Смекни!
smekni.com

М. Н. Гордеев гипноз практическое руководство (стр. 19 из 44)

5. ДЕГИПНОТИЗАЦИЯ

Фаза дегипнотизации содержит в себе два обязательных эле­мента: постгипнотическое внушение и переход в бодрствующее состояние. Постгипнотическое внушение желательно повто­рить 2-3 раза четко, выделяя фразы ударением и тоном голоса.

А. П. Слободяник рекомендовал говорить примерно следу­ющее: «Сейчас вы спите крепким, глубоким, спокойным сном, и всякий раз, как только вы будете находиться передо мной и я попрошу вас закрыть глаза, ваши веки тотчас же начнут тяже­леть и плотно смыкаться, тело ослабеет, как в состоянии глубо­кого сна, по нему распространится приятная истома, окружа­ющие звуки исчезнут. Вы, как и на предыдущих сеансах, будете слышать только мой голос. Ваши мысли исчезнут, и вы мгно­венно заснете крепким, глубоким, спокойным сном. У себя дома, как только вы ночью ляжете в постель и закроете глаза, ваши веки тотчас же плотно сомкнутся, приятная истома рас­пространится по всему телу, мысли исчезнут, и вы заснете креп­ким, глубоким, спокойным сном, не просыпаясь до утра. Но и после сна вы будете всегда бодрым, аппетит будет хорошим, голова свежей, сознание ясным. Ничто не сможет вывести вас из состояния равновесия, вы всегда будете сохранять уверен­ность в своих силах, у вас появится стремление к работе. Она будет вам даваться легко. С каждым днем вы будете чувствовать себя все более здоровым и спокойным».

И далее, уже перед самым пробуждением: «Теперь я вас раз­бужу. Я буду считать до трех. По мере того как я буду называть цифры, вы будете просыпаться. На цифре «три» вы проснетесь и будете чувствовать себя бодрым и отдохнувшим. Не останет­ся ни следа от усталости или неприятного чувства после гипно-

102

за. Не будет ни головной боли, ни разбитости. Проснувшись, вы окажетесь в хорошем настроении, вполне работоспособным и жизнерадостным, как после нормального, естественного, физиологического сна».

Выводить пациента из гипнотического состояния нужно постепенно, не торопясь, давая ему время, пройти стадии об­ратного возвращения, чтобы не вызывать негативных эмоций и соматического дискомфорта.

6. ЗАВЕРШЕНИЕ СЕАНСА

Когда пациент открыл глаза, желательно дать ему немного времени, чтобы прийти в себя. В дальнейшей беседе следует выяснить его самочувствие на настоящий момент, впечатления от транса. По рассказу пациента можно определить глубину погружения, корректировать его состояние путем разъяснения и косвенных внушений. Терапевту следует подумать о возмож­ности сконструировать домашнее задание для пациента, исхо­дя из его запроса и полученной в ходе гипноза информации. Возможно уже сейчас вы сможете предположить направление работы в следующем сеансе и на перспективу.

Глава 12. ИСТОРИЯ

В настоящее время принято говорить не об эриксоновском гипнозе как таковом, а об эриксоновском подходе к гипнозу. Милтон Эриксон в свое время настаивал на том, чтобы его уче­ники не буквально следовали тому, что он делал, а, наоборот, чтобы недирективный гипноз каждый развивал по-своему.

Он родился в начале века в 1901 г. в небольшом городке на западе Соединенных Штатов, детство провел большей частью на ферме, и очень многие истории, которые он потом расска­зывал, как примеры общения и обучения, касались именно это­го фермерского детства. Мальчик перенес тяжелую форму по­лиомиелита, врачи не давали ему никаких шансов для выжива­ния. Он вспоминал в своей автобиографии, что доктор осмот­рел его и потом что-то долго говорил матери. Мальчик услышал, доктор сомневался, что он доживет до восхода солн­ца. И его это поразило: «Как же так, я больше не увижу восхода солнца?» Он попросил мать передвинуть его кровать так, что­бы было видно окно, и ждал момента, когда солнце взойдет, связывая с восходом надежды на жизнь. Он сам боролся с бо­лезнью. Эриксон поборол болезнь, но еще долгие месяцы был полностью обездвижен, парализован. Явления паралича по­степенно отступали. Мальчик учился заново подниматься, хо­дить, держать ложку для того, чтобы есть, то есть всему тому, чему учится маленький ребенок в несколько месяцев, может быть, в год. Он писал, что: «Я делал то же самое, что делала моя маленькая сестренка, которой был год. Я наблюдал, как она встает, как она подтягивает ножки, чтобы опереться на них, и делал то же самое». Может быть, именно с трудного выздоровления и началась особая наблюдательность Эриксо­на, которая фактически стала основой его психотерапии. По-

106

тому что у этого мальчика, который оставался полностью не­движимым, оставались живыми только глаза и уши. Ему ниче­го не оставалось делать, как наблюдать и слушать. Эриксон выздоровел, поступил в медицинский колледж, хотя начинал ходить туда еще с палочкой. Но молодой организм сделал свое дело, и он практически полностью выздоровел. После окон­чания медицинского колледжа он специализировался в пси­хиатрии и стал практиковать как гипнотерапевт. Это было рис­кованным занятием для времени, когда гипноз считался по­рочным методом. После окончания колледжа он даже не упо­минал о своих занятиях, справедливо опасаясь, что может быть лишен лицензии на врачебную деятельность. Однако времена менялись, и медленно стараниями энтузиастов гипноз выхо­дил из психотерапевтического подполья. Появились глубокие теоретические работы, увеличивалось число специалистов практиков. На этом фоне восходила звезда М. Эриксона. Он широко использовал различные виды наведения транса, раз­личные виды гипнотической работы. Он участвовал в созда­нии «Американского общества клинического гипноза», под его руководством начал выходить «Журнал клинического гипно­за». Имея большую психотерапевтическую практику, он мно­го времени посвящал своим ученикам, в которых он видел даль­нейшее развитие гипноза. В 54-летнем возрасте Эриксон пе­ренес повторный приступ полиомиелита, последние годы сво­ей жизни он был прикован к инвалидному креслу, в котором он передвигался, он практически уже не выезжал за пределы города, в котором жил. Но люди приезжали уже к нему. У него до конца жизни было много пациентов, учеников. Он прожил почти 80 лет и за это время успел создать новую школу психо­терапии.

Основные принципы эриксоновского гипноза

1. Психотерапевт - катализатор процесса изменений

Одним из основных положений работы в эриксоновском гипнозе является то, что мы работаем на основе убеждений,

107

1

мыслей, идей, которые несет нам пациент. Эпиграфом следу­ет поставить слова Альберта Швейцера, который говорил, что «каждый пациент носит своего психотерапевта внутри себя, и наша задача состоит в том, чтобы дать возможность приняться за работу психотерапевту внутри пациента». Цель нашей рабо­ты заключается в том, чтобы запустить процесс самоизлечения, самотерапии. Эриксон настаивал на необходимости следова­ния не положениям метода, а реальным запросам пациента, он отвергал высокопарные теории, которые идут вразрез с чаяни­ями людей. Он, ставя пациента на первое место в психотера­певтическом процессе, прекрасно понимал, что задачей пси­хотерапевта является создание благоприятных условий для те­рапевтических изменений.

Эта история связана с фермерским детством Эриксона, ког­да, как любой мальчик, который живет в сельской местности, он был приспособлен к сельскому труду, он знал нравы живот­ных, которые жили на ферме, и вот однажды к ним на ферму вбежала незнакомая лошадь. Было видно, что она бегает уже не один день, по-видимому, она потерялась, но никто не знал, как вернуть лошадь хозяину, никто не знал, откуда она. И тогда маль­чик сделал очень простой шаг. Он вывел лошадь на дорогу, по­ставил ее и подождал, пока лошадь пошла. Он шел за ней. Когда лошадь пыталась сойти с дороги, попастись, попить воды, он возвращал ее на дорогу, и она шла дальше. Так прошло несколь­ко часов, и лошадь пришла во двор какой-то незнакомой фер­мы. Когда хозяин ее увидел, он сказал: «Это моя лошадь. Как ты узнал, что она живет здесь? Как ты смог ее привести?» На что мальчик ответил: «Я ее не вел, я просто шел за лошадью».

Вот в этом состоит метафора эриксоновского гипноза. Мы не ведем пациента к нашим звездам, мы предлагаем ему откры­вать свои, и любуемся на них вместе. Он знает себя лучше нас, он с собой знаком всю свою жизнь. Мы с ним знакомимся у себя в кабинете, а количество наших встреч с пациентом огра­ничено. Мы знаем процесс движения к изменениям, его струк­туру, этапы, сложности. Но основную работу делает пациент сам с собой. Поэтому частью эриксоновского гипноза является са­могипноз.

108

Основное, что должен сделать эриксоновский терапевт, — создать пациенту условия для изменений.

2. Пациент - основное лицо психотерапевтического процесса

Основной точкой внимания во взаимодействии психоте­рапевта и пациента становится личность пациента. Важной задачей является стимулировать личность к ее развитию, дать ей возможность совершенствоваться, создать условия для по­добных изменений. Важно шаг за шагом пытаться разрушать рамки, которые окружают пациента, чтобы дать ему возмож­ность расти самому. Первые робкие ростки следует поддержи­вать, и в какой-то момент пациент поймет, что он может раз­решить себе роскошь иметь ростки новой личности. С этого момента психотерапия целиком находится в его власти, и за­дача психотерапевта — только поддерживать, подбадривать, может быть, иногда направлять происходящие процессы. По­чувствовавшая силу личность пациента будет двигать процесс сама, причем очень часто настолько быстро, насколько пси­хотерапевт не мог себе представить. Пациент, сумевший от­крыть свои силы и свои возможности, в дальнейшем может применять их уже без помощи психотерапевта, и это является очень важным психотерапевтическим свойством. Результатом психотерапии является возможность отпустить своего паци­ента в обычную жизнь с уверенностью, что он сможет в ней жить без тепличных условий.