Смекни!
smekni.com

М. Н. Гордеев гипноз практическое руководство (стр. 41 из 44)

Важным навыком для психотерапевта является достаточ­но умелое выделение основной темы рассказа. Специалист должен уметь завоевать доверие пациента с тем, чтобы он на-

213

I,

чал говорить с ним не о своей проблеме, а о своей жизни, при­чем открыто и откровенно. Терапевт должен быстро реагиро­вать на возможные слова и реплики пациента, умея как под­держать основную канву разговора, так и быстро найти необ­ходимое внушение в ответ на изменяющуюся ситуацию. По­добный подход требует достаточного опыта в наведении обычных трансов и навыка владеть языком, пользуясь много­значностью слов, умения менять высоту голоса, делать паузы и способности соединить два рассказа, при этом главный сю­жет растворяется в большем.

Атмосфера доверия и сотрудничества с пациентом, кото­рую создает терапевт, помогает бессознательным ресурсам па­циента раскрыться со всей их мощью. Терапевт должен стать для своего пациента собеседником, другом, но ни в коем слу­чае не врачом. Беседа на интересующую тему повышает вос­приимчивость пациента ко всему, сказанному терапевтом, от­крывает в нем состояние принятия, снимает цензорные конт­ролирующие функции, увеличивает доверие. Техника встав­ленных сообщений показывает доверие терапевта своему пациенту, восприятие его как личности, уважение к его инте­ресам и потребностям. Использование собственных слов, вы­ражений пациента, его опыта позволяет приблизиться к его пониманию проблемы, произвести более качественное при­соединение и, соответственно, более качественное ведение. Использование в этой технике выявленных мыслительных стратегий, поведенческих реакций, предъявленных субъектом, способствует более тонкому воздействию на уровне психоло­гических установок личности.

Терапевтические метафоры

Терапевтические метафоры — наиболее тщательно структу­рированный и в то же время творчески активный способ мета­фор, используемых для гипносуггестивной психотерапии. Те­рапевтические метафоры должны быть индивидуальными для каждого клиента, поскольку в них многое зависит от жизни, мыслей и действий пациента. Терапевтические метафоры об-

214

ладают многими свойствами описанных выше метафор и стро­ятся по своим, достаточно простым законам.

Основным правилом построения терапевтической метафо­ры является ее изоморфность (подобие) ситуации пациента. Это подобие не описанной пациентом проблемы, а более широкое понимание, включающее и прошлое пациента, его жизнь, его семью, работу, дороги, которые привели его к сегодняшнему дню, и будущее пациента, которое он, может быть, даже стес­няется предполагать или не разрешает себе этого.

Метафора, как и большинство техник эриксоновской гип­нотерапии, подразумевает также два основных этапа — присо­единение и ведение. Однако эти компоненты достаточно ус­ловны, поскольку каждая структура терапевтической метафо­ры в какой-то момент начинает жить своей собственной жиз­нью и из присоединения переходит в ведение, трансформируясь и уходя из попыток классификации.

Стержневой элемент терапевтической метафоры — герой. Он должен быть в чем-то похож на нашего пациента, возрастом, семьей, работой, может быть, цветом волос или глаз, но, ско­рее всего, своей жизнью. При этом героем не обязательно дол­жен быть человек. Им может быть и природное явление, дере­во, животное, сказочный персонаж и многое другое.

С одной стороны, герой должен быть похож на субъекта гип­нотического воздействия, с другой стороны, желательно, что­бы это сходство не было явным, чтобы пациент сразу не понял, что история рассказывается про него и служит, таким образом, абсолютно конкретным идеям внушения. Тогда он будет ждать эти фразы внушения, с интересом их обнаруживать, и главная задача психотерапевтической метафоры — дать работу бессоз­нательному не будет выполнена.

У героя могут быть похожие проблемы, сходный жизнен­ный путь, взгляды на будущее и многое другое. Герой обычно является позитивным субъектом, поскольку человеку свой­ственно себя сравнивать именно с положительными персона­жами, отрицательные черты его отталкивают.

Он живет среди других людей, зверей, растений и так да­лее, то есть у героя есть окружение. В окружении могут быть и

215

положительные персонажи, и отрицательные. Оно также со­ответствует критериям изоморфности, то есть оно подобно ок­ружению клиента. Однако, если говорить, что должно быть более подобно — герой или окружение, то, безусловно, более подобен должен быть герой. У окружающих главного персо­нажа людей и предметов также есть своя история, они разны­ми путями входили в жизнь героя или герой входил в их жизнь. Они могут любить друг друга, ссориться, мириться, горевать, злиться и делать многое другое.

От взаимодействия ролей в метафоре начинаются обучаю­щие ситуации. Они должны быть в значительной доле своей так­же узнаваемы. На основании их герой учится жить, приспосаб­ливаться к окружающей действительности, учится ее менять. Обучение проходит на двух уровнях. С одной стороны, эти обу­чающие ситуации (и здесь уже начинается ведение) приводят к бессознательным процессам, которые зарождаются в герое, про­текают в нем, ширятся и крепнут. С другой стороны, эти обуча­ющие ситуации складываются в цепочку внешних событий, которые меняют внешнюю жизнь героя, играют роль внешне­го стимула изменений.

Внешняя и внутренняя жизнь достаточно гармонично начи­нают трансформироваться. При этом вначале трансформация идет внутри героя, и она незаметна окружающим, которые могут в боль­шей своей части быть негативно настроены по отношению к ге­рою, хотя у него могут быть и союзники, которые помогают ему. В какой-то момент объем внутренних изменений оказывается на­столько велик, что он приводит к качественному изменению, внешней трансформации героя, когда эти изменения уже невоз­можно сдерживать внутри и они, наконец, прорываются наружу, кардинально меняя облик, поведение, состояние героя.

Он осознает и оценивает свое изменение, он радуется ему, возможно даже пугается, но в конце концов принимает. Это победа, обязательный элемент терапевтических метафор. Про­изошедшее качественное изменение показывает невозможность возврата к прежней жизни.

Однако за ощущением собственной силы, за ощущением победы может еще не стоять окончательное завершение мета-

216

фор. Как правило, для человека особенно важно признание этих изменений его окружением. И для этого в терапевтичес­кую метафору может вводиться еще один компонент — три­умф. Триумфом в Древнем Риме встречали победителей. Ког­да полководец одерживал победу на границах империи, это была его победа, она была одержана далеко от столицы, но когда победоносные войска возвращались в Рим, им устраи­вали пышную встречу, где полководца и войска чествовали жители Рима, и это было публичным признанием их заслуг перед империей.

Для нашего пациента очень важен триумф в жизни. Субъект приходит не с проблемами из-за отсутствия у него каких-либо качеств, а из-за своей неадаптивности в окружающем мире, в социальной среде. И очень важным элементом внушения яв­ляется демонстрация, как предложенные изменения помогают герою в его социальной среде, как он становится в ней триум­фатором. Это наиболее привлекательная часть терапевтической метафоры, и на ней метафора заканчивается.

Иногда бывает удобнее закончить метафору даже раньше, дав намек на положительное разрешение жизненной ситуации героя, но не разрешив ее конкретными указаниями. Это позво­ляет завершить метафору на какой-то особенной звенящей ноте, позволяющей задуматься, поискать собственный путь решения, будучи убежденным в правильности и в обязательности этого решения. Подобный прием предназначен для стимулирования осознания клиентом путей собственной жизни, для ускорения внутреннего бессознательного поиска возможных решений сходной проблемы.

По критериям терапевтической метафоры можно разобрать различные сказки вне зависимости от того, являются ли они народными или принадлежащими перу писателя. Наверное, единственное условие — это всегда сказки с добрым хорошим концом. Например, героиня сказки Шарля Перро «Золушка» является доброй, отзывчивой, работящей девушкой, у которой есть доброе сердце, умеющее любить, умелые руки, способные творить чудеса, звонкий голос, который может петь песни, и чистый завораживающий взгляд.

217

.11!

Вокруг нее есть разные люди: и добрый, но безвольный отец, и принц, и его отец-король, мачеха Золушки, ее сводные сест­ры. Это разные характеры, которые вращаются вокруг главной героини, взаимодействуют с ней, создают различные ситуации. Это и желание Золушки помочь своим сестрам, которое может обратиться против нее, и жалость, обращенная на отца, и жела­ние, большое бессознательное желание попасть на бал, и обида на то, что «вредно не ездить на бал, когда ты этого заслужива­ешь».

Общение с разными окружающими ее персонажами помо­гает Золушке и горевать, и радоваться, и стремиться и создает различные обучающие ситуации, которые приводят ее сначала на бал. Празднество, которое могло бы стать победой и триум­фом, на самом деле оборачивается еще одной обучающей ситу­ацией, потому что трансформация Золушки здесь имеет огра­ниченный срок времени. Жизнь показывает ей, что она может научиться быть такой, и она начинает неистово верить в то, что ее счастье придет. С этого момента Золушка меняется. Может быть, внешне она остается прежней, но она начинает беречь вторую хрустальную туфельку как символ самой значимой в ее жизни обучающей ситуации, как символ новой жизни. Затем цепочка добрых и злых поступков других людей и ее участие в них приводят Золушку к окончательной победе, которую зна­менует появление на ее ножке снова хрустальной туфельки. За ней следует триумф. Триумф, когда Золушка становится невес­той принца, ей кланяются придворные и простые люди, даже мачеха и ее дочки становятся ее подчиненными. Вся сказка рас­писана по классической модели и нигде не возникает ощуще­ния незавершенности, недосказанности, задержки. Можно ра­зобрать и другие сказки, но дело не в этом.