Если специалист продолжает сомневаться, он может дать внушение на выбор. Например, сказать: «Если глубокая часть вас захочет продолжать свою работу, то она может оставить руку в воздухе. А если она хочет работу завершить, то рука опустится, и тогда, по мере опускания руки, вы можете выходить из транса». После этого наблюдайте за движением руки — она покажет вам, какое решение пациент посчитает правильным. Даже если человек находится в глубоком трансе, но работать не настроен, рука медленно будет опускаться. Если работа должна продолжаться, рука будет оставаться в воздухе.
198
В дальнейшем, если вы будете предлагать пациенту какие-то способы иной работы, то рука может служить показателем того, как они выполняются. Вы должны связывать терапевтические этапы работы с подъемом, опусканием руки, движением к лицу или другими путями изменения ее положения. И затем, когда вы предложите пациенту выходить из транса, свяжите скорость выхода с опусканием руки. Достаточно часто рука опускается рывками, что напоминает феномен «зубчатого колеса», т. е. она то застывает, то рывком движется вниз, то вновь застывает, и эти циклы чередуются до того момента, пока рука не опускается на колено или на подлокотник кресла и замирает. Иногда опустившись, она еще какое-то время находится в определенном тонусе и только затем расслабляется. Как правило, это сигнал к повышению транса и к выходу из него.
Левитация
Говоря о левитации, мы обычно подразумеваем левитацию руки. Это связано с тем, что рука — автономная часть тела, с небольшой массой, намного меньше, например, чем нога человека. Хотя в ряде случаев, особенно при проведении гипноза в положении лежа, возможна и левитация ноги. Левитация отличается от каталепсии тем, что рука начинает подниматься самостоятельно, без физической помощи терапевта, реагируя на его внушения. В ряде случаев левитация бывает спонтанной (т. е. терапевт не предполагал индуцировать ее) и является проявлением глубокого транса. Если мы видим поднятие руки, то можем использовать это.
При различных психотерапевтических ситуациях психотерапевту может быть интересно стимулировать левитацию руки. Целью может служить желание создать условия для глубокого транса, а левитация сама по себе углубляет транс пациента. Возможно, терапевтом будет руководить желание показать пациенту уникальность состояния, в котором он находится. Такое стремление вполне оправданно, поскольку неожиданный подъем руки доказывает человеку, что он подвержен гипнотическому влиянию, и все, происходящее с ним, является нео-
199
бычным. В результате усиливается доверие субъекта к процессам изменения, происходящим в нем.
С движением руки при каталепсии, как и при левитации, можно соотнести различные факторы и этапы психотерапевтической работы. Например, с подъемом руки можно связать углубление транса, поиск источника проблемы, выявление истории проблемы или поиск ее решения.
В ряде случаев руки поднимаются одновременно или одна за другой. Как правило, для того, чтобы получить левитацию руки, необходимо сочетание нескольких факторов. Первым фактором является знание пациента о возможных неожиданных реакциях и движениях. Как правило, если пациент это знает, поднимающаяся рука не вызывает у него удивления, а главное, ужаса. И желание руки подняться не приводит к моментальному включению сознания с тем, чтобы затормозить этот процесс.
Для левитации требуется достаточно глубокий транс, в котором реально проводится диссоциация между рукой и телом, а часто между ощущениями и состоянием обеих рук. Для этого в ходе наведения транса мы используем диссоциативное внушение, которое помогает как погрузить человека в более глубокий транс, так и запустить идеомоторные движения в руках. Достаточно часто для стимуляции подъема руки необходимы внушения на легкость, движение, подъем, используются метафоры облака, ветерка, который поднимает листья, воздушного шарика, который тянет руку вверх, и многое другое. Случается, что использование метафор крыльев птицы, например, приводит к содружественному подъему обеих рук.
Задачей психотерапевта является индукция мелких идеомо-торных движений в пальцах и кисти и затем увеличение их амплитуды и генерализация — распространение на всю руку. Намного проще пойти на левитацию руки, которая демонстрирует сигналинг или которая реагирует подъемом пальцев в ответ на ваши вопросы. Бывает достаточно попросить усилить эти движения, дать метафору легкости, движения вверх, и на этом фоне возможна индукция левитации.
Достаточно часто рука не поднимается вначале целиком, а может подниматься либо один палец, либо область лучезапяст-
200
ного сустава, но это является большим успехом. Когда вы заметили движение, можете усилить начавшуюся идеомоторную реакцию, и это намного проще, нежели давать внушение неподвижной руке.
При стимуляции левитации голос терапевта становится выше, фразы звучат более часто. Желательно, в отличие от других ситуаций, говорить на вдохе пациента, поскольку наша задача состоит в том, чтобы стимулировать активность в данной руке, а фразы, услышанные на вдохе, — стимулируют. Когда иде-омоторная активность становится заметной, ее надо поддержать, усилить, добившись поднятия руки.
Левитация не является самоцелью, поскольку даже если вас постигла неудача и рука не поднялась, следует отметить, что в данный момент внимание пациента было приковано к руке, и вы выполнили одну из основных задач наведения гипнотического транса — отвлечение внимания сознания, в данном случае привлечением его к руке.
Вы можете задавать вопросы, которые будут носить характер внушений: какая из рук легче, в какой из рук появляются движения, какая из них готова начать движение вверх. В ряде случаев левитация может быть связана с возрастной регрессией, и тогда возможно появится метафора воздушного шарика, который тянет руку вверх, что было в жизни каждого человека. Пробуждая подобный опыт, мы одновременно можем дать человеку и ресурсное воспоминание и ощущение детства. Если рука начала подниматься, то, стимулируя подъем, мы должны внимательно смотреть, до какого уровня рука готова дойти. Достаточно часто рука поднимается до уровня груди, хотя в ряде случаев ее подъем очень незначителен, и, приподнявшись на несколько сантиметров, рука опускается обратно. Такая левитация также является удачей и может быть использована.
Если рука поднялась до уровня груди, можно предложить руке двинуться к лицу и связать с этим, например, поиск решения проблемы или воспоминания, связанного с проблемой. Редко, когда рука поднимается выше головы, что может говорить либо о глубоком гипнозе, либо о значительной истерической акцентуации личности пациента. С движениями руки
201
можно связывать бессознательный выбор, например, вы можете предложить поиск источника проблемы, связав его с перемещением руки к лицу, а опускание руки с нежеланием искать подобную причину, или с желанием получить приятные ресурсные ощущения, или выйти из транса. Наблюдая за рукой, в зависимости от направления ее движения, вы можете определить, каково решение пациента. С опусканием руки можно связать выход из транса, однако с этим же движением можно соотнести и поиск бессознательного решения проблемы и разрешения внутреннего конфликта.
Достаточно часто по внешнему виду руки можно предположить, что она сможет подняться, при этом ее изменения аналогичны изменениям, описанным в части, посвященной каталепсии. Если, несмотря на ваши внушения, рука не стала подниматься, вы можете попробовать пойти на каталепсию, то есть поднять руку собственными усилиями. Бывает, что пациент как будто только и ждет этого, и небольшая помощь стимулирует подъем руки, дальнейшее ее движение идет уже самостоятельно. Каталепсию необходимо выполнить, как это описано выше. Какая из рук поднимется, никак не связано с тем, человек — правша или левша. По наблюдениям следует сказать, что у одного и того же человека в разных трансах могут подниматься разные руки.
Если клиент продемонстрировал левитацию, это можно считать показателем готовности клиента к глубокой гипнотической работе. Левитация говорит о том, что он достаточно ознакомился со спецификой гипноза и умеет погружаться в глубокий транс, где возможно применение более директивных, более точных внушений, где возможна работа без участия сознания.
Глава 17.
МЕТАФОРЫ В ЭРИКСОНОВСКОМ ГИПНОЗЕ
Для бессознательного характерен язык образов, звуков, ощущений, язык целостных картин и событий. Бессознательное умеет улавливать все происходящее целиком, не пытаясь дробить, делить. Предполагается, что функцией сознания является контроль, анализ, выяснение причин, следствий. Функцией бессознательного, наоборот, является синтез, целостное восприятие окружающего мира. Поэтому метафоры, которые являются законченными историями с многозначным сюжетом, играют важную роль в эриксоновской терапии. Метафорой называется вид косвенного внушения, в котором иносказательно дается подобие проблемы человека, пути и способы ее разрешения.
Популярная идея о разности функций двух полушарий головного мозга помогает описать взаимодействие сознания и бессознательного. У правшей левое полушарие является доминантным, и оно считается прибежищем сознания. Оно обладает логической функцией, отвечает за повседневную жизнь человека, за его поступки, убеждения, ценности и многое другое.
Правое полушарие является недоминантным, и его считают зоной бессознательного. Оно характерно своей образностью, ассоциативными связями, иногда отмечается детский характер его. Полушарие охотно воспринимает мир целиком. Это свойство действительно похоже на взгляд ребенка, который открыт всему миру и у которого нет ограничивающих шор.