Смекни!
smekni.com

М. Н. Гордеев гипноз практическое руководство (стр. 12 из 44)

4. Фиксация внимания

Внимание пациента фиксируется на какой-то точке вовне или на ощущении внутри его, часто для этого нужно найти не­кий смысл, чтобы мотивировать человека на старательную фик­сацию. Если вам удалось получить нужный эффект, перенап­равляйте фокус внимания на внутренний мир, заботы пациен­та и развивайте полученный транс.

б.Дезактуализация сознания через создание замешательства

Для создания замешательства существуют две основные идеи: нарушение стереотипа и перегрузка сознания.

Для нарушения стереотипа следует вначале выявить его. Стереотипы могут быть индивидуальными и общепринятыми. Один из самых известных способов прерывания стереотипа — «прерванное рукопожатие», когда терапевт протягивает паци­енту руку для рукопожатия и в последний момент либо убирает свою, либо перехватывает руку пациента и ставит ее в необыч­ную позу. Пациент застывает в конфузионном трансе, задачей терапевта является немедленно использовать его и развивать транс дальше.

Перегрузка сознания достигается сообщением клиенту из­бытка информации, желательно запутанной. В русском языке такой процесс называется «забалтыванием». Можно использо­вать категории пространства, времени, события жизни и т. д., путая глагольные времена, падежные окончания.

«Вы можете подумать о своем прошлом. И задумываясь о сегодняшнем дне, из своего прошлого взгляните на будущее. Подумайте, каким интересным было ваше будущее. И как вы можете почувствовать себя в нем, как будто вы сейчас в насто-

64

ящем или затем в прошлом, может быть, в далеком прошлом, а может быть, в далеком будущем. Потому что, это неважно, где вы сейчас и какое сейчас время, а важно, что за закрывающи­мися веками вы можете увидеть свое время». Смысл в таком высказывании найти трудно, но оно делается серьезным тоном и звучит как откровение.

Перегрузка сознания возникает, когда вы просите пациента сосредоточить свое внимание на различие в ощущениях или звуках. Например, можно предложить поискать разницу в кон­чиках пальцев обеих рук и найти в них что-то особенное, от­личное.

Другой интересный способ. Пациент сидит с открытыми глазами, а вы просите его сфокусировать свое внимание на ко­ленях и на отрезке между ними на полу, предлагаете пытаться одновременно удержать фокус внимания на этих трех точках. На самом деле это невозможно по оптическим причинам, по­скольку расстояние до коленей и до пола разное, и требуется разный фокус зрения для этих точек. Чтобы попытаться удер­жать их в поле зрения, ему постоянно приходится фиксировать внимание то здесь, то там, одновременно он не может это сде­лать. Есть единственный способ — расфокусировать зрение, а этот процесс ведет к трансу: когда взгляд расфокусирован, вни­мание также теряет концентрацию. Если пациент расфокуси­ровал зрение, это то же самое, как если бы он закрыл глаза — зрительный канал отключен.

6. «Сопротивление» терапевта

Способ возможный при «сознательном» сопротивлении, когда пациент предполагает, что с его сопротивлением будут бороться.

- Доктор, я думаю, у меня ничего не получится.

- Конечно...

После такого ответа вам гарантирован легкий транс клиен­та и его интерес к вашим словам. Далее следует развить успех, не давая опомниться.

- Вы же даже не закрыли глаза. Закройте глаза. И следите за дыханием... и т. д.

5 Гордеев 65

7. Использование противоположностей

Сопротивление можно использовать, поддерживая его, иг­рая на противоположностях. Мы принимаем сопротивление как факт, присоединяемся к нему и переходим к ведению.

«И чем дольше открыты ваши глаза, тем может сильнее ста­новиться напряжение в них, и тем легче векам будет закрыть их».

«Чем больше напряжение ваших мышц, тем легче и прият­нее затем будет расслабление».

С сопротивлением не обязательно бороться. Клиент может сопротивляться, мы можем пойти от противного, с обратной стороны, не противясь сопротивлению, а приветствуя его, как проявление запроса пациента.

8. Метафоры

Одной из рекомендаций при сопротивлении является ис­пользование метафор. Зачем человеку сопротивляться краси­вой истории! Это же глупо. И человек не сопротивляется, если вы рассказываете метафору. Другое дело, что внутри метафоры есть внушения, но он-то об этом не знает! Возможно исполь­зование разных видов метафор, которые будут описаны ниже.

Глава 9.

ПОКАЗАНИЯ И ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К ГИПНОТЕРАПИИ

Абсолютных противопоказаний для гипнотерапии нет. Ме­тодика отличается экологичностью и способна работать даже в тех случаях, когда другие виды психотерапии противопоказаны.

Относительные противопоказания определяются состояни­ем клиента и навыками гипнотерапевта. К ним относятся:

- эпилепсия. Есть работы, посвященные работе гипнозом с эпилепсией. Непосредственно гипноз не вызывает приступа эпилепсии, но его могут спровоцировать некоторые раздражи­тели, применяющиеся для наведения транса, например: мига­ющие лампы, стробоскоп, а кроме этого, пациент не гаранти­рован в ходе терапии от эмоций, которые также способны про­стимулировать припадок;

- шизофрения. Больные слабо связаны с реальностью, и при­меняемая диссоциация с использованием символов, метафор способна утяжелить состояние пациента, неспособного прове­сти реассоциацию;

- прием транквилизаторов и седативных средств уменьшает эффективность гипнотической работы и делает невозможной глубокую работу на уровне физиологических изменений;

- прием наркотических средств ускоряет движение по трансу, однако делает движение неуправляемым, не подчиняющимся контролю терапевта. Особенно таким эффектом обладают гал­люциногены. Следует различать транс на фоне наркомании и методику наркопсихотерапии по Телешевской, хотя последняя в настоящее время применяется редко;

- беременность, сопровождающаяся угрозой прерывания, токсикозом. Следует с осторожностью проводить гипнотера-

67

пию у пациенток в первом триместре беременности. Нежела­тельным эффектом гипнотерапии в данном случае будут яв­ляться мышечная релаксация и возможность выявления и ас­социации с травматическими переживаниями прошлого, со­провождающиеся сдвигом уровня гормонов и биологически активных веществ в крови.

Опыт психотерапевта способен помогать проводить гип­нотерапию в ситуациях, связанных с относительными проти­вопоказаниями. Заметьте, вышеуказанные состояния требуют подхода с позиций психиатрических, наркологических и гине­кологических знаний, только обладая ими и оценив состояние субъекта, можно индуцировать гипноз и работать на его фоне.

Часть II. КЛАССИЧЕСКИЙ ГИПНОЗ

Глава 10.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КЛАССИЧЕСКОГО ГИПНОЗА

Уже в начале изучения гипноза как естественнонаучного яв­ления встал вопрос, кто может быть гипнотизером и его пациен­том. Большинство исследователей к сегодняшнему дню соглас­ны с положением: «Любой человек может быть подвержен гип­нозу в той или иной степени». В основе этого заявления лежит идея, ведущая свой отсчет от Нансийской школы: «Гипноз — ес­тественное явление, в основе которого лежит внушение».

Гипноз — форма человеческого существования, основанная на концентрации внимания и обращении во внутренний мир. При наличии желания и мотивации любой пациент подвержен действию гипносуггестивной терапии. Основным условием являются его добровольное согласие и психотерапевтический смысл. Использование гипноза в зрелищных мероприятиях не дает ничего, кроме пищи для слухов и материальных выгод ис­полнителям и организаторам зрелища.

Техника гипнотического наведения основывается на ис­пользовании ряда вербальных и невербальных приемов, эф­фективность которых в большинстве случаев зависит от вну­шаемости пациента.

Для облегчения и проведения гипнотизации следует предус­мотреть несколько условий: уменьшение активности пациента, снижение интенсивности внешних воздействий, кроме тех, что используются для погружения в гипноз; фиксация внимания.

ГИПНАБЕЛЬНОСТЬ И ВНУШАЕМОСТЬ

Гипнабельность — свойство индивида, определяющее спо­собность достижения гипнотического транса определенной

70

глубины, определяемое по субъективным и объективным при­знакам.

Внушаемость — это степень восприимчивости к внушению, определяемая субъективной готовностью подвергнуться и под­чиниться внушающему воздействию, или готовность изменить поведение не на основании разумных, логических доводов или мотивов, а по одному лишь требованию или предложению, ко­торое исходит от другого лица или группы людей (С. Ю. Мыш-ляев). Внушаемость зависит от личностных психологических и физиологических характеристик человека и факторов окружа­ющего мира. Пациент часто не осознает своей подчиняемости и считает свой образ действий субъективнообусловленным, основанным на свободе выбора, и, при необходимости, объяс­няет свое поведение. Пациент, снявший в результате внушения ботинки и носки, при соответствующем вопросе скажет, что сделал это из-за жары.

Одним из постгипнотических внушения Бернгейма было: на следующий день в полдень пациент должен был выйти на площадь Станислава в центре Нанси и трижды открыть зон­тик. И когда горожане видели человека в солнечный день от­крывающего зонтик, они знали, что это пациент Бернгейма. При необходимости он мог пояснить свое поведение желани­ем проверить, работает ли зонтик, или другими причинами.

К числу свойств личности, благоприятствующих повышен­ной внушаемости, относятся: неуверенность в себе, низкая са­мооценка, чувство собственной неполноценности, покорность, робость, стеснительность, доверчивость, тревожность, экстра-вертированность, повышенная эмоциональность, слабость ло­гического мышления, медленный темп психической деятель­ности (Карпенко Л. А.). Лучше внушаемы внешнереферент-ные люди, привыкшие опираться на внешние авторитеты, чу­жое мнение. Ситуативно внушаемость может повыситься при соматическом заболевании, усталости, стрессе, в безвыходном положении.