Смекни!
smekni.com

II. предмет «музыкальная литература» в училище: значение и направленность курса. (стр. 1 из 6)

Пермское музыкальное училище

Отделение теории музыки

ПРЕДМЕТ «МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА»

КАК ОСНОВА ГУМАНИТАРНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ В УЧИЛИЩЕ

Методическая разработка преподавателя

А.С.Жаровой

Пермь-2005

С О Д Е Р Ж А Н И Е

ВВЕДЕНИЕ………………………..…………………………………….3

I. ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В РАМКАХ СРЕДНЕГО ЗВЕНА........................................................4

II. ПРЕДМЕТ «МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА» В УЧИЛИЩЕ:

ЗНАЧЕНИЕ И НАПРАВЛЕННОСТЬ КУРСА…………..………..6

III. КОМПЛЕКС ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

В РАМКАХ ПРЕДМЕТА......................................................................9

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ

МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………….…………...…………………………...21

БИБЛИОГРАФИЯ……………………...……………………………...22

В В Е Д Е Н И Е

Ученик – это не только сосуд, который нужно наполнить, но факел, который нужно зажечь.

«Музыкальная литература – предмет, сама комплексная сущность которого служит залогом «вечного движения», постоянных и неутоляемых стремлений к раскрытию художественных явлений» (5;3).

Действительно, комплексность предмета вызывает необходимость реакции педагога на развитие самых различных отраслей и музыковедения, и смежных наук: литературоведения, фольклористики, педагогики, психологии, социологии, культурологии и т. д.

Многие положения данной работы являются не почерпнутыми из методической литературы, а добытыми эмпирическим путем во время работы со студентами разных отделений Пермского музыкального училища (фортепианного, вокального и эстрадного).

Литературы по вопросам методики преподавания музыкальной литературы в ДМШ много, хуже обстоит дело с разработанностью методики преподавания этого предмета в среднем звене. Что касается методической литературы по теме нашей работы, то ее еще меньше. Зачастую то, что имеется в анналах библиотек уже давно «морально» устарело, и не соответствует современной культурной ситуации. Поэтому приходилось пользоваться имеющимся материалом, подкрепляя его собственными мыслями по данному вопросу.

Показательно, что в методичке Е. Бокщаниной (4) еще нет освещения проблемы межпредметных связей, тогда как у И.Гивенталь (6) уже присутствует пусть небольшой, но отдельный раздел на эту тему. Это говорит о катализирующемся интересе к этой проблеме в последние десятилетия.

И.Гивенталь: «В учебных программах и методической литературе вопросы межпредметных связей не разработаны и не представлены в должной мере» (6;60).

В нашей работе мы стремились к более широкому ракурсу воззрения на предмет. Музыкальная литература рассматривается как один из инструментов формирования личности с определенными этико-эстетическими устоями; как компонент гуманитарного образования в целом.

Поэтому, первый раздел работы посвящен вопросам гуманитарного образования на базе училища в культурном контексте современности. Становится необходимо учитывать интенции времени, модифицирующие и систему образования. Востребованным становится не только узкий специалист, но личность, способная органично вписаться в современные культурные реалии.

«Сегодня задачи переориентации воспитания и образования решать намного сложнее. Общая социокультурная ситуация кардинально изменилась: отличительным свойством ее является мобильность, неустойчивость. Теперь недостаточно воспитать человека в духе предопределенности его роли и встроенности в «вечную» картину мира. Нужна личность саморазвивающаяся, умеющая находить свое место в меняющемся мире, а не ломающаяся вместе с очередными ломками общественно-политических устоев» (7; 65).

Второй раздел работы охватывает проблематику и направленность курса музыкальной литературы в училище. Следующая грань – рассмотрение предмета в качестве комплекса гуманитарных наук. Четвертый раздел – Формы и методы работы на уроках музыкальной литературы - введен нами для выявления логических и специфически художественных приемов в преподавании рассматриваемой учебной дисциплины.

Заключение, подводя итог работе, содержит цитаты из библиографических источников на тему целостности и синтетичности предмета «Музыкальная литература».

Мы в своей работе не касаемся связей музыкальной литературы с предметами собственно теоретического цикла (гармонией, элементарной теорией, анализом музыкальных произведений и т.д.), так как это – тема отдельной работы.

I. ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В РАМКАХ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

Базис гуманитарных знаний, которые дает музыкальное училище, довольно значителен. Приобщение к музыке, начавшееся еще в музыкальной школе выходит на качественно иной уровень, выдвигая безусловный приоритет глубины понимания произведения искусства, вживания в него. Специфика училища и, в частности, предмета музыкальная литература в безусловном расширении горизонтов учащихся, интериоризации их в мировую музыкальную и художественную культуру.

При этом основой гуманитарного образования является умение стилистического ориентирования, начальные навыки исторического ракурса воззрения на какие-либо явления, широта профессиональных ориентиров, не ограниченных только лишь владением инструментом.

«Профессиональное музыкальное образование – процесс комплексный и многоцелевой. Однако при всем разнообразии видов профессиональной музыкальной деятельности, ожидающей наших учащихся в будущем, достаточно определенно просматривается ее главная цель – приобщение людей к познанию процессов развития музыкальной культуры, к постижению всех ее богатств, воспитание интереса и уважения к духовным ценностям человечества» (1;162).

Наиважнейшим критерием качественного гуманитарного образования служит органичное включение выпускника в широкий контекст современных общекультурных и специфически-профессиональных проблем. Для этого принципиально важна установка, с которой подходит педагог к своему предмету, формируя системный характер данной ступени образования в целом.

Именно в среднем звене музыкальная литература приобретает новые функции, обеспечивая полноценную основу для гуманитарных знаний.

Музыкальная литература рассматривает свой предмет во взаимосвязи с историей, литературой, социологией, философией, фольклористикой и т.д. У учащихся формируется представление об исторической перспективе, вырабатывается профессиональный критерий художественной ценности произведения.

Именно этот предмет, как никакой другой, становится неким трамплином для выхода в свободную атмосферу творчества.

«Музыкальная литература должна научить учащихся ориентироваться в огромном мире звучащей вокруг музыки, посильно разбираться в противоречиях музыкальной действительности, где одновременно сосуществуют две сферы музыки…» (14;169). Мы бы добавили, что современный музыкальный континуум становится все более многосоставным и выпускники средних специальных учебных заведений должны органично вписаться в современное культурно-музыкальное пространство.

Роль предмета в формировании эстетической культуры трудно переоценить: знания, умения воспринимать, анализировать, оценивать, несомненно, пригодятся завтрашнему молодому специалисту.

Актуальные наработки и установки все сложнее коррелируются с реальностью. Приведем характерные цитаты А.Лагутина: «педагогические функции становятся все более многообразными и сложными» (14;170) и далее: «нужно стараться увлечь музыкой и музыкальной педагогикой, показать престижность и социальную значимость этой профессии…» (Там же; 171-172).

Сейчас последний тезис особенно неактуален: и престижность, и социальная значимость профессии под большим вопросом. Тем сложнее в наше время увлечь ею студентов настолько, чтобы они сознательно посвятили этому всю свою жизнь.

Тотальная «массовизация» общества, провозглашение средствами массовой информации потребительских идеалов и гедонистических ценностей дезориентируют молодое поколение, прививая подчас пренебрежительное отношение к учебному процессу, к моральным и этическим нормам.

«Из общеобразовательной школы в музыкальные училища приходят дети с неразвитым вкусом, со смещенным критерием истинной ценности художественных явлений, «заорганизованные», привыкшие зубрить (это в лучшем случае – А.Ж.), а не мыслить и чувствовать. За четыре года необходимо превратить их в профессиональных музыкантов, сформировать у них устойчивую эстетическую позицию, возвышенность ума и чувств…В будущем же…им предстоит самим воспитывать своих учеников, слушателей, читателей» (1;163).

Некая пассивность в восприятии знаний отличает сегодняшнее поколение, выросшее на средствах масс-медиа. Неумение говорить становится буквально приметой времени. При этом речь идет не только о теоретиках, но и об исполнителях, так как они тоже должны в некоторой мере владеть словом, иметь творческую фантазию и яркий темперамент.

Творческая деятельность должна стать ПОТРЕБНОСТЬЮ, органичной и естественной. О.Аверьянова и Е.Царева в своей статье говорят о необходимости знакомить учащихся с музыковедческой литературой. Применительно к учащимся-теоретикам проблем обычно не возникает, по-иному обстоит дело с исполнителями: они не любят, не научены читать (не только музыковедческую литературу, но и любую другую).

Именно в этом пафос нашей работы – мы, педагоги, должны всемерно стараться привить им интерес к учебе, к расширению кругозора, принципиально модифицировать их взгляд на знакомство с новой музыкой, которое должно и может стать подлинной радостью, эстетической потребностью.