Смекни!
smekni.com

М. Н. Гордеев гипноз практическое руководство (стр. 42 из 44)

Как быстро можно создать терапевтическую метафору? Обычно для создания качественной терапевтической метафо­ры нужна подготовка. При этом время для подготовки — это, как правило, время между сеансами, когда информацию о па­циенте, собранную нами в течение нескольких бесед, мы нако­нец суммируем для того, чтобы выстроить для себя его картину жизни, которая может начинаться еще до рождения, с жизни

218

его родителей, которая может переплетаться различными жиз­ненными коллизиями с другими людьми. К сегодняшнему дню субъект имеет ту проблему, которую он предъявил нам, а воз­можно, гораздо большую, потому что очень часто За предъяв­ленной проблемой стоит много других, более глобальных и су­щественных.

Мы можем сделать себе набросок, который основывается на предварительных заготовках для терапевтических метафор, а может быть, наш пациент сам дал заготовку для себя, сравнив себя с одиноким деревом, у которого молния расщепила крону, или с чем-то подобным. В таком случае более правильным бу­дет оттолкнуться именно от метафоры клиента. И мы, идя по элементам терапевтической метафоры, создаем и портреты ге­роя, и его окружения, думаем, как можно метафорически пред­ставить жизнь человека, трансформируя ее в обучающие ситуа­ции терапевтической метафоры. А самое главное, предполага­ем, какие внушения необходимы для того, чтобы привести на­шего героя к победе и к триумфу. Определяем, нужно ли делать метафору законченной или имеет смысл поставить многоточие.

Мы должны предполагать, что все то, что создано нами меж­ду сеансами, имеет только предварительный характер. Когда клиент вновь придет к нам и расскажет свою историю, а может, сделает конкретный запрос, нам, скорее всего, придется транс­формировать метафору, модифицировать ее с той точки зрения и под того человека, который пришел к нам в этот раз, поскольку клиент к нам каждый раз будет приходить немного новым. Окончательный вариант терапевтическая метафора сможет при­обрести только на сеансе.

Как правило, терапевтическая метафора дается на фоне транса, возможно, неглубокого, поскольку для нее вовсе не обя­зателен глубокий транс. В ряде случаев она может даваться со­всем на уровне бытового интереса в том самом виде гипноза, который называется гипнозом без гипноза. Такова, например, группа историй, которые мы уже упоминали — «мой друг Джо», названные так по метафоре, созданной Эриксоном. В ней он рассказывал пациенту о своем друге Джо, которого на самом деле не было. Этот Джо был похож на пациента, и семья Джо

219

была похожа на семью субъекта, была похожа его жизнь и мно­гое другое. А самое главное, у Джо была сходная забота, кото­рая беспокоила его, решение которой он пытался найти, пере­пробовав много способов, и в конце концов после совета пси­хотерапевта или по собственному наитию он нашел способ ре­шения, который привел к избавлению от мучившей его проблемы.

Подобная терапевтическая метафора проводится, как пра­вило, при полном сознании клиента, фокусирование внима­ния достигается за счет интереса клиента к данной проблеме, поскольку он начинает слышать историю человека, похожего на него. Особым интересом и достигается готовность принять внушение, встроенное в эту метафору, а также додумать ее ре­зультат, если метафора завершается только намеком на хоро­ший результат.

Достаточно часто терапевтическая метафора может входить в состав встроенной метафоры. Она является основной, то есть центральной метафорой. Напомню, часто терапевтическая ме­тафора бывает достаточно мощной, объемной, и какие-то эле­менты ее все-таки сознанием запоминаются. Мы говорили, что для того, чтобы облегчить работу бессознательного, бывает важ­но в момент выхода пациента из транса не дать возможности сознанию успеть запомнить то, что было в трансе, отвлекая его на разрешение каких-то других вопросов, может быть, совер­шенно несущественных.

Терапевтическая метафора обязательно должна быть красиво построена. Большое значение здесь имеет идеалистичность си­туации, которая стимулирует желание достичь этого идеала, которая привлекательна и зовуща. Возможно, что в терапевти­ческой метафоре внутренний ребенок пациента видит продол­жение своих детских сказок, которые он давно перестал слы­шать. И это обращение к детскому характеру бессознательного также дает стимул для пробуждения внутренних сил, не затер­тых взрослой жизнью, не испачканных и не использованных.

Глава 18. САМОГИПНОЗ

Под самогипнозом подразумевается самостоятельное вхож­дение пациента в транс. Самогипноз также может быть разде­лен на разные стадии по глубине погружения. Начальные ста­дии самогипноза представляют собой мышечную релаксацию, сопровождающуюся закрыванием глаз или фиксацией взгля­да. При гораздо более глубоких погружениях можно дойти до уровня возникновения гипнотических феноменов, например, каталепсии, возрастной регрессии и многих других.

Для вхождения в самогипноз человек должен знать ту до­рогу, которой он может идти в транс. Поэтому обычно обуче­ние самогипнозу начинается с гетерогипноза, когда психоте­рапевт наводит транс на пациента, а пациент учится не только решать свои проблемы, но и входить в транс, осознавая его этапы на собственном опыте. Чтобы научить пациента вхо­дить в самогипноз, важно дать ему навыки доверия собствен­ному бессознательному, умению отпускать себя, отпускать свои мысли, научиться не использовать силу воли, которая на самом деле является не чем иным, как контролем сознания.

Самым простым способом самогипноза является умение повторить то, что было на сеансе. Облегчая пациенту занятия с собой, терапевт может проводить сеанс под музыку, а затем дать кассету с музыкой человеку домой. Музыка как аудиаль-ный якорь включает те кинестетические состояния, которые сопутствовали ей и которые соответствовали погружению в транс.

Возможны повторения сеанса и без музыки, когда субъект, вспоминая и моделируя поэтапно возникавшие телесные и мыслительные состояния, нащупывает дорогу к трансу. Он дол­жен научиться в определенный момент отпускать себя, напри-

221

I:

мер, связав такое «отпускание» с одним из выдохов, сопровож­дающийся к тому же окончательным мышечным расслаблени­ем.

Для самогипноза человек должен выбрать подходящее вре­мя и место. Обычно нужно уютное, достаточно тихий уголок, где человек может свободно устроиться один, без свидетелей, домочадцев, принять удобную позу, возможно, такую, какую он принимал в сеансе, закрыть глаза или сфокусировать их на одной точке пространства, достигая мышечного расслабления и спонтанности мышления.

Человек может ставить заранее себе цель на сеанс. Она мо­жет быть конкретной, например: добиться расслабления, лег­кости ума, отдохнуть. Цель может быть неспецифичной: узнать что-то важное, искать решение накопившихся проблем, иссле­довать свои возможности в какой-то области. Важно помнить то, что инструкции может давать сознание, но значимым при самогипнозе, как и при гетерогипнозе является отключение сознание и включение бессознательного. Если инструкции, данные сознанием, действительно являются важными для субъекта, они будут выполнены, если же нет, бессознательное найдет свои собственные инструкции, которые будет выпол­нять. Возможно, терапевтически правильнее является не заду­мываться над тем, что нужно сделать в самогипнозе, однако, пожалуй, это противно человеческой природе, и наш субъект вряд ли будет мотивирован на занятия самогипнозом, если не будет знать, с какой целью они проводятся. Поведение внутри транса может быть разнообразным, поскольку разнообразны цели, с которыми человек идет.

Некоторые способы погружения в самогипноз

При обучении самогипнозу часто предлагаются способы вхождения в гетерогипнотическое состояние. Вариантов может быть столько, сколько людей, потому что у каждого желающе­го есть свой излюбленный способ или даже несколько, часто сконструированные самостоятельно.

222

Субъект предлагает себе визуализировать длинную лестни­цу, уходящую или вниз, или вверх, по его желанию. Движение по ней заставляет человека оставлять реальный мир в начале лестницы и шаг за шагом уходить от него. Шаги должны ощу­щаться на уровне тела, но не обязательно как физические шаги, а как движение от бодрствующего состояния, когда пациент может уходить как от ощущений в руках, в ногах, в теле, от мыслей, очищаясь от всего, что фиксирует его в настоящем со­стоянии. Он может ожидать, что на том конце лестницы его ждет какой-то сюрприз. Это могут быть и необычное ресурс­ное место, и воспоминание из прошлого, яркое и ассоцииро­ванное, и встреча с кем-то или с чем-то, и многое другое. В ряде случаев вместо лестницы удобнее использовать эскалатор, ко­торый уносит человека самопроизвольно, не требуя от него со­знательного продвижения вглубь транса.

Хорошим способом самогипноза является способ выделе­ния из многих звуков, окружающих человека даже в тихой ком­нате, за закрытыми глазами, одного, за которым он может пой­ти, продвигаясь по нему, как по ниточке, ведущей в иной мир, когда на другом конце звука его ждет какой-то образ (место, человек, событие), неожиданный и поэтому интересный. Вме­сте с этим образом могут прийти и другие звуки, и целая гамма чувств и ощущений. Полезные субъект может сохранить в себе и захватить с собой при возвращении.

Погружение можно начать с поэтапного мышечного расслаб­ления, когда с каждым выдохом человек «выдыхает» напряже­ние из определенных частей тела. Предъявляйте их последова­тельно, либо снизу вверх по телу, либо сверху вниз, чтобы на­пряжение уходило волной. Вы можете удалить напряжение сна­чала из лица, головы, шеи, со следующим выдохом — из плеч, рук, груди, затем с третьим выдохом расслабляются спина, пояс­ница, живот. Четвертый выдох приносит легкость в тазу, ногах, с пятым выдохом удаляется оставшееся напряжение из всего тела, и человек «отправляет» мысли в свободный полет.