально богатой личности с определенным вкусом и эстетическими потребностями. Музыкальная литература - сложносоставный комплекс, генетически соприкасающийся со смежными дисциплинами: в первую очередь такими, как литература, история, мировая художественная культура; а также: фольклор, театр, риторика, отчасти и иностранные языки.
Этот комплекс может вызвать удивление, но только вначале. Все эти дисциплины органически входят в музыкальную литературу, являясь залогом получения классического гуманитарного образования, формируя высококультурную и духовно богатую личность.
Музыка является средством эмоционального познания мира. Музыкальное сочинение подобно кристаллу, играющему разными гранями в зависимости от взгляда смотрящего. «Любое музыкальное произведение воспринимается лишь на основе запаса конкретных жизненных, в том числе и музыкальных, впечатлений, умений, привычек» (16;73).
Е.Назайкинский сопоставляет понятие т е з а у р у с а в современной теории информации со слуховым опытом воспринимающего музыкальное произведение (Там же). Действительно, для грамотного восприятия музыки необходим определенный багаж знаний, слуховой опыт.