Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Бакчарская средняя общеобразовательная школа»
РЕФЕРАТ
по теме:
Выполнили:
ученики 6 «А» класса
Чиркина Наталья
Александров Максим
Руководитель:
Роголева Наталья
Маркеловна
учитель истории
2009г.
Оглавление
2. Кодекс чести рыцарей……………………..…...…………………...………….7 3. Воспитание рыцарей. ...................................…………………...…..………….9
5. Рыцарское братство……………………………..………………...……..……12
6. Вооружение и доспехи рыцарей…………….…....…………...…………..…13
Заключение……………………………………………………………………….17
Введение
Когда мы были еще в детском саду на новогоднем празднике, один мальчик из нашей группы был в костюме рыцаря. Мы все сразу обратили на него внимание. В тот день все были красивые, нарядные, но он отличался от нас. Рыцарский наряд весь блестел и привлекал внимание своей красотой и необычностью. Какая-то таинственная загадочность скрывалась в его виде. Мы рассматривали и пытались потрогать его доспехи, изготовленные из фольги и картона, и хотелось в момент, когда нас фотографировали, встать рядом именно с «рыцарем».
Тогда еще мы ничего не знали о жизни этих людей, а в этом году на уроке истории нас увлек рассказ учителя о рыцарских временах. Мы поняли, что это нам интересно, и мы проявили желание поработать над этой темой.
Цель нашего реферата раскрыть историю возникновения рыцарства, рассказать об образе жизни и воспитании рыцарей, об их вооружении и жилище:
Мы изучили и обработали материалы литературных источников, среди которых учебная, справочная, научная литература и Интернет-сайты.
Наша работа над рефератом состоит из 7 глав. Оформлено приложение, в котором содержаться изображения и фотографии, а также подготовлена презентация сделанная в редакторе Power Point.
Создание реферата осуществлялось нами по следующим этапам:
- сбор материала по теме реферата и его обработка.
- обобщение обработанного материала.
- выводы о проделанной работе.
- оформление обобщенного материала.
- подготовка презентации.
- презентация реферата.
О рыцарстве и о его происхождении писали очень многие, но не все придерживаются одного и того же мнения. Так, например, Шатобриан относит происхождение рыцарства к началу 8 века.
Прообразом рыцарей в определенной степени является сословие эквитов (всадников) в Древнем Риме; у франков, в вооруженных силах которых ещё в VII в. преобладало пешее войско свободных, конницу составляли дружинники короля (антрустионы).
Рыцарство проявило себя в Священной Римской империи в первую очередь в конфликтах централизованной власти империи с федератами Северной Африки, Италии, Галии и Испании, во время нападения арабов, которые, вместе с перешедшими на их сторону христианскими комитатами Иберийского полуострова, проникли и в Галлию, где они столкнулись с франкским конным строем. В Галлии свободным крестьянам было не под силу нести конную службу в отдаленных походах, и Каролингам для создания конницы пришлось опираться на сеньорат (на господ).
Потребность во всадниках вызвала при Карле Мартелле и его сыновьях раздачу церковных земель на условиях прекария. Карл Мартелл раздавал церковные земли своим дружинникам (газиндам) и требовал от них конной службы. Затем на тех же условиях стали раздаваться и коронные земли, как бенефиции. С VIII в. для состояния газиндов появляется имя вассов, вассалов. Свободный, но, по недостатку собственности, неспособный к несению конной службы человек мог, как вассал, получить бенефиции или, как поселенец — участок оброчной земли. Наделение оброчной землей преследовало хозяйственные цели, раздача бенефиций — военные. В вассальные отношения становились отчасти свободные люди, отчасти несвободные. Свободный становился вассалом путём коммендации и приносил своему сеньору присягу на верность.
В конце VIII в. присяга на верность требуется и от несвободных (servi), которые получали бенефиции или должности (ministeria) или становились вассалами. Карл Великий ещё применял в своих войнах пехоту, Людовик I и Карл II собирали в поход только конницу. В 865 г. от владельца 12 гуф земли требовалась кольчуга или чешуйчатый панцирь, то есть принадлежности тяжёлой конницы. Лёгкая конница должна была являться с копьем, щитом, мечом и луком. Ниже панцирных рыцарей свободного состояния стояли легковооружённые всадники, несвободные по происхождению. Из оброчного населения можно было подняться в министериалы, получив должность при дворе сеньора, нести службу легковооружённого всадника, а затем, заслужив соответствующий бенефиций, перейти в тяжёлую конницу и стать рыцарем. Таким путём из среды несвободных выделился привилегированный класс дворовых слуг (vassi, servi ministeriales, pueri) при богатых феодалах. С развитием ленной системы министериалы получали лены и привлекались к рыцарской службе.
В Германии министериалы с XI в. составляют особое сословие динстманнов, стоявшее выше горожан и свободного сельского населения, тотчас позади свободных рыцарей. Признаком их несвободного состояния являлась невозможность бросить службу по произволу. Преимущества сословия министериалов побуждали свободных, а с середины XII в. — даже знатных добровольно подчиняться сеньорам, на правах министериалов. Это повышало положение класса в общественном мнении. С середины XII в. немецкое рыцарство замыкается в наследственное сословие. Постановление Фридриха I от 1156 г. запрещало крестьянам носить копье и меч, даже купец не смеет опоясываться мечом, а должен привязывать его к седлу. Эта конституция вводит и понятие о рыцарском происхождении.
Во Франции знатными людьми считались собственники знатных земель, то есть феодов. Вторым признаком знатности сделалось допущение к посвящению в рыцари. Хотя простые люди и попадали иногда в рыцари, но преобладающим правилом было, что в рыцари посвящался владелец лена. Наделённые ленами министериалы, то есть люди несвободных состояний, приравнивались к низшей знати. Пока владение феодом было главным признаком знатности, горожане и даже крестьяне могли приобретать её простой покупкой ленов. В конце XIII века покупка феодов незнатными людьми была затруднена тяжёлым побором, но в это время знатным можно было стать и по пожалованию суверена
Прежде, в начале средних веков, только право сильного могло бороться против всевозможных злоупотреблений и против притеснения слабых, следовательно, рыцари, принимая на себя также обязанность защищать слабых, вполне удовлетворяли духу времени. С течением времени и с успехами цивилизации право сильного заменилось установлением полного порядка и действиями законной власти.
Если смотреть на рыцарство как на особый обряд, по которому молодые люди, предназначавшиеся к военной службе, получали право носить оружие, то рыцарство придется отнести к эпохе Карла Великого и даже ранее. Известно из истории, что Карл Великий вызвал своего сына из Аквитании, торжественно препоясал его мечом и дал ему воинское вооружение. Но если смотреть на рыцарство как на звание, которое занимало первое место в военном сословии и давалось посредством инвеституры, сопровождавшейся некоторыми установленными религиозными и военными обрядами и торжественной клятвой, то в этом смысле рыцарство возникло не ранее 11 века. Духовные лица, видя в рыцарях защитников веры и покровителей несчастных и сирот, смотрели на них как на воинов, достойных небесной награды в будущей загробной жизни. Католическая церковь придала большое значение этому благодетельному учреждению и освятила прием в рыцари своей пышной обрядностью. Таким образом, рыцарство достигло той степени славы, которой домогались даже короли. Словом, рыцарство распространило вокруг себя какую-то волшебную прелесть, которая занимает, привязывает и обольщает. Благодаря этому же рыцарству забывалось отсутствие искусств и литературы, можно сказать, что это был луч просвещения, который блистал среди мрака, варварства и диких инстинктов обитателей Европы того времени.
Для своего времени рыцарь был необычайно надежно вооружен. Это воин, обладающий авторитетом, который он снискал себе благодаря отличной воинской выучке и тому, что принадлежал к группе избранных. Конный воин символизировал героико-сакральные ценности, связанные прежде всего с победой над силами зла, а также с целым комплексом верований, относящихся к потустороннему миру, путешествию в царство мертвых и бессмертию души.
В 10 веке появились такие воины, чьи заслуги в борьбе с язычниками обеспечили им сакрализацию всего того, что бы они ни делали в дальнейшем. Но миновала языческая опасность. Необходимо было положить конец и бесчинствам рыцарей. Они защитили Запад, но кто теперь защитит его от этих защитников? Кто, если не кто-нибудь из той же рыцарской среды? Так и случилось благодаря рождению рыцарской этики, в основу которой было положено стремление достичь на земле “мира божия”. Этому способствовала и Клюнийская реформа церкви 11 века. Воины, последовавшие своему новому предначертанию, совершили “обращение” – начали с самих себя. Одержав победу над собой, а затем и над своими товарищами, которые отнюдь не были расположены подчиняться новой этике и предпочитали оставаться в роли угнетателей бедняков. Отказавшись следовать новому курсу, воины из рыцарей превращались в “антирыцарей”. Теперь для того, чтобы прослыть рыцарем, уже было мало иметь оружие, боевого коня, физическую силу, профессиональное мастерство, личную храбрость. Необходима была воля и дисциплина в следовании нравственной норме, принятие которой обозначалось соответствующим обрядом – ритуалом посвящения в рыцари.