Смекни!
smekni.com

II. предмет «музыкальная литература» в училище: значение и направленность курса. (стр. 6 из 6)

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

Итак, подведем итоги. Не подвергается сомнению аксиологическое значение предмета «Музыкальная литература» в училище. Он не столько учит, сколько развивает и обогащает, погружая в сферу эстетических переживаний. При этом активно развиваются навыки логического мышления: сравнение, абстракция, анализ и синтез. Мыслительная деятельность стимулируется систематизацией материала, необходимостью подготовки к предусмотренным формам отчетности.

Каковы критерии воспитания музыканта и шире - качественного гуманитарного образования? «Наши выпускники должны быть специалистами широкого профиля (лекторами, педагогами, исследователями, редакторами, критиками и т.п.), полностью подготовленными к той деятельности, которая ожидает их за стенами вуза, обладающими способностью самостоятельно мыслить, решать теоретические и практические задачи» (3;100).

Что ждет наших выпускников за стенами музыкальных училищ? Какой путь выберут они: продолжение профессиональной деятельности; творчество, преподавание или проявление своих умений в других сферах? В любом случае, навыки, полученные в ходе обучения в училища и на предмете музыкальная литература, не пройдут даром.

Огромна роль педагога, осознающего важную миссию данного предмета. Именно воспитать гармонично развитую личность, и ставим мы своей первоочередной задачей.

Задача эта выполнима только при тесном сотрудничестве педагога и учащихся, приводящем к поразительным результатам.

«В преподавании искусства, очевидно, наиболее адекватной может стать диалогическая форма урока, которая складывается как обмен творческой деятельностью ученика и учителя, сотрудничество, взаимопомощь, самостоятельность и самодеятельность» (13; 44). И далее там же:

«Наиболее эффективным педагогическим методом являются т.н. деловые игры…, комплексирование различных видов искусства в процессе их воздействия на личность…» (там же;44-45 , курсив мой – А.Ж.). Решение этих проблем автор статьи видит в движении по пути синтезирования на уроках различных сторон видовой специфики произведений искусства.

Практические решения в плане интеграции различных видов искусства помогут осуществить задачу формирования целостного эстетического восприятия произведений искусства, которое является важнейшим свойством художественного сознания.

Развивая это художественное сознание формирующейся личности, необходимо искать пути и методы, которые сочетали бы логическую направленность занятий и эмоциональное общение с миром художественных ценностей.

Вот еще одно мнение по данной проблеме: «Одним из путей формирования…гармонично воспитанной целостной, «сбалансированной» личности и является комплексный, синтетический подход в преподавании художественных дисциплин» (12; 47).

Постулируя основополагающую роль п о з н а в а т е л ь н о г о комплекса у студентов, получающих гуманитарное образование, надо сказать, что оно «предполагает формирование у будущего педагога ДМШ активности в изучении явлений и закономерностей развития культуры и искусства, музыкально-педагогического процесса, умения сочетать теоретические знания с практическим опытом, самостоятельно пополнять знания, приводить их в систему, обогащать межпредметными связями, применяя достижения в области музыкально-теоретических дисциплин, общей и музыкальной педагогики, общей и музыкальной психологии, социологии и т.п., опираться на научно-объективные критерии в осмыслении и оценке явлений» (17;17).

Сверхзадачей уроков музыкальной литературы в училище мы можем считать сформировавшуюся потребность «всю жизнь не позволять “душе лениться”» (10;61); выработать мощный внутренний стимул к самосовершенствованию, саморазвитию (и не только музыкальному) в последующие годы, в перспективе жизненного пути.

Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я

1.Аверьянова О., Царева Е. Внеурочная творческая работа по музыкальной литературе // Методические записки по вопросам музыкального образования, вып.3. М.,1991, с.162-174.

2.Алексеев А.Д. О музыкально-теоретическом образовании современного исполнителя //Актуальные проблемы музыкальной педагогики, сб. тр. ГМПИ им. Гнес., вып.32. М.,1977, с.56-63.

3.Арзаманов Ф. Актуальные задачи воспитания музыковеда и композитора //Актуальные проблемы музыкальной педагогики, сб.тр. ГМПИ им. Гнес., вып.62. М.,1982, с.100-115.

4.Бокщанина Е. Методика преподавания музыкальной литературы в училище. М.,1961.

5.Вопросы музыкальной педагогики, вып.3. Вступительная статья. М.,1981.

6.Гивенталь И. Методика обучения музыкальной литературе в училище. М.,1987.

7.Городилова М., Калужникова Т., Коробова А., Пальмова В., Шабалина Л. Гуманитарно-художественное образование в свете традиций отечественной педагогической культуры // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории, методологии, ГМПИ им. Гнес., вып.2. М., 1994, с.63-71.

8.Гуняшова Т. Взаимосвязь музыки с предметами естественного, гуманитарного и эстетического циклов // Музыка в школе, 2003, № 1.

9.Жданова Г. Жизненный и творческий путь Моцарта // Вопросы музыкальной педагогики, вып.3. М.,1981, с.7-16.

10.Ильин Е. Искусство общения. Минск, 1987.

11.Кирнарская Д. Об изменении структуры музыкального образования //Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории, методологии, ГМПИ им. Гнес., вып.2. М., 1994, с.56-63.

12.Коляденко Н. Взаимосвязь искусств в художественном воспитании //Художественное воспитание подрастающего поколения: проблемы и перспективы. Новосибирск, 1989, с.46-51.

13.Крупник Е. Некоторые методологические проблемы воспитательного воздействия искусства на личность // Там же, с.29-46.

14. Лагутин А. Подготовка учащихся к педагогической работе по музыкальной литературе// Вопросы музыкальной педагогики, вып.3. М.,1981.

15.Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. М., 1982.

16.Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. М.,1972.

17.Руденко В., Руденко Н.. Некоторые вопросы подготовки педагога ДМШ к практической деятельности //Вопросы музыкальной педагогики, вып.7. М.,1986, с. 5-29.

18.Царева Е. Жанр симфонии в зарубежной музыке// Вопросы музыкальной педагогики, вып.3. М.,1981, с.31-37.

19.Шмаков С. Игры учащихся – феномен культуры. М.,1994.