Смекни!
smekni.com

Рыцари и замки (стр. 3 из 4)

4.Посвящение в рыцари

За века своего существования обряд посвящения в воины претерпела немало изменений, и, в конце концов, превратилась в торжественную церемонию, после которой официально признавалось право юноши самому быть хозяином своей судьбы и слова.
Обряд этот берет начало в истории германских племен. Первоначально он был крайне прост: на глазах у всего клана кто-то из старейшин или самых уважаемых воинов вручал молодому человеку оружие. Затем следовала демонстрация силы и ловкости новообращенного. В большинстве случаев, посвящающим был отец юноши. Этот же обряд был в ходу и у римлян. Также, по своему выбору, воин мог обратиться в храм наиболее почитаемого им божества и осветить там подаренное оружие.
С выделением рыцарей в отдельную воинскую категорию, церемония посвящения несколько усложнилась. Во-первых, она стала более торжественной. Будущий рыцарь должен был, сначала, принять ванну (событие само по себе уникальное для тех времен) и переодеться в праздничные одежды. Во-вторых, к опоясыванию мечом добавилось вручение золотых шпор. В довершение всего, новообращенному отвешивали подзатыльник. Это последний в его жизни удар, за который не надо было мстить. Проводить церемонию посвящения мог любой опытный рыцарь, включая родственников юноши. Однако с возрастающим влиянием церкви, появилось правило обязательного освещения оружия. При этом будущему воину предписывался строгий пост за сутки до церемонии. Вскоре, церковь приписала себе право на проведение обряда целиком, превратив его в религиозную церемонию.
Церемония, применявшаяся в древности для посвящения в рыцари, покажется нашим современникам слишком сложной. Оруженосец получал посвящение в ходе пышной церемонии, освященной церковью. Предшествующую ночь он проводил в молитве - это была "ночь посвящения". На следующий день новообращенный надевал коричневый плащ, исповедовался, причащался и омывался. Затем он облачался в белые одежды, ложился и принимал церемониальные визиты. После этого он облачался в доспехи. Став на колени, он давал клятву не щадя своей жизни и имущества защищать веру, вдов, сирот и угнетенных. После этого ему вручали позолоченные шпоры, меч и перевязь. Перевязь повязывалась ему на шею, что означало его посвящение церкви. После церковной службы священник, взяв меч, благословлял его и передавал новопосвященному, который затем представал перед своим сеньором, сидящим в окружении соратников. Вновь встав на колени и произнеся вторую клятву верности рыцарству, он получал два или три удара плоскостью меча по плечам и становился рыцарем "во имя Бога, святого Михаила и святого Георгия". Посвященный таким образом новый рыцарь надевал шлем, брал щит и копье и немедленно садился на коня, чтобы показать окружающим свое новое достоинство.

5. Рыцарское братство

Истинное рыцарство – священный орден, вдохновляемый воинскими песнями, не следует смешивать с феодальным званием рыцаря. Рыцарские ордена появились в XII в. Рыцарь ордена был воплощенной идеей права и справедливости среди общества, где господствовали жестокость и грубость нравов. Хотя соединение монашеского и воинского в образе жизни членов духовно-рыцарских орденов таило опасное противоречие, которое могло рано или поздно подорвать престиж подобных организаций. Святое Писание провозглашало несовместимость служения Богу с пролитием человеческой крови. Человекоубийство объявлялось грехом. Церковь всегда старалась ограничить военные действия в христианском мире: "мир Божий" объявленный в 969 г., защищал гражданских лиц и их имущество, "божественное перемирие" в 1027 г. запретило вести военные действия по воскресеньям, а затем в 1041 г. - с вечера пятницы до утра понедельника. Был выработан сложный идеал воина и христианина. Несмотря на кажущуюся утопичность, этот идеал сильно влиял на сознание средневекового человека. Освятив походы против неверных, церковь открыла способ для выхода энергии грубых людей, охваченных мистическим пылом. Еще до появления духовно-рыцарских орденов главным обрядом рыцарства было посвящение. Рыцарь, прошедший через церемонию посвящения, приобретал совершенно другой статус, более высокий, чем остальные воины. Из этой элиты вышли странствующие рыцари XI-XII вв. Эти "прославленные безумцы" в одиночку пересекали Европу и питались жестким мясом оленя, размятым между двумя камнями,- "пищей героев". Говорят, им было достаточно протрубить в рог перед воротами замка, чтобы найти там кров и пищу, однако этот демарш не всегда приводил к успеху, лишь немногие тексты содержат рассказы о том, как радушные коменданты замков водружали шлем на шпиль донжона в знак расположения. "Посвященное рыцарство" имело собственную иерархию и образовывало военную корпорацию и братство достойных воинов. Позднее оно погрузилось в анархию и исчезло, уступив место духовно-рыцарским орденам, таким как рыцари Гроба Господня, святого Иоанна Иерусалимского, святого Лазаря, тамплиеры. Они образовали настоящую регулярную церковную армию. Крестовые походы против еретиков в Европе вызвали образование других военных орденов: Воинства Иисуса Христа, крестоносцев и т.п.

6.Вооружение и доспехи рыцарей

Рыцарь — это, прежде всего профессиональный воин, но не просто воин. Рыцарь, рейтер, шевалье и т.д. на всех языках значит всадник. Но не просто всадник, а всадник в шлеме, панцире, со щитом, копьём и мечом. Всё это снаряжение было весьма дорогим: ещё в конце X в., когда расчёт вёлся не на деньги, а на скот, комплект вооружения, тогда ещё не столь обильного и сложного, вместе с конём стоил 45 коров или 15 кобылиц. А это величина стада или табуна целой деревни. Но мало взять в руки оружие — им надо уметь отлично пользоваться. Для этого необходимы беспрестанные утомительные тренировки с самого юного возраста. Недаром мальчиков из рыцарских семей с детства приучали носить доспехи — известны полные комплекты для 6—8-летних детей. Следовательно, тяжеловооружённый всадник должен быть богатым человеком, располагающим временем. Крупные владетели могли содержать при дворе лишь очень небольшое число таких воинов. А где взять остальных? Ведь крепкий крестьянин, если и имеет 45 коров, то не отдаст их за груду железа и красивого, но не годного для хозяйства коня. Выход нашёлся: король обязывал мелких землевладельцев работать определённое время на крупного, снабжать его нужным количеством продуктов и ремесленных изделий, а тот должен был быть готов определённое количество дней в году служить королю в качестве тяжеловооружённого всадника.
Ни железо, ни сталь сами по себе для изготовления оружия и доспехов не годились. Изделия из чистого железа выходили слишком мягкими, а из чистой стали — слишком хрупкими. Поэтому, чтобы изготовить, меч, приходилось делать бутерброд из двух пластин железа, между которыми закладывалась стальная пластина. Упругость такими мерами не достигалась, но хотя бы удавалось достичь объединения прочности и твердости изделия.

А что под доспехами? Подобно тому, как под шлем надевалась амортизирующая шапка, так и под кольчугу, а затем и под латы рыцари надевали стеганую (прошитую из 8-30 слоев холста) куртку, именуемую “гамбезон”. Плечи и грудь в ней подбивали ватой. Заметный рельеф плеч и груди производил должное впечатление на дам, но не это было целью находчивых рыцарей. Эти “подушки” предназначались для распределения веса доспехов и амортизации ударов. Многослойная материя также могла остановить разящий удар, уже ослабленный железной броней.

Повышению уровня защиты служила и подушка на груди. Если шелковый платок с трудом, но можно было разрубить в воздухе саблей, то подушку не рассечь с одного удара никаким булатом даже на плахе. В качестве аргументирующего примера вспомним рассказы ветеранов Великой Отечественной войны: «Штатный солдатский ватник останавливал пулю немецких пистолетов-пулеметов с 200 метров»!

Так что престижный костюм XV века (дутая куртка-дублет с валиками на плечах, с узкими рукавами, а также похожие на чулки брюки-шоссы, приплюснутый головной убор-”таблетка”, туфли без каблуков, но с длинными носами — и все это кричащих расцветок) — отнюдь не абсурдная мода, а шикарный стиль “милитари”. А что штанины разного цвета — так этого под доспехами как раз видно и не было…

Вооружение рыцарей:

Копье – простейшее древковое колющее оружие, которое со времен античности в своей форме и тактическом применении не изменилось вплоть до XII века. Копье широко применялось как пешими войнами, так и всадниками. Оно состояло из металлического наконечника, который крепился к древку, изготовленному из твердых пород дерева.

Алебарда — колюще-рубящее оружие с длинным древком, на конце которого крепится топор или секира и имеющее напоминающий копьё наконечник. Находилась на вооружении пехоты ряда европейских стран в XIV—XVI вв.

Лук является одним из древнейших изобретений человека. Это оружие могло поражать цель на большом расстоянии, тем самым давая огромное преимущество его обладателю. Во все времена лук и стрелы, как и любое другое оружие, пытались сделать наиболее эффективными.

Еще в античные времена для предохранения головы воина от ударов использовали шлем. В отличие от стран Востока, в Европе во времена раннего средневековья шлем носили только некоторые воины. Шлемы раннего средневековья делались по подобию шлемов античного периода