Смекни!
smekni.com

II. предмет «музыкальная литература» в училище: значение и направленность курса. (стр. 5 из 6)

«Опыт показывает, что учащиеся первых-вторых курсов, как правило, не справляются с самостоятельным изучением биографий…, в лучшем случае добросовестно заучивая их.<…> На третьем курсе происходит углубление в вопросы формирования, эволюции художника, более подробное знакомство с его эстетическими взглядами, опирающееся на более удовлетворительное представление учащихся о явлениях отечественной культуры» (Там же;7-8).

Существует много точек зрения на вопрос о том, стоит ли проводить устные опросы на уроках музыкальной литературы или же можно ограничиться письменными ответами. На наш взгляд – нет, письменными работами ограничиться ни в коем случае нельзя. Конечно, педагогу намного проще собрать злосчастные листочки с выстраданными ответами, проверить их и поставить оценки. Гораздо больше времени и сил со стороны педагога требует устный опрос, беседа с учащимся. Приходится слушать часто косноязычные ответы простыми предложениями, зачастую изобилующие неправильными ударениями в произнесении слов (из опыта собственной работы). Что делать, многие совершенно не умеют правильно построить мысль, а происходит это опять-таки из-за недостатка общения на должном культурном уровне.

Мы должны стараться расширить круг чтения студентов. Это надо делать «…рекомендуя литературу биографическую, эпистолярную, «общеобразовательную», а также, разумеется, художественную, расширяя на втором курсе знакомство с критическими работами самих композиторов…, мы переходим к более специальной литературе на третьем…» (5;4).

По возможности, на уроках должны присутствовать постоянное варьирование форм работы и концентрический принцип их усложнения. Главное, привести студента к пониманию сути предмета, что послужит залогом решения проблемных задач разной сложности. Добившись результатов на начальном этапе (умение описывать явления и события), движемся к следующему, предполагающему более высокий теоретический уровень – объяснение.

Действует следующая последовательность: «а) осознанное восприятие и запоминание информации…, б) неоднократное воспроизведение по показанному образцу способов деятельности, превращающихся в навыки и умения, в) осуществление процедур творческой деятельности при решении проблемных последовательных задач» (15;41).

Применяя на практике положения И.Я.Лернера, скажем, что лекционное восприятие темы учащимися переходит в собственное осознание. Далее - ее воспроизведение по вопросам учителя; частично самостоятельный анализ, например разбор клавира; наконец, полностью самостоятельный анализ в связи с конкретной поставленной задачей (рефераты, курсовые работы). Этот же автор систематизирует далее основные методы работы на уроках (15; 46).

Таким образом, исходным пунктом становится всегда Объяснительно-иллюстративный метод. На начальной стадии наглядность является самым адекватным путем передачи информации в учебном процессе. Она играет важную роль в поддержании внимания учащихся в ходе занятий. Известно, что утомление учащихся наступает через 15-20 минут непрерывного слушания из-за однообразия раздражителя, которым является голос лектора. В условиях слухового обучения значение наглядности усиливается тем более.

При выборе музыкального материала необходимо учитывать тип носителя, на котором он зафиксирован. В наше время - начало ХХI века - уже не совсем актуально прослушивание музыки на устаревших носителях (катушки, грампластинки), если это не несет задачи ознакомления учащихся с духом времени и наиболее раритетными образцами. В остальных случаях подобный низкокачественный звук (пластинок на старом проигрывателе) способствует рассеиванию внимания учащихся, которые дома в основном слушают компакт-диски и компьютерные диски форматов MPEG 3, DVD.

При качественном звуке, классическое произведение не кажется морально устаревшим, подобным ветхой бутафории, а играет и лучится всеми красками как настоящая жемчужина.

Это – идеальный вариант - иметь в училище аудио- и видеотеку из трех-четырех сотен наименований. Далеко не каждое учебное заведение может позволить себе это. Тем более возрастает значение педагогов-энтузиастов, имеющих у себя значительные коллекции классической музыки. Именно тогда можно с полным правом говорить о наслаждении процессом прослушивания.

Демонстрация видеофрагментов тоже имеет большую актуальность в современно организованном процессе обучения. Гораздо интереснее просмотреть оперу целиком на видео, нежели слушать отрывки, записанные на аудиокассету. У учащихся появляется живой интерес, инспирирующий вопросы о постановочных моментах, исполнителях. Преподаватель всегда имеет возможность варьировать зрительный и слуховой ряды, ибо и тот, и другой должны по возможности присутствовать.

Следующий метод – Репродуктивный, представляющий собой конструирование заданий на воспроизведение. К нему можно отнести самостоятельное составление учащимися вопросов по биографии композитора, тестовых заданий.

Исследовательский метод предполагает конструирование или выбор проблемных задач в определенной системе для самостоятельного их решения, организованное усвоение опыта творческой деятельности (доклады, курсовые работы).

Четвертый метод - Частично-поисковый (эвристический). Проблему учитель делит на подпроблемы, ставя серию взаимосвязанных вопросов. Здесь характерна ситуация семинара. Постановка вопроса, проблемы и попытка самостоятельной формулировки с помощью педагога.

Метод проблемного изложения – самый сложный. Преподаватель ставит проблему перед учащимися и цепью рассуждений подводит к ее раскрытию. Ведь, «более всего развитое мышление обнаруживается в систематичности, гибкости, свернутости и осознанности знаний» (15;183).

Как уже говорилось, поставленная проблема аккумулирует мыслительную активность учащихся, помогая сформулировать доказательство какого-либо утверждения, самостоятельно постичь отличие одного стиля от другого. Очень важным умением, приобретаемым в результате уроков по музыкальной литературе, становится ориентирование в стилях эпох и композиторов, умение отличить их на слух.

Полезно в этом случае устраивать стилевые викторины. Они могут базироваться на альтернативной модели: Венские классики/Романтики или нет? Учащиеся слушают несколько музыкальных фрагментов, делают выводы о принадлежности/непринадлежности к венской школе и затем дают свои ответы, аргументируя их.

Этот метод побуждает у них выработку логического мышления и, в то же время, развивает чувство стиля, столь необходимое любому исполнителю.

Теперь еще раз коснемся влияния момента подачи, театрализации на усвоение материала. Огромно воздействие заинтересованности на память: интересное запоминается легко, быстро и прочно, неинтересное «укладывается» в памяти с большим трудом и легко вытесняется.

Сам тон педагога, его внешность должны соответствовать экспрессивной, а не отстраненной подаче материала. Это не значит, что должно происходить прямое копирование отдельных находок или индивидуальности чьей-либо личности. Эти попытки бесперспективны, а иногда дают худшие результаты. Как афористично утверждает Е.Ильин – «Учитель-творец своего урока. Ему подвластно все: сделать урок ярким и запоминающимся или превратить в будничную рутину» (10;31).

Выход педагога перед группой подобен выходу на сцену. Здесь все должно быть продумано, хотя возможны и моменты импровизации. Таким образом, педагог опять уподобляется актеру. Обратимся к Е.Бокщаниной: «Преподаватель должен также следить и за своими и н т о н а ц и я м и. Их однообразие нагоняет на аудиторию скуку и притупляет восприятие…Желательно обращать внимание на свою жестикуляцию и мимику. < >…и педагог, и актер, обращаясь к аудитории, должны вырабатывать такую форму общения, которая была бы наиболее живой, доходчивой и впечатляющей.< >В любом учебном процессе, а особенно на уроках по изучению музыкальной литературы, когда речь идет о художественном произведении, об искусстве, большую роль играет э м о ц и о н а л ь н ы й т о н у с занятия» (4;24).

Позволим себе привести любопытные замечания Е.Ильина на этот счет: «В класс… надо не просто войти, а ЯВИТЬСЯ… Ученики…это зрительный зал… Артистизм – не только и не просто своеобразие личности, а одно из наиважнейших средств урока» (10;40).

К вопросу о театрализации: О.Аверьянова и Е.Царева предлагают в качестве существенного дополнения к курсу музыкальной литературы кружки, различные театрализованные формы заседаний, где возрождаются традиции совместного музицирования, стихи перемежаются рассказами о поэтах, художниках, композиторах, демонстрируются слайды и репродукции.

Конечно, значение таких «свободных форм» общения с музыкой трудно переоценить, но безусловно об этом можно говорить в применении к теоретикам. Что же студенты-исполнители? Поскольку мы сталкиваемся с людьми разного возраста (на эстрадном и вокальном отделениях), то приходится считаться с их занятостью (многие из них совмещают работу с учебой).

Мне, в моей недолгой педагогической практике, еще не удалось осуществить подобного замысла, хотя полезность этого была бы очевидна. Ведь в непринужденной обстановке учащиеся могут поделиться своими взглядами на те или иные проблемы музыкального искусства, которые их волнуют, ознакомить других с собственной точкой зрения на какой-либо вопрос.