Смекни!
smekni.com

Рыцари и замки (стр. 2 из 4)

Соединение особого образа жизни и профессионализма с этической миссией и социальной программой и превращало воина в средневекового рыцаря. Рыцарь – это союз отваги и мудрости, физической силы и культа справедливости. Разумеется, в действительной жизни все обстояло не так гладко, как на бумаге. Тем не менее, самосознание рыцаря оказалось прочным, способным войти составной частью в систему ценностей, которой мы стараемся придерживаться и по сей день. Быть может, именно в этом и состоит та коренная причина, в силу которой средневековый рыцарь и для нас, сегодняшних людей, прекраснее какого-нибудь банковского служащего. Рыцарство как сословие исчезло к 15-16 векам. И не только потому, что появилось огнестрельное оружие, а потому, что изменились времена и нравы. С появлением регулярной армии война потеряла привкус, оттенок игры и состязания. Победа теперь достигалась любой ценой: путем обмана, ловкости, хитрости, за счет численного превосходства. А это изначально было несовместимо с законами рыцарской чести.

2. Кодекс чести рыцарей

У сословия рыцарей существовали особые правила поведения – кодекс чести. Соблюдать определенные правила рыцарю полагалось и на поле боя, и во время мира. Иначе он терял свою честь и лишался уважения других рыцарей.

Главными достоинствами считались верность сеньору, смелость, защита обиженных и слабых, уважение к противнику и щедрость. Вскоре к этим качествам прибавилось преданность Прекрасной Даме: знатной особе, супруге сеньора, королеве или возлюбленной рыцаря. Когда рыцарь избирал себе “даму сердца”, которая со временем должна была сделаться его подругой, он старался всеми силами заслужить ее расположение и уважение. Этого он мог заслужить подвигами доблести и чести. Желание понравиться даме своего сердца удваивало храбрость рыцаря и заставляло его презирать самые большие опасности. Но, храня верность избранной им особе, он должен был выказывать уважение и покровительство и ко всем прочим женщинам. Все особы слабого пола были священными лицами в глазах рыцарей.

Рыцари всегда были готовы вооружиться для защиты женщин, если кто только задумывал их притеснять. Действительно, если бы не великодушное покровительство рыцарей, то многим женщинам того времени пришлось бы очень плохо: они были слишком слабы для того, чтобы удержать за собой без помощи мужчин свое имущество или мстить за нанесенные им оскорбления. Одна из основных статей рыцарского закона заключалась в том, чтобы не оскорблять женщин и не дозволять никому, делать этого в своем присутствии.

Девиз всех рыцарей: «Бог, женщина и король». Они были настоящими защитниками отечества. Упомянутый девиз сиял на роскошных и воинственных празднествах рыцарей, в их воинских играх, в торжественных собраниях удальцов и красавиц, в их вымышленных сражениях, в великолепных турнирах. Ложь и вероломство считались между рыцарями самыми гнусными преступлениями.
Блестящие подвиги, совершаемые рыцарями, заслужили им самые почетные отличия. Им давали разные титулы; рыцари имели право восседать за одним столом с королями; только они одни имели право носить копья, броню, золоченые шпоры, двойные кольчуги, золото, шлемы, горностаевые и беличьи меха, бархат, красное сукно и ставить флюгера на своих башнях.

Кодекс рыцарской чести не распространялся на крестьян, по отношению к которым феодалы были грубы и заносчивы.

Рыцаря узнавали издали по его вооружению. При его появлении перед ним опускались мосты замков, ограды ристалищ. Везде ему оказывали любезный, почтительный прием.

Заботу о хозяйственных делах своего поместья феодалы не считали достойным делом. Единственным «благородным» занятием рыцари называли войну и ценили только то, что с ней связано. Как подготовку к бою они рассматривали, например, охоту. Считалось, что преследование зверя не менее опасно, чем борьба с вооруженным врагом.

Другим испытанием для рыцарей были устраивавшиеся королем или крупными сеньорами турниры, на которые съезжались воины со всех уголков страны. Турнир состоял из нескольких схваток – иногда групповых, иногда парных. Оружие обычно использовалось безопасное – копья с затупленными концами, деревянные мечи. Это, впрочем, не спасало участников от травм. А в Германии особо отчаянные рыцари сражались острыми боевыми копьями, надев на себя вместо доспехов простые полотняные рубахи. В обычном парном состязании каждый участник старался так на всем скаку ударить копьем в щит или латы противника, чтобы выбить его из седла, но при этом удержаться на коне самому. Победитель получал приз из рук короля или прекрасной дамы. Однако важнее, чем награда, была для победителя турнира слава. У каждого участника состязания был свой знак – герб, который символизировал доблесть рыцаря и заслуги его рода. Гербы составлялись по специальным правилам: форма должна была напоминать щит, на котором помещались изображения людей, зверей, птиц или растений; в гербе разрешалось использовать только несколько красок – золотую, серебряную, красную, синюю, зеленую, фиолетовую и черную. Каждый цвет обозначал определенное качество рыцаря – смелость, верность, злость и другие. Под гербом на ленте помещался девиз – краткое изречение, выражающее важную черту в характере обладателя герба.

3.Воспитание рыцарей

Только родовой дворянин по отцу и матери, достигший 21 года, мог быть посвящен в рыцари. Однако и это считалось недостаточным для приема молодого человека в рыцарское звание. Желавший получить его должен был сначала на низших степенях воинского звания доказать свое мужество, великодушие, честность и доблесть.
Воспитание будущего рыцаря начиналось с самого детства. Для развития в ребенке воинского духа даже его игры и забавы носили воинственный характер: башни и укрепления из снега, которые нужно было осаждать или оборонять, упражнения с колом, изображавшим копье и т.д. Когда ребенок достигал семилетнего возраста, он переходил из женских рук в мужские и первоначальные уроки получал дома, под родительским кровом, но в десять лет его отсылали на воспитание к главнейшим рыцарям, с которыми родители ребенка были в родстве или дружбе. Советы и пример таких рыцарей составляли окончательное воспитание. Рыцарь не только воспитывал юношу, когда тот находился у него в доме, но и впоследствии, когда он уже был посвящен в рыцари, воспитатель следил за своим бывшим питомцем. По прибытии в замок своего патрона юноша получал звание пажа или валета. Несмотря на то, что тогдашний паж исполнял обязанности слуги, в этом никто не видел ничего уничижительного. Каждый рыцарь начинал с пажа, следовательно, каждый из них сопровождал своего патрона и его супругу на охоту, в путешествиях, в гости к знакомым, служил за столом, учась в то же время повелевать. Он постоянно хранил глубокое молчание, заговаривая только тогда, когда к нему обращались с вопросом. Паж обязан был помогать камергеру, устилать комнату своего патрона зимой соломой, а летом тростником, содержать в порядке его кольчуги, вооружение и конское убранство и приготовлять омовение странствующим рыцарям.
Предметом первых уроков пажа была религия, догматы которой он должен был не только соблюдать, как и подобает всякому христианину, но и охранять их, чтобы и другие относились к ним с надлежащим благоговением.
Но более всего в пажах старались развить уважение собственно к характеру рыцарства и благоговение перед теми подвигами, посредством которых можно было достигнуть этого звания. Даже игры и тренировки пажей способствовали их образованию в этом плане: их приучали к турнирам, к различным рыцарским обязанностям. Так, например, они занимались усмирением коней, бегали в тяжелых латах, приучались владеть копьем. Также паж учился шахматной игре, потому что она заставляла его думать и рассуждать; его обучали петь под аккомпанемент бандуры песни любви или военной славы.
Если рыцарь-патрон находил, что юноша, отданный к нему для воспитания, достиг определенных успехов в военном искусстве, отличился хорошим поведением и благонравием, то он повышал его в оруженосцы. Оруженосцу впервые давали в руки меч, и по этому поводу совершался соответствующий религиозный обряд. Оруженосцы разделялись на несколько классов: были оруженосцы, состоявшие при особе рыцаря или его супруги, затем следовали комнатные оруженосцы, или камергеры, конюшие, или шталмейстеры, кравчие, или форшнейдеры, мундшенки и мундхоки. Самым почетным считалось состоять при особе рыцаря.
Уже четырнадцатилетний паж мог достигнуть звания оруженосца. Их допускали ближе к сеньорам, и молодые люди свободнее участвовали в разговорах и беседах рыцарей. Они старались услужить патрону и его благородным гостям, были скромны в разговорах, не спорили со старшими, проявляли снисходительность к низшим. Форшнейдерами называли тех юношей, которые обязаны были прислуживать на пирах; шталмейстеры заботились о лошадях, обучаясь и обучая ратным приемам в седле. Обыкновенно все эти занятия чередовались у оруженосцев и с домашней службой. Они же были и внутренней стражей замка. В полночь дежурный оруженосец обязан был обойти все комнаты и дворы замка и осмотреть, все ли благополучно.
Что касается рыцарского вооружения, то оно требовало большого умения и навыка обращения с ним, чему и обучались оруженосцы. Они также сопровождали своего рыцаря в бою, становясь позади своего патрона. Каждый оруженосец был обязан внимательно следить за своим рыцарем во время сражения, подавая ему в случае надобности свежего коня, новое оружие. Также он поднимал его, отражал удары неприятеля. Оруженосцам передавали и взятых в плен людей.
После того, как молодые люди привыкли к обязанностям оруженосца в замках своих патронов, их посылали ко дворам их государей, чтобы там они еще более обучались этикету и изящным манерам.