Смекни!
smekni.com

М. Н. Гордеев гипноз практическое руководство (стр. 25 из 44)

133

друзей, родственников, тех, кто уже был у вас и кому вы помог­ли. Такое положение сразу облегчает дело, пациент приходит к вам сразу уже с запасом доверия. А если он пришел к вам по ка­кой-то рекламе, по назначению другого специалиста или про­сто случайно узнал о вас, то вы для него человек чужой, незна­комый. Пациент приходит с серьезными проблемами, пробле­ма, как правило, имеет многолетнюю историю, она уже пусти­ла мощные корни, и с ней надо основательно работать. И возможно, работа будет болезненной. Иными словами, он заве­домо приходит к вам, открывая сокровенное, прекрасно пони­мая, что вы можете причинить ему психологическую боль.

Для поиска путей создания зоны доверия существует ряд способов, которые называются присоединением, подстройкой или установлением раппорта. Эти термины во многом похожи, хотя установление раппорта понимается шире, чем установле­ние взаимосвязи с пациентом. Выделяют несколько видов при­соединения.

Присоединение по речи пациента

Человек, который пришел на прием, рассказывает о своей проблеме. В этом рассказе, помимо смыслового содержания, есть еще и речевые характеристики: тон, тембр, громкость го­лоса, ритм речи. Если пациент говорит тихо, то постарайтесь говорить также тихо. Раз он тихо говорит, значит, зачем-то ему это нужно. Ему так удобнее, комфортнее. Если он говорит мед­ленно, то и вам следует говорить медленно. В русском языке есть синоним термина «присоединение» — «отзеркаливание». Вам нужно как можно лучше «отзеркалить человека», стать его отражением. Во-первых, это поможет вам установить взаимо­действие и убрать его настороженность — чаще всего своего от­ражения в зеркале человек не боится. Продолжая беседовать, вы можете постепенно менять речевые характеристики, если того требует терапевтический процесс. Например, вы предпо­ложили, что, если пациент будет говорит громче, он будет чув­ствовать себя увереннее. Тогда вы копируете (присоединяетесь) громкость голоса собеседника, а затем, постепенно увеличи­вая громкость своего голоса, добиваетесь того, чтобы он, сле­дуя за вами, тоже начал говорить громче.

134

Присоединение по значимым словам, речевым оборотам Внимательно слушайте речь человека, как он описывает свою жизнь, себя, свою семью, окружающий мир, характери­зует свою проблему, какими словами определяет желаемый ре­зультат терапии. Слова, которые человек произносит, для него могут значить многое, эти слова являются ключевыми. Попы­тайтесь их отследить, может быть, даже записать. Во время бе­седы вы можете не отследить всех тонкостей речи пациента, и то, что говорили ему вы, и как он отреагировал на ваши слова. Если у вас есть время и желание, вы можете сделать аудиоза­пись и прослушать ее после сеанса. У вас могут появиться дру­гие идеи и совсем другой взгляд на пациента, на его проблему, когда вы спустя некоторое время слушаете то, что говорилось на сеансе.

Опираясь на ключевые слова и выражения из речи пациен­та, вы можете задавать вопросы, и они будут ему понятны. Вы можете использовать их в ходе работы в составлении внуше­ний, потому что внушения, в которых использованы собствен­ные слова пациента, намного эффективнее тех, в которых вы используете свои слова. Безусловно, есть определенный набор слов, фраз, которые комфортны для любого человека: счастье, радость, отдых и т. д., но все-таки гораздо эффективнее, если вы будете пользоваться словами, которые вам дал сам пациент.

Присоединение по репрезентативным системам Люди бывают разные, но все-таки их можно разделить, раз­граничить на большие группы по восприятию окружающего мира, воспроизведению запомненного или конструированию. Существуют пять органов чувств или пять систем восприятия, через которые человек познает окружающий мир:

- зрение или визуальная система,

- слух или аудиальная система,

- кинестетическая система, которая включает в себя сово­купность различных рецепторов, разбросанных по всему телу,

- осмическая (густаторная) система, рецепторы которой на­ходятся на языке и отвечают за восприятие вкуса,

- обонятельная или ольфакторная система, отвечающая за определение запаха.

135

Очень часто, для простоты, осмическую и ольфакторную системы объединяют с кинестетической системой.

Итак, будем говорить, что каждый человек воспринимает мир через визуальную, аудиальную и кинестетическую репре­зентативные системы. И также, в этих системах воспоминания, жизненный опыт кодируются в головном мозге человека. Одни предпочитает запоминать и затем вспоминать информацию в виде образов, другие — звуками, третьи пользуются ощущени­ями.

Большинство людей предпочитают воспринимать мир че­рез зрение и использовать для мыслительных процессов обра­зы. Тогда можно говорить о визуальной системе, как о ведущей репрезентативной системе, т. е. о системе, в которой может быть репрезентирована (представлена) мыслительная информация. Такого человека называют визуалом. Если у человека ведущая система аудиальная, а таких людей очень немного, примерно 2—3%, — то он называется аудиалом. Часто люди с ведущей ауди-альной системой становятся музыкантами или каким-то иным образом связывают свою жизнь со звуком. Если к вам прихо­дит человек и говорит, что он композитор, то, вероятно, перед вами стоит аудиал. В ряде случаев аудиальная система развива­ется компенсаторно, при патологии органа зрения. Точно так­же у кого-то лучше развита кинестетическая система, кто-то предпочитает распознавать мир через ощущения, через прикос­новения и помнит его не ярким и красивым, а мягким и пуши­стым. Это — кинестетики.

Каким образом можно определить, какой системой чело­век преимущественно пользуется? Есть несколько способов подобного определения. Необходимо послушать человека, по­говорить с ним, понаблюдать за ним.

Самый известный способ определения ведущей репрезен­тативной системы — по движениям глаз (см. рис. 1).

Когда перед вами визуал, вы увидите, что при обращении к мыслям или отвечая на ваши вопросы, он будет поднимать гла­за наверх. Может различаться — наверх вправо или наверх вле­во. Считается, что если человек поднимает глаза наверх и впра­во, значит, он обращается к своим визуальным фантазиям, кон-

136

ЗРИТЕЛЬНЫЕ КЛЮЧИ ДОСТУПА (для правшей)

Рис. 1

струирует что-либо; а если поднимает глаза и при этом направ­ляет их влево, то речь идет чаще всего о визуальном воспоми­нании. Эта схема, учитывающая правую и левую стороны, спра­ведлива для правшей. У левшей эти зоны воспоминания и кон­струкции могут поменяться местами, причем это будет правиль­но и для аудиалов, и для кинестетиков. Однако важно то, что глаза находятся в верхнем этаже поля зрения. Ряд визуалов бу­дет смотреть прямо перед собой, расфокусируя глаза. Это зна­чит, что он где-то в пространстве создает невидимый для нас, да и для себя экран, на котором возникают эти образы. При этом в ряде случаев экран может быть спроецирован даже и на пол. Характерной чертой является фиксация взгляда в какой-то точке, рассматривание невидимых картин. Поскольку речь идет о репрезентативной системе, то есть о системе репрезен­тации себя, репрезентации своих мыслей, визуала, как прави­ло, характеризуют и другие черты. Обычно он одевается так, чтобы его было заметно. Либо это одежда, соответствующая строгим классическим канонам, либо, наоборот, что-то пест-

137

рое, невообразимое, что привлекает внимание окружающих. При этом он может много жестикулировать. Жесты чаще ост­рые, угловатые, быстрые, подчеркивающие его речь. При раз­говоре визуал старается смотреть на вас или над вами. Как пра­вило, видно, что тонус мышц повышен, тело находится в го­товности к движению. Дыхание обычно быстрое, иногда по­верхностное. В речи употребляет много слов, которые и характеризуют визуальную систему. Он будет говорить: «Я вижу... яркий, светлый, цветной». Он будет описывать образы, изменения в этих образах как некий фильм, который он видит. Как правило, это достаточно подтянутый, бодрый человек.

Кинестетик, в противоположность визуалу, может быть иным. Обычно он говорит медленно, с большими промежутка­ми между фразами, как бы давая возможность соотнести ска­занные слова со своими ощущениями. При обращении к внут­реннему миру обычно глаза опускаются вниз и вправо для прав­шей и вниз и влево для левшей. Возможно, это помогает кине­стетику найти доступ к своим чувствам, своим ощущениям. Как правило, когда он говорит, в его речи встречаются слова, кото­рые характеризуют кинестетическую систему: мягкий, тяжелый или легкий, чувствительный. Мышцы тела обычно расслабле­ны. Достаточно часто кинестетик одет в мягкую, удобную для него одежду, которая может не так хорошо смотреться, однако доставлять ему приятные ощущения. Говорит он медленно, дыхание глубокое, достаточно ритмичное. Жестов немного, их либо нет вообще, либо они очень небольшие по амплитуде, плавные, медленные. Очень часто в ходе разговора о своем вос­приятии мира, о своих воспоминаниях проявляется вегетатив­но-сосудистая реакция, то есть появляется румянец, могут по­явиться капельки пота. Это характерно для кинестетиков. Если взять некий персонаж, который бы иллюстрировал кинестети-ка, таким персонажем мог бы быть Дед Мороз — с румяным лицом, округлыми формами, в теплой, уютной одежде.

Аудиал, пожалуй, ближе к визуалу по внешним проявлени­ям, нежели к кинестетику. Однако у него есть свои особеннос­ти. Прежде всего — голос. Голос у аудиала будет очень хорошо модулирован, потому что голос — это основной способ презен-

138

тации себя окружающему миру. Он может говорить тихо, гром­ко, то выше, то ниже, как бы наслаждаясь способностями сво­его голоса. Когда будете говорить вы, он может повернуться к вам ухом. Это не знак неуважения, а способ лучше восприни­мать вас. Будет иметь значение для вашего общения, насколь­ко красиво вы умеете говорить. Жестов может быть немного. ■ Встречается круговой жест около уха, которым аудиал подчер­кивает, что он вас слышит. Дыхание у аудиала может быть раз­ным, и это зависит больше от того, насколько сейчас ему нуж­но говорить. Для того чтобы красиво, хорошо сказать, нужно хорошо вдохнуть, и аудиал пользуется дыханием как провод­ником своей аудиальной системы, своей речи.