Смекни!
smekni.com

М. Н. Гордеев гипноз практическое руководство (стр. 40 из 44)

Срединная метафора может содержать даже прямые внуше­ния, но их лучше завуалировать. Прямые внушения могут выс­тупать в виде фраз, написанных на камне в каком-то лабирин­те, куда мы завели своего пациента, они могут быть в виде слов, сказанных одним героем другому. При таких условиях прямые внушения за счет буквализма бессознательного и за счет его большей свободы принимаются легко и охотно исполняются. В метафоре можно давать некоторые внушения и инструкции достаточно определенно и конкретно.

Иногда вместо точки или восклицательного знака в конце своей фразы мы ставим многоточие, говоря, например: «Я не знаю, каким образом поступил герой, но после этого ему все удавалось». Понимание того, что герой нашел способ решения и этот путь оказался удачным, можно ввести вместо конкрет­ного указания на определенное действие. Терапевт дает воз­можность пациенту додумать самому, каким образом это дей­ствие завершилось, какую дорогу герой нашел к исполнению своих желаний.

Внутри метафоры важно показать ее логичность и неизбеж­ность. Это успокаивает пациента и направляет его мысли в сто­рону будущего. Интерес к встроенной метафоре и к каждому его компоненту в отдельности бывает полезен еще тем, что про­буждает к ней эстетическое влечение, похожее на желание уз­нать, что же там впереди. Оно похоже на желание, которое дви­гает человеком, заставляя его в детстве дочитывать книгу с фо­нариком под одеялом.

Пробуждение в пациенте внутреннего ребенка может быть важ­но тем, что у детей мало социальных страхов. Они могут бояться сил природы, они могут опасаться недовольства родителей, но они намного лучше находят контакт друг с другом, у них меньше ус­ловностей, признаков социального неравенства и многого друго­го. Если бы взрослый человек так легко завязывал социальные контакты, как ребенок, у людей никогда бы не было нереализо­ванной потребности в друзьях, никогда бы не было жалоб на оди­ночество, непонимание. Это прерогатива взрослого возраста.

14 Гордеев 209

В детском возрасте человек, как и через метафору, получал опыт, обучаясь на примерах героев. Сейчас мы предлагаем паци­енту такое же легкое и приятное обретение опыта, который он может принести в свою повседневную жизнь, научиться его ис­пользовать. Когда ребенок входит в большой мир, он не знает его, и сказки, рассказанные ему родителями, помогают ему в нем адаптироваться. Именно на них строятся его убеждения, ценно­сти, верования. Когда дети взрослеют и приходят во взрослый мир, они сталкиваются с его реальностью и иногда жестокос­тью. Они претерпевают трансформацию, что-то уходит и забы­вается, что-то приходит снова, и сейчас мы с помощью метафор стараемся подтвердить, использовать эту дорогу еще раз.

Мы прекрасно понимаем, что те убеждения и ценности, которые мы стараемся принести человеку своими метафорами, подвергнутся жесточайшей критике окружающего мира, но, возможно, они созвучны прежним убеждениям, которые были отодвинуты на задний план под воздействием повседневного быта и суеты. Тогда есть шанс, что произойдет резонанс между словом терапевта и незаслуженно забытым пониманием кли­ента. Ни одно внушение не будет принято, если для него нет почвы, и такой почвой для наших метафор будут являться пре­жние идеалы, мысли человека. Для него визиты к психотера­певту похожи на еще один способ войти в жизнь, как он когда-то входил в нее подростком.

Можно предположить, что метафоры внутри транса воспри­нимаются особенно эффективно за счет особого ожидания па­циента, который пришел на психотерапевтический сеанс. На­верно, он собирался к вам давно. Ему внутренне сложно было договориться о встрече, но он пришел и начинает говорить о наболевшем. И вот он прошел эти этапы и ждет ваших слов, он ждет того, что вы будете делать для избавления его от пробле­мы. Заручившись его сотрудничеством и оценив его мотива­цию, мы начинаем работать с ним, и в данном случае примене­ние многогранной метафоры в сочетании с избыточным ожи­данием пациента позволяет ему воспринимать на всех уровнях своего психического существования и находить в ней смысл и подтексты.

210

Метафора, попавшая в бессознательное, продолжает в нем работать и тогда, когда сеанс окончен, за счет своей многослой-ности. Выход из транса с метафорами неуловимо похож на вы­ход из сна, когда человек может запомнить самое последнее сновидение намного легче, чем предыдущие. Поскольку пос­ледним сном в данной метафоре является первая история, ко­торая под собой носит контекст изменений и во многом спе­циально представляется сознанию, то нет ничего предосуди­тельного в том, чтобы пациент запомнил эту часть.

Средняя метафора может быть либо самой короткой, пото­му что, чем короче метафора, тем легче она забывается. Она будет носить характер ударной идеи, которая направлена на­прямую в центр проблемы пациента. В других случаях средняя метафора может представляться терапевтической метафорой со всеми ее компонентами, ролями, связями. Она будет много­гранной и наиболее подобной проблеме пациента, но за счет своей величины, вероятно, она будет помниться сознанием. Два подобных подхода всегда в запасе у психотерапевта, который может выбирать, что же он должен использовать в середине именно у данного человека, что, с точки зрения его мысли и опыта, показано пациенту.

Встроенная метафора может также даваться вне транса, но чаще это место для терапевтической метафоры.

Техника вставленных сообщений

Техника вставленных сообщений предполагает в работе с пациентом одну из новинок, которую внес в гипнотерапию Милтон Эриксон, — гипноз наяву или гипноз без гипноза. Она заключается в том, что психотерапевт в беседе с пациентом выясняет, что для него является важным и интересующим в жизни. Подобный характер может иметь хобби человека, его работа, интерес к детям и многое другое. Основное качество — человека задевает за живое беседа на эту тему.

Терапевт определяет то, что может привлечь в его рассказе внимание пациента. Затем, начиная говорить на эту тему, вы можете давать свое понимание этого вопроса, говорить о себе,

211

например, рассказывать о своем хобби или о том, как вы пони­маете воспитание детей, внимательно наблюдая, насколько внимание пациента привлечено к вашему рассказу. Если паци­ент безраздельно занят этим рассказом, то задачей психотера­певта является вкрапление в историю внушений, направлен­ных на работу с основной проблемой пациента. При этом вну­шения являются незаметными, они встраиваются в канву по­вествования, которое ведется на тему, интересующую клиента. Единственное, чем они выделяются, — это тоном голоса.

Рассказ является обширной терапевтической метафорой, которая интересна субъекту, привлекает его внимание к исто­рии и отвлекает от внушений, даваемых терапевтом, в то вре­мя, как внушения служат основной цели. За счет выделения голосом внушения представляют мозаику, из которой бессоз­нательное создает свою собственную картину, опознавая их и отправляя для своего собственного рассмотрения, функциони­рования.

Известен пример, когда Эриксон в ходе беседы с человеком, который не верил в психотерапию и страдал от жесточайших болей, связанных с онкологическим заболеванием, вел с ним разговор на тему, интересующую пациента, — о выращивании помидоров. И он сумел рассказать таким образом о жизни по­мидорного куста, найти в этой жизни настолько необычные грани, что заинтересовал этим пациента. И при этом опираясь на понимание жизни помидорного куста, он давал внушения, необходимые для работы с болью при серьезном онкологичес­ком заболевании.

«Джо, я хотел бы побеседовать с вами. Я знаю, вы цветовод и занимаетесь выращиванием цветов. Знаете, я сам вырос на ферме в Висконсине и тоже любил выращивать цветы. И до сих пор люблю. Ну вот, я хотел, чтобы вы сели в это уютное кресло, а я буду говорить. Я расскажу вам о самых разных вещах, но не о цветах пойдет речь, потому что вы знаете о цветах намного больше, чем я. Не о цветах. Это не то, чего вы хотите. А теперь я спокойно могу начать свой рассказ, и мне хотелось бы, чтобы вы спокойно слушали меня, пока я буду рассказывать о помидор-

212

ной рассаде. Вы, может быть, удивитесь. С чего бы нам говорить о помидоре? Семечко помидора сажают в землю и с надеждой ожидают, что из него вырастет растение и даст плод, который принесет удовлетворение. Семечко впитывает влагу, и это не очень трудно, потому что этому помогают дожди, несущие мир и покой...» (Епскзоп, 1966) (цит. по Дж. Зейгу).

Он давал внушение на надежду, покой и т. д. Тема была ин­тересной, время, которое провел пациент, слушая эту метафо­ру, пролетело незаметно, что позволило Эриксону быть доста­точно свободным в проведении суггестии и дать все внушения, которые он считал нужными. Эта работа принесла неожиданно значимый эффект для пациента, и пациент поверил в силу пси­хотерапии, возможности обезболивания, гипнотерапевта, ко­торый беседовал с ним. Понятно, что в случае неверия пациен­та в силы психотерапевта ни о каком гипнотическом наведе­нии обычно речь идти не может, и в данном случае Эриксон избрал единственно правильную стратегию внушения наяву с использованием техники вставленных сообщений.

Для создания подобного внушения, психотерапевту важно решить две принципиально важные задачи. Первое, он должен выделить тему для основной беседы, опираясь на потребности и интересы пациента. Рассказ должен обеспечить безусловный интерес пациента. При этом возможен как монолог, так и диа­лог, поскольку участие субъекта не возбраняется, и может быть даже полезным, т. к. показывает его интерес к данному вопро­су. Второе, что необходимо для данной техники, следует опре­делить, какие внушения, с точки зрения психотерапевта, будут способны помочь при данной проблеме. Количество внушений не ограничено, лучше дать их больше, нежели меньше, потому что внушения непонятные, неадекватные будут отсеяны и от­несены к словам, которыми психотерапевт хотел украсить свой рассказ, а важные нужные внушения будут восприняты и реа­лизованы как команды, движущие бессознательным.