Смекни!
smekni.com

М. Н. Гордеев гипноз практическое руководство (стр. 43 из 44)

Сигналом к возвращению из самогипноза может быть внут­реннее ощущение готовности сделать это, может быть, предва­рительная установка пробыть в трансе определенное количе-

223

7

ство времени. Перед этим человек может вспомнить те пост­гипнотические внушения, которые он сам себе заказал на этот транс или обычно привык себе давать. Как правило, постгип­нотические внушения достаточно просты: сохранить чувство отдыха, вернуться бодрым, активным. Они неспецифичны, что­бы быть подходящими для любого транса, каким бы ни было его содержание.

Самогипноз нужен человеку для улучшения собственного состояния и самочувствия, для того, чтобы он научился ходить по собственному трансу. Эриксон говорил, что для узнавания транса, для привыкания к нему необходимо, чтобы субъект про­вел в трансе 4-8 часов. Мы можем использовать самогипноз в домашних заданиях, и таким образом сокращая привыкание человека к трансу, делать транс близким и узнаваемым.

От транса к трансу человек погружается глубже, он меньше опасается гипноза, опознает собственные кинестетические пун­кты данного состояния, а дополнительно это помогает нам под­твердить мотивацию человека на психотерапевтическую рабо­ту. Если человек занимается самогипнозом, значит, он моти­вирован и не считает время, затраченное на самогипноз, поте­рянным впустую.

Когда вы даете самогипноз в качестве домашнего задания, желательно, чтобы ваши пациенты делали это по меньшей мере один раз в день в удобное для себя время и в удобном месте. Задачей самогипноза являются пробуждение внутренних резер­вов, получение благоприятных кинестетических ощущений и переживаний, не давайте заданий на самостоятельный поиск негативных переживаний, причин проблемного состояния — это работа, проводящаяся с психотерапевтом. Занятия само­гипнозом могут продолжаться в течение всей вашей психоте­рапевтической работы с клиентом и даже после вашего расста­вания с ним, он может практиковать самогипноз, особенно если убедился в его эффективности и полезности.

Самогипноз полезен также и для психотерапевта, развития его навыков, снятия напряжения. Терапевт, испытавший раз­личные внутритрансовые состояния, гораздо лучше понимает пациента, нежели теоретик.

Глава 19. РАБОТА С СОПРОТИВЛЕНИЕМ

Сопротивление — естественная сознательная и бессозна­тельная реакция пациента на изменение его внешнего и внут­реннего мира. Подобная реакция в большой степени является защитной. Даже намеревающийся изменяться пациент втайне может испытывать тревогу перед трансформацией. Он знает, что у него есть на сегодняшний момент, он каким-то образом сжил­ся с проблемами, и то, что приходит взамен, каким бы интере­сующим и важным оно не было, может пугать его.

Каждый пациент имеет свою внутреннюю склонность к из­менениям, свою личную скорость, подходы. Изменения могут приходить на смену устоявшимся канонам личности, перетря­хивать их, и субъект в этот момент чувствует себя неуверенно. Особенно следует учесть то, что пациент — это человек, испы­тывающий определенные проблемы, сопровождаемые психи­ческими и социальными страхами, неадаптивный к окружаю­щему миру, находящийся с ним в постоянном конфликте, а при этом психотерапевт — это тоже часть окружающего мира.

За пациентом стоит система отношений, которая поддер­живает его способ функционирования в привычном мире. Это родные и близкие, определяющие его привычки и интересы. Чтобы система начала меняться, требуется определенное вре­мя и значительные усилия. Поскольку любая система стремит­ся к стабильности, для того, чтобы ее раскачать, нужно время. Это также может являться немаловажным фактором сопротив­ления.

Попытки ругать, клеймить своего оппонента — не самое лучшее поведение для психотерапевта, поскольку сопротив­ление следует принять как реальность, которая существует. Попытки противодействовать сопротивлению, пройти его,

15 Гордеев

225

сломать не являются полезными, поскольку это часть личнос­ти человека, и таким образом мы выступаем против нее. Нас может удивлять, пугать и обижать неизвестно откуда взявшее­ся поведение, эмоции пациента, которые нелогичны с нашей точки зрения. Даже пациент не может их объяснить, посколь­ку они продуцируются большей частью бессознательными процессами, которые, как надо помнить, стоят на защите лич­ности человека.

Если кажется, что внешняя тревожность, с которой паци­ент пришел к нам в первый раз, начинает уходить, на самом деле, возможно, что это лишь иллюзия, и она готова вернуться в любое время. Пациента устроило бы, если вы взмахнете вол­шебной палочкой, и все необходимое произойдет с ним быст­ро, одномоментно, и за процесс изменений будете отвечать вы, индуцируя их действием со стороны. Когда пациенты понима­ют, что им нужно изменить свою жизнь, а для этого поломать старую, естественно, что высокая эмоциональная значимость этого процесса пугает их. Психотерапия для него может быть страшным событием в длительной череде испугов, которые тя­нутся за человеком по жизни.

Возможно, сопротивление связано с тем, что пациент не может сознательно прояснить свою проблему без помощи пси­хотерапевта. Для пациента характерен достаточно узкий круг понимания, в котором он замыкается, уверенный в том, что здесь кроется вся проблема. Часто рассказ человека о своих за­ботах на первом сеансе радикально отличается от того, что про­является в ходе работы в течение многих встреч.

В ходе терапии достаточно часто проявляется удивительная двойственность подходов субъекта к ней. С одной стороны, па­циент настаивает на изменениях, он готов принять помощь, готов что-то делать для ее получения, и в то же время сохраня­ется часть его личности, которая боится всего, даже если она тщательно скрывается не только от терапевта, но и от самого субъекта. Отсутствие полной информации у психотерапевта о пациенте можно отнести как к досадным недостаткам ограни­ченного времени общения, так и к бессознательному сопротив­лению пациента, который утаивает часть информации и, воз-

226

можно, саботирует процесс психотерапии. Важно отметить, что это вполне естественный процесс, и в его появлении не виноват никто — ни терапевт, ни клиент, и поэтому, пожалуй, основным является вопрос, каким образом обойти возможное сопротивление пациента.

Основное правило работы с сопротивлением в эриксонов­ском гипнозе — это умение использовать, утилизировать со­противление пациента. Мы признаем важную функцию со­противления, соглашаемся с тем, что оно должно быть, и с тем, что это явление, возможно, полезное для психотерапев­тического процесса, поскольку обладает энергетикой, силой, которую мы можем использовать, направляя ее в терапевти­ческих целях. Терапевт может попытаться, во-первых, сделать неожиданный шаг, когда он не столько пытается пройти со­противление, сломить его, а, наоборот, предлагает его усилить, как бы предлагая пациенту идти от обратного, наращивая свои защитные механизмы. Это внешне похоже на старую детскую игру, когда двое, встав друг напротив друга, толкают друг друга ладонями, при этом хитрый участник может вместо толчка в последний момент убрать свои ладони, и тогда его противник, рассчитывая получить сильный толчок, настолько ожидает встретить его, что копит силы, и вдруг накопленная сила ухо­дит в пустоту, срывая его с места и заставляя проиграть в еди­ноборстве.

Вы можете высказать свое понимание сопротивления, рас­сказать пациенту о его важности и обязательности, соглашаясь с ним и даже подтверждая его важность и необходимость для успешного достижения цели. Подобное поведение и любое иное должно иметь за собой одно последствие: пациент откажется от противодействия вам. Он сможет направить силы благодаря вам на построение новой личности и на ее защиту. Созданная личность, как и любая другая, будет нуждаться в опоре, и в дан­ном случае сопротивление может также сыграть важную пси­хологическую роль.

Анализ поведения пациента, который происходит у пси­хотерапевта, может дать ему ценную информацию: откуда взя­лось это сопротивление, почему оно выражается именно та-

227

ким образом, о каких особенностях личности оно может гово­рить. Информация может быть полезна для построения стра­тегии психотерапии, для выявления ее целей, путей их дости­жения и этапов воздействия.

Возможно, сопротивление обусловлено уже предыдущими попытками пациента работать с травматическими переживани­ями своего прошлого, которые являются настолько болезнен­ными, что любое прикосновение к ним заставляет сжаться. Та­кое сжатие является не чем иным, как сопротивлением, пото­му что попытка вернуться к пережитому в эмоциональном на­пряжении влечет за собой сильный дискомфорт, и состояние похоже на естественную реакцию человека — сжиматься перед какой-либо болезненной процедурой. Это говорит нам, что ос­новная работа еще впереди. В тот момент, когда мы проработа­ем самые неприятные моменты в жизни человека, сопротивле­ние исчезает, значит, основная часть работы уже позади.

Как правило, сопротивление больше проявляется в момен­ты сознательного функционирования пациента и в процессе наведения транса. Когда транс уже наведен, то сопротивление становится намного меньше, хотя оно может сохраняться даже на фоне глубокого погружения в транс.

Глава 20.

ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЭРИКСОНОВСКОГО ГИПНОЗА

Эриксоновский гипноз и эриксоновская терапия имеют широкий спектр применения за счет внутренней экологичнос-ти воздействия.

Психотерапия психических заболеваний требует от специа­листа максимальной настороженности и специальных подхо­дов, в зависимости от нозологии, при которой применяется гипноз. Наиболее широки показания при невротических рас­стройствах, поведенческих нарушениях, менее исследовано и описано применение при шизофрении, шизотипических и бре­довых расстройствах.