Карта народов Кавказа всегда была довольно пестрой. К началу XIX века здесь проживало около 50 народов, являвшихся представителями самых разных языковых семей: армянской и иранской группы индоевропейской семьи, картвельской и северокавказской, а так же представители тюркской и монгольской групп алтайской семьи языков. Они не только говорили на разных языках, но и исповедовали разные религии, в основном христианство, мусульманство и буддизм. При этом, у большинства из них (в основном у горских племен) господствовали родоплеменные отношения.
Вся первая четверть XIX века проходила под знаком расширения российского господства на Кавказе. Некоторые народы добровольно присоединялись к России, другие вели борьбу за независимость. Иными словами, каждое из расположенных на Кавказе султанатов, ханств, царств и княжеств имело свою историю вхождения в состав Российской империи.
Присоединение кавказских территорий имело для государства весьма противоречивое значение. С одной стороны, эти территории были надежно гарантированы от попыток подчинения со стороны Турции, с другой, - включение такого сложного и отсталого по уровню развития региона в состав Российской империи обострило ее противоречия с южными соседями.
Д). Народы Сибири.
Население коренных народов Сибири за первую половину XIX века увеличилось втрое, до уровня 600 тысяч человек. Однако, в связи с усилением переселения русских на восток, создалась угроза утраты коренными народами своих самобытных черт. Это также усугублялось и активным расселением самих сибирских народов по огромным просторам Российской империи. Вследствие этих переселений, активно шел процесс формирования новых народов. Хозяйственная и культурная близость племен, проживающих в Туве, стала основой их этнической общности. Обитавшие в Минусинской котловине племена койбалов, качинцев, бельтиров, сагайцев и кызыльцев составили хакасский народ, а монголоязычные племена Забайкалья и Прибайкалья – бурятский.
С целью сохранения самобытности народов Сибири, а так же включения их в хозяйственную и культурную жизнь российского общества, в 1822 году по инициативе М.М. Сперанского был принят Устав об управлении инородцев. Коренные народы делились на бродячих, кочевых и оседлых. При этом бродячие и кочевые народы были уравнены в налогах с государственными крестьянами, но при этом сохраняли свои внутренние порядки в «образе управления». Оседлые были полностью приравнены к государственным крестьянам. При этом, устав предусматривал постепенный переход бродячих и кочевых народов в оседлые и, как следствие, полное уравнивание их в правах с русским крестьянством (кроме несения военной службы).
Таким образом, в первой четверти XIX века значительно расширился национальный состав населения Российского государства. Власть была поставлена перед необходимостью выстраивать национальную политику с учетом интересов не только наиболее крупных, но и малых народов. На этом пути правительство Александра I добилось немалых успехов, важнейшими из которых стали конституция Царства Польского и Устав об управлении инородцев.
Национальная политика Николая I.
Во второй четверти XIX века Россия находилась на историческом повороте. Пороки самодержавно-крепостнической системы стали очевидными для передовой части российского общества, которая, не дождавшись перемен от власти, начала решительную борьбу за демократические преобразования. Предпринятые правительством карательные меры заставляли прогрессивно мыслящую часть населения страны покидать родину и уезжать за границу.
Общее ужесточение политического режима в России не могло не сказаться и на национальной политике. В начале 20-х годов начался постепенный отход от положений польской конституции 1815 года, и 14 февраля 1832 года она была полностью отменена; вместо нее появился «Органический статут», в соответствии с которым Польша становилась составной частью Российской империи ( с сохранением административно автономии) и, как следствие, лишалась собственной армии и сейма. Для предотвращения выступлений протеста император распорядился построить вокруг Варшавы цитадель, орудия которых постоянно держали под прицелом польскую столицу.
В отличие от Польши, на Украине не стоял так остро вопрос о политической автономии. Главными проблемами были предоставление свободного права изучения и использования украинского языка местным населением. В 1833 году Николай I дал согласия на открытие Киевского университета, где в 1846 году возникло Кирилло-Мефодиевское студенческое общество, участники которого выступали за национальную автономию всех славянских народов в рамках единой славянской федерации.
В это время в западных губерниях станы вели борьбу за сохранение национальных традиций Курляндское общество для изучения литературы и искусства, Латышское литературное общество и Эстонское ученое общество. Прибалтийские народы по-прежнему были лишены каких-либо основ государственности. Пережив аграрную реформу при Александре I, они так и не получили земли. Однако, начавшийся при Николае I промышленный переворот и активизация внешней торговли, со временем способствовали формированию в Прибалтике одного из самых динамично развивающихся экономических районов Российской империи.
Положение представителей разных народов и конфессий при Николае I было неодинаковым. По законам Российской империи было разрешено исповедовать любую религию, с той лишь оговоркой, что ее последователи признают царскую власть и существующие порядки. При этом положение православной церкви было, однако, более привилегированным. Поощрялся (а порой и стимулировался) переход в православие представителей другой веры. Так, например, решением «еврейского вопроса» считалось насильственное крещение евреев с присвоением им русских имен и фамилий, приобщение их к русскому языку и культуре, отказ от традиционного религиозного образования и образа жизни. Все это вызывало нарастание недовольства среди еврейского населения.
Аналогичные проблемы преследовали и многочисленные народы Кавказа. Главной причиной Кавказской войны (продолжавшейся без малого 50 лет) стали попытки царского правительства внедрить на Кавказе российские законы и обычаи. Это было столкновение двух непохожих культур, традиций и образов жизни. Больше всего горцы были возмущены запретами на совершение набегов, которые для многих из них служили средством к существованию. Кроме того, кавказцы сопротивлялись введению все новых налогов, истощавших и без того небогатое население.
Непосредственным поводом к войне послужило прибытие на Кавказ генерала Ермолова, многочисленные походы которого для «усмирения» горцев привели к вымиранию целых аулов. Ермолов предложил выселять местное население из равнинной части территорий в горы с одновременной раздачей земель казакам, местным чиновникам и офицерам; все это означало для местного населения потерю своих полей и пастбищ, а значит и средств к существованию. Кавказцам не оставалось другого выбора, кроме как начать сопротивление.
Царское правительство, стремившееся подчинить себе народы Кавказа столкнулось с упорным сопротивлением местных жителей, создавших собственное государство – имамат. Многолетняя кавказская война закончилась поражением горцев и присоединением их земель к России. Это привело к массовому исходу местного населения из родных краев. Кавказские земли покинуло около трех миллионов человек. Началось интенсивное заселение Кавказа русскими, украинцами и белорусами.
Несмотря на трагичность событий, включение горных районов Кавказа в состав Российской империи имело и позитивное значение. С новой властью сюда пришла более современная техника земледелия, просвещение, здравоохранение, а позже – промышленное производство.
Таким образом, несмотря на явно обостренный национальный вопрос, при Николае I множилась семья народов России, росла их численность, налаживалось хозяйство, получали развитие просвещение и культура. Тем не менее, отсутствие реальных реформ сплотившее передовую часть населения страны, стимулировало решительную борьбу за демократические преобразования и переустройство общества, следствием которой стали либеральные реформы, проводимые в последующие годы Александром II. Эти реформы затрагивали все стороны общественной жизни, закладывая традиции гражданского общества и правового государства. Вместе с тем, они сохранили сословные преимущества, а так же имели ограничения для национальных районов страны. Национальная политика Александра II.Особо напряженная ситуация сохранилась в Польше, где появились многочисленные тайные организации. Современники разделили их на два типа – «красные» (боровшиеся за интересы крестьянства) и «белые» (помещики и крупная буржуазия, выступавшие против решения крестьянского вопроса). Обе партии, тем не менее, объединяло стремление восстановить Польшу в границах 1772 года. Антирусское настроение в польской среде были настолько сильны, что даже инициатива начальника гражданского управления маркиза А.Велёпольского о восстановлении конституции 1815 года была сочтена слишком умеренной национальной программой и не удовлетворяла ни «красных» ни «белых». Маркиз решил при помощи специального рекрутского набора призвать в армию революционно настроенную молодежь, что привело к вооруженному восстанию в конце января 1863года. К маю 1864 года восстание было окончательно подавлено, после чего последние остатки польской автономии были ликвидированы, а название Царства Польского заменено на безликое «Привисленский край». Польские дворяне были лишены права избирать предводителей дворянства, которые теперь назначались из Петербурга. Полякам-католикам было запрещено покупать и арендовать земли в девяти западных губерниях. При Александре II продолжилась политика, начатая Николаем I по отношению к Кавказским народам. Главнокомандующий кавказской армией А.И. Барячтинский считал необходимым начать активное заселение Кавказа терскми казаками, «чтобы постепенно стеснять горцев и лишать их средств к жизни». Результатом такой политики стало насильственное переселение в Турцию около 100 тысяч черкесов (при этом, однако, на освободившиеся земли переселялись не только казаки и крестьяне, но и греки и армяне, бежавшие от притеснений из Турции). Однако, существовали и другие мнения относительно решения национального вопроса на Кавказе. Военный министр Д.А. Милютин призывал к проведению более гибкой национальной политики, считая необходимым оставить в неприкосновенности религию, обычаи и образ жизни кавказских народов. В русле этой политики действовало правительство, оказывая поддержку высшему и среднему духовенству. На Кавказе был введен особый суд, который состоял из выборных представителей горных народов решавших дела «в духе народных воззрений». Изменилось отношение правительства и к еврейскому населению. В 1860-е годы были введены различные льготы, разрешавшие проживание вне «черт оседлости» купцам 1 гильдии, обладателям ученых званий, некоторым категориям ремесленников. Более гибкую политику правительство Александра II стало проводить и к народам Поволжья (политика насильственной христианизации в этом регионе показала свою полную несостоятельность; многие новокрещенные народы возвращались к своим прежним верованиям). Вторая половина XIX века стала для многих из них временем формирования национальной интеллигенции, были заложены основы литературного татарского языка, открыты первые татарские и чувашские школы. В то же время, были уничтожены административно-политическая самостоятельность и национальное самоуправление немецких колоний в Поволжъе и национальная школа в них. Все это вызвало исход немецкого населения из России в Америку. Атмосфера либеральных реформ способствовала подъему национального самосознания в рядах украинской и белорусской интеллигенции. Но если по отношению к прочим народам правительство допускало определенные послабления. То в Малороссии (Украине) и губерниях Северо-Западного края (Белоруссии) правительство видело исконно русскую часть населения страны и отказывалось признавать самостоятельное существование украинского и белорусского народов, их национального языка и культуры. Таким образом, правительство Александра II проводило избирательную национальную политику. Но избирательность эта проявлялась лишь в выборе различных методов для осуществления единственной цели – укрепление единой и могучей Российской империи. В этом же русле действовал и следующий правитель – Александр III, видевший одной из своих главных задач сохранение единства многонационального российского государства. Национальная политика Александра III.Во второй половине XIX века окончательно установились границы Российской империи. После русско-турецкой войны к России были присоединены грузинские и армянские земли, а так же Южная Бессарабия. Были определены территории туркестанских владений России в Средней Азии, разграничены территории между Россией и Китаем на Дальнем Востоке. В 1875 году за Россией были признаны права на Сахалин.Проводя внутреннюю политику на сохранение целостности Российского государства, одной из главных своих задач Александр III видел в реформировании системы образования на национальных окраинах и насильственное насаждение русского языка. Так, например, было решено покончить с немецким влиянием в Прибалтике: во всех учебных заведениях преподавание на русском языке стало обязательным, и делопроизводство во всех учреждениях было переведено на русский язык. Александр III продолжил политику предшествующего царствования и в отношении Польши. Для поляков-католиков был закрыт доступ к государственным должностям, а польский и литовский языки - изгнаны из государственной школы.В 1891 году император постановил всю местные законопроекты в Финляндии, касающиеся интересов империи, согласовывать с соответствующими ведомствами в Петербурге. В этом же году вся переписка чиновников была переведена на русский язык.Ужесточилась политика по отношению к евреям. В 1891 году правительством был издан указ о выселении всех евреев, незаконно проживающих в Москве и Московской губернии. Немногим ранее, 1887 году были введены ограничения для еврейских детей при поступлении в учебные заведения. Кроме того, существовали ограничения на занятие определенными видами деятельности. Однако все эти притеснения не распространялись на евреев, перешедших в православную веру. Таким образом, при Александре III были предприняты попытки усиления православия в жизни страны. Национальная политика была ужесточена по сравнению с предшествующим царствованием; была проведена русификация Прибалтики, Польши, а так же народов Кавказа. Была ограничена национальная самостоятельность Финляндии, еще больше стеснены права евреев.В октябре 1894 года император Александр III умер, и на престол вступил его сын Николай II, который продолжил курс своего отца и в национальном вопросе.Национальная политика Николая II. Прежде всего, Николай II стремился ликвидировать последние элементы самостоятельности Финляндии. В 1899 году был издан манифест, ограничивающий права сейма, а в 1901 году – расформированы национальные армейские части. Делопроизводство велось исключительно на русском языке, что было так же обязательным не только для государственных учреждений Финляндии, но и для частных компаний в Польше.Гнет испытывало и еврейское население. Не имея возможности проявить себя на государственном поприще, еврейская молодежь активно пополняла ряды революционных организаций. Неспокойно было и на Кавказе. В 1903 году произошли волнения из-за указа о передаче имущества армянско-грегорианской церкви в ведение властей. Украинские и белорусские земли традиционно рассматривались как исконно русский, вследствие чего украинцы и белорусы причислялись к русскому населению. Сохраняли силу секретные указы Александра II, запрещающие ввозить из-за границы литературу и периодические издания на украинском и белорусском языках, а так же играть на этих языках спектакли. Русификация в конце XIX начале XX века привела к росту украинского национального движения, основной идеей которого было отстаивание права культурного возрождения. В то же время появились радикальные организации, стоящие на позициях национализма. В начале XX века обострились аграрный и рабочий вопросы. Нерешаемые экономические и социальные проблемы усугублялись в национальных окраинах страны русификационной политикой государства. А с началом русско-Японской войны недовольство нерешенными проблемами усиливалось чувством национального унижения в связи с неудачами на фронте. Под напором национальных выступлений власти вынуждены были частично пересмотреть национальную политику. Весной 1905 года правительство пошло на уступки в польских школах: было разрешено преподавать польский язык и закон божий католического вероисповедания, а в гимназиях – вести ряд предметов на русском языке. В этом же году в Финляндии был утвержден сеймовый устав (фактически конституция), предусматривающий введение парламента, избираемого на основе всеобщего избирательного права. Ввиду сложной обстановки на Кавказе, наместник заручился согласием Николая II на отмену закона 1903 года о конфискации имущества армянской церкви. Некоторые послабления были введены и для других народов. В 1907 году были приняты «Новые Правила о начальных училищах для инородцев», разрешающие использовать родной язык как вспомогательный после двух лет обучения.Однако, несмотря на некоторые послабления, государственное управление по прежнему оставалось привилегией исконно русского населения. В июне 1907 года, одновременно с роспуском II Думы был обнародован новый избирательный закон. В нем говорилось, что «созданная для укрепления государства Российского, Государственная дума должна быть русскою по духу..». В соответствии с этим законом «.. иные народности, входящие в состав державы нашей, должны иметь в Государственной думе представителей нужд своих, но не должны и не будут являться в их числе, дающем им возможность быть вершителем вопросов чисто русских..». Кроме того, малые народности на окраинах Российской империи («..где население не достигло достаточного развития гражданственности..») лишалось возможности принимать участие в выборах. Правительство стремилось ликвидировать те немногие уступки, которые национальные окраины вырвали в ходе революции.Изменилась политика и в отношении к Финляндии. Дабы не допустить развития там настроений, ведущих к обособлению, Николай II в 1910 году распустил Финский сейм и назначил новые выборы. Власти так же усилили антипольскую деятельность. Новый избирательный закон резко сократил польское представительство в думе. Вывод: На протяжении всей истории становления русского государства самодержавие постоянно сталкивалось с необходимостью решать национальный вопрос. Усилением репрессивных мер либо проведением либеральной политики по отношению к тому или иному народу, власти всегда преследовали одну главную цель: расширяя границы государства путем завоевания и присоединения новых территорий, любыми средствами способствовать укреплению положения титульной нации, целостности и мощи Российской империи. При этом следует признать, что многовековая история межнациональных отношений в российском государстве доказала невозможность создания «идеальных» условий существования одновременно многим народностям, исповедующим разную религию, имеющим разные обычаи и традиции. Образование СССР. Вокруг России после революции 1917 г. находилось много стран со сходными коммунистическими режимами. Это создало предпосылки их объединения и привело к созданию СССР 30 декабря 1922г. Советский период.Национальная политика в конце 1920-1930 годах.Наступление на ислам. Во второй половине двадцатых годов большевики стали нетерпимыми к мусульманской религии. Церковные земельные владения, доходы с которых шли на содержание мечетей, школ и больниц, были упразднены. Земли передавались крестьянству, школы, дававшие религиозное образование (медресе), заменялись светскими, а больницы включались в систему здравоохранения. Большинство мечетей было закрыто. Были упразднены суды шариата. Отстранённых от своих обязанностей священнослужителей заставляли публично каяться в том, что они «обманывали народ». В городах началась кампания по искоренению мусульманских традиций, не соответствующих нормам «коммунистической морали». Шумные пропагандисткие кампании были проведены против ритуальных молитв и празднования Рамадана.Говорили, что эти унизительные и реакционные обычаи не дают рабочим «принимать активное участие в строительстве социализма», поскольку противоречат трудовой дисциплине и плановой экономике. Эти и другие меры вызывали яростное недовольство. Несколько чеченских имамов объявили джихад. В 1928-1929 годах вспыхнули восстание среди горцев Среднего Кавказа. В Средней Азии вновь подняло голову басмаческое движение. Эти выступления подавлялись армейскими частями. В результате репрессий люди перестали открыто демонстрировать свою приверженность к исламу. Однако вера и обычаи никогда не исчезали из семейного быта. Возникали подпольные религиозные браства, члены которых тайно совершали религиозные обряды. Советизация национальных культур. В конце двадцатых – тридцатые годы был свёрнут курс на развитие национальных языков и культуры. В национальных системах образования было отменено использование местных языков в государственных учреждениях. Исключение – Грузия и Армения.В 1929 году все системы письма Кавказа и Средней Азии были переведены на латинскую графику, спустя десять лет был введен русский алфавит. Предпринимались попытки создания этнически однородных частей. Но командирами тогда были либо русские, либо украинцы. После этого практика формирования национальных воинских частей была ликвидирована. Но русский язык стал языком военного обучения и командования. Признание русского языка государственным, облегчало возможность межнационального общения, облегчало жизнь русского населения в национальных республиках, давало возможность родителям, имевшим далеко идущие планы относительно будущего своих детей, отправлять их в школы, где они могли приобщиться к государственному языку и получить преимущества перед своими соотечественниками. Поэтому национальные элиты не протестовали против языковых нововведений. Однако повышение статуса русского языка не означало возвращение к царской политике русификации, потому что антирелигиозная кампания и коллективизация сельского хозяйства нанесло удар не только по национальным культурам, но и по русской. Поэтому русский язык стал выразителем многонациональной партийной советской культуры, а не русской в её традиционном понимании. «Выравнивание экономического уровня национальных окраин». Одной из основных задач партии было поднятие уровня экономического развития национальных окраин. Методы выполнения этой задачи не учитывали национальных традиций и особенности хозяйственной деятельности народов В Казахстане коллективизация было связана с усиленными попытками заставить кочевой народ к пахотному земледелию. Действия властей настолько не соответствовали национальным традициям, что ответом для них стала ожесточённое вооружённое сопротивление. Вновь появились вновь. К ним примкнули те, кто не хотел вступать в колхозы. Повстанцы убивали колхозное начальство и партработников. Сотни тысяч казахов со своими стадами ушли за границу, в китайский Туркестан. Промышленные предприятия на национальных окраинах строила вся страна. Провазглашённый партией интернационализм не был пропагандистким лозунгом. Рядом росли, учились работали, создавали семьи представители самых разных национальностей. В тридцатые годы в СССР сложилась многонациональная общность людей со своей социальной и культурной спецификой, поведенческим стереотипом, ментальностью. Народы СССР в борьбе с фашизмом.Гитлер, нападая на СССР, думал, что страна развалиться из-за противоречий между различными нациями. Но этого не произошло. С учётом возросшего в годы войны национального осознания были созданы десятки национальных дивизий и бригад, в которых наряду с русскими, украинцами и белорусами сражались представители народов Поволжья и Северного Кавказа, Севера и Сибири, Закавказья и Средней Азии, Прибалтики и Дальнего Востока. Представители других народов внесли весомый вклад для освобождения общей для всех родины – СССР. Они совершали подвиги наравне с русскими, помогали в сборе денег, одежды, продовольствия. Это значит, что общая опасность была тогда выше национальных противоречий. Национальные движения. Но всё же некоторые не осознавали общей опасности. Национальные движения возникали в тех районах, где жёсткая политика властей в предвоенные годы вызывала наибольший протест среди местного населения. По мере приближения немецких войск их деятельность активизировалась. Началось создание вооружённых отрядов для борьбы с Красной Армией Немцы пытались поставить национальные движения под свой контроль, для облегчения разгрома Красной Армии. Однако, несмотря на принятые меры, немцам так не удалось создать из национальных формирований достаточно серьёзной военной силы и поколебать дружбу народов СССР. Национальная политика при Сталине И.В. В предательстве были обвинены не только те, кто сотрудничал с немцами, но и все представители того или иного народа. Самой реакционной чертой сталинской национальной политики стала депортация целых народов (немцы, латыши, эстонцы, карачаевцы, калмыки, балкарцы, чеченцы, ингуши, крымские татары, армяне, болгары, греки) и ликвидация ряда национальных автономий (АССР немцев Поволжья и другие). Частично переселением были затронуты русские, украинцы, белорусы, осетины, абазины, аварцы, ногайцы, лазы, лакцы, тавлины, даргинцы, кумыки, дагестанцы. Эти жестокие репрессии вызвали в послевоенные годы новый всплеск национальных движений. Из всего этого можно сделать вывод о том, что неразумная национальная политика могла привести к краху страны на войне. Национальная политика Хрущёва Н.С. Во времена Хрущёва проводилась политика десталинизации, что вызвало оживление национальных движений. Самым массовым из них стала борьба народов, подвергшихся депортации, за возвращение на историческую родину. После этого в ноябре 1965 года было принято решение о восстановлении ряда автономий и переселение их жителей в места их традиционного проживания. Осуществлявшееся после 20 съезда КПСС расширение прав и полномочий союзных и автономных республик во многих вопросах экономики и культуры, «коренизация» их руководящих кадров вскоре привели к тому, что правящая номенклатура на местах представлена лишь коренными жителями, которые зачастую были меньшинством населения. Получив значительные власть и самостоятельность, представители национальной элиты на словах продолжали заверять в своей преданности Центр. На деле же они проводили всё более самостоятельную экономическую и социальную политику, учитывавшую в первую очередь интересы коренного населения. Не имея возможности проведения массовых репрессий правительство взяло курс на более широкое распространение русского языка как средства межнационального общения для достижения национального единства страны. В новой партийной установке была поставлена задача: в ходе строительства коммунизма добиться «полного единства наций СССР», а советский народ был назван «новой исторической общностью людей различных национальностей». Но установка на русификацию системы образования привела к сокращению числа национальных школ в автономных республиках Поволжья, в Белоруссии, Молдавии, республиках Прибалтики. Это, в свою очередь, порождало новые узлы противоречий в отношениях между Центром и республиками. Национальный вопрос при Брежневе Л.И.Нарастание противоречий между центром и республиками. В ходе выполнения реформы 1965 года власти сделали серьёзный акцент на развитии специализации экономики союзных республик. В интересах быстрой интеграции экономики союзных республик ускоренными темпами шло промышленное развитие менее развитых из них. Это вело не только к высоким экономическим показателям всей страны, но и к преодолению обособленности республик. В тоже время бурное промышленное строительство в этих регионах при ведущей роли союзных министерств ещё более усиливали роль Центра в отношениях с республиками. Народы союзных республик лишились даже ограниченного контроля над своей экономикой, не могли решить многих проблем культурного развития без санкции из Москвы. Из-за отсутствия местных квалифицированных кадров шло переселение в республики Средней Азии и Закавказья инженеров и техников из России. Это воспринималось порой даже на бытовом уровне как насильственная экспансия иных традиций и культуры, усиливало национализм. Вновь оживились национальные движения. Национальные движения. Национальные движения на данном этапе развития союзного государства выступали формой защиты национальных культур от проводимой Центром политики нивелировки и унификации. Любые попытки интеллигенции поставить хоть какую-то проблему своей национальной культуры, языка объявлялись проявлением национализма и рассматривались как враждебные. Эволюция национальной политики. В условиях роста национальных движений власти были вынуждены корректировать национальную политику. Прямые репрессии использовались лишь против участников открытых форм протеста. В отношении же руководства и интеллигенции союзных республик проводилась политика заигрывания. Тысячи деятелей культуры, промышленности и сельского хозяйства союзных республик были удостоены звания Героя Социалистического труда, награждены высшими орденами страны. Началась очередная волна «коренизации» партитйно-государственной элиты союзных республик. Вторые же секретари ЦК компартии республик, как правило, русские, оказывались лишь «наблюдателями» происходящих процессов. В то же время власти, казалось, совершенно не замечали тех явлений, которые происходили в автономных республиках, национальных областях и округах. В конституции 1977 года национальные меньшинства и группы не были даже упомянуты. Всё это вело к постепенному вызреванию кризиса в межнациональных отношениях. Национальный вопрос во время перестройки.Распад СССР. Демократизация общественной жизни не могла не коснуться сферы межнациональных отношений. Годами копившиеся проблемы проявились сразу. Первые открытые массовые выступления прошли в знак несогласия с сокращавшимся из года в год числом национальных школ и стремлением расширить сферу примениения русского языка. Межнациональные конфликты и формирование массовых национальных движений.В 1987 году начались массовые волнения армян в Нагорном Карабахе с требованием передать Карабах в состав армянской ССР. Обещание союзных властей «рассмотреть» этот вопрос было воспринято как согласие удовлетворить эти требования. Всё это привело к расправам над армянами в Сумгаите (АзССР). Горбачёв М.С. отдал приказ ввести войска и объявить там комендантский час, участвуя в создании национальных движений. В мае 1988 году были созданы народные фронты в Латвии, Литве, Эстонии. Если вначале они выступали «в поддержку перестройки», то уже через несколько месяцев объявили своей конечной целью выход из состава СССР. Требование о введении родного языка в государственных и учебных заведениях звучало на Украине, в Белоруссии, в Молдавии. В среднеазиатских республиках впервые за многие годы возникла угроза проникновения исламского фундаментализма. В Якутии, Татарии, Башкирии набирали силу движения, участники которых требовали представления автономным республикам прав союзных. Лидеры национальных движений, стремясь обеспечить себе массовую поддержку, делали особый упор на то, что их республики «кормят Россию» и союзный Центр. По мере углубления экономического кризиса это вселяло в сознание людей мысль о том, что их процветание может обеспечено лишь при выходе СССР. «Команда М.С. Горбачёва» оказалась не готова предложить пути выхода из «национального тупика» и потому постоянно медлила и опаздывала с принятием решений. Ситуация постепенно стала выходить из-под контроля. В итоге межнациональные противоречия привели к распаду СССР 8 декабря 1991 года. Глава вторая.Национальный вопрос в современной России. Межнациональные отношения в России после распада СССР.Распад государственности и экономики СССР придал напряженный характер межнациональным отношениям в России. Истоки такой конфликтогенности носят не столько этнический, сколько социально-экономический и политический характер. Взбудоражить межнациональные отношения гораздо легче, чем их успокоить.