Смекни!
smekni.com

М. Н. Гордеев гипноз практическое руководство (стр. 5 из 44)

В бессознательном человека существует гораздо больше спо­собностей, возможностей, нежели те, которые он может осоз­навать у себя сознательно. В ходе терапии одним из навыков, необходимых для успешной работы, является способность гип-нотерапевта общаться непосредственно с бессознательным сво­его пациента.

У него есть свой собственный язык, который состоит из образов, символов, идей, метафор, и, когда мы умеем разгова-

25

ривать с пациентом на этом языке, можно предположить, что мы умеем общаться с его бессознательным.

Одним из свойств бессознательного является буквализм, кон­кретность восприятия: если в речи терапевта появляются дву­значные слова или метафоры, сознание воспринимает эту игру слов, бессознательное воспринимает слова как абсолютно кон­кретные. Например, можно предположить, что на вежливую пре­амбулу вопроса, с которой один человек обращается к другому: «Скажите, пожалуйста...», бессознательное не даст ему закончить, воспримет это как приказ и ответит: «Пожалуйста». Этот буква­лизм очень важен, поскольку он позволяет общаться с пациен­том на двух уровнях, но для этого психотерапевт должен филиг­ранно владеть вербальной техникой, созданием своих внушений. Исходя из этого факта и многих других, считается, что бессоз­нательное обладает характером ребенка, который воспринимает мир без каких-либо шор в глазах, прямо, конкретно, он не отя­гощен условностями и изгибами логики.

Наведение транса как раз и есть инструмент, который по­зволяет бессознательному подойти к поверхности восприятия человека и позволяет работать непосредственно с ним. У бес­сознательного могут быть свои интересы, свои желания, воз­можно, даже свои мысли. Это облегчает работу сознания, по­тому что человеку, оказывается, не обязательно все помнить сознательно. Большая часть памяти человека относится к бес­сознательному, и только связь между бессознательным и созна­нием позволяет доставать необходимые факты памяти для со­знательного функционирования.

Бессознательное может представлять себя нам в виде сно­видений, оговорок, игры слов, которая, как правило, имеет оп­ределенный метафорический налет, но за этим может крыться важный смысл для нашей жизни. Беседа с пациентом также может идти на бессознательном уровне, когда два бессознатель­ных: пациента и психотерапевта, общаются между собой. И тогда большое значение получает не столько вербальное выра­жение этого разговора, сколько невербальное: мимика, жесты, поведение, способность неким образом одеваться, пристрастия в одежде и так далее.

26

Для психотерапии важна идея, что в бессознательном хра­нится тот опыт, который когда-то был приобретен человеком, но в настоящий момент с точки зрения сознания он не нужен, и эти умения не используются и ждут, когда мы найдем дорогу к ним, чтобы заставить их действовать.

Многие виды автоматической деятельности также находят­ся в бессознательном. Например, когда-то мы учились держать ложку, пить из чашки, писать, считать. Теперь многие действия мы можем производить неосознанно, получая нужные навыки непосредственно из бессознательного, где они находятся. По-видимому, ограничения в поведении, которые возникли у нас вследствие какой-то проблемы, также хранятся в бессознатель­ном, и мы также автоматически используем эти стереотипы, хотя сознанием понимаем, что они не хороши для нас.

Возможно в бессознательном записан весь ход развития личностной патологии: история ее возникновения, причины, развитие и современный результат, к которому пришла эта про­блема, современный способ патологического реагирования. И, учитывая это, можно предположить, что бессознательное, в свою очередь, знает и путь решения этой проблемы, знает, ка­кой способ будет адекватным для ее трансформации.

Обращаясь к бессознательному в ходе гипноза, мы стара­емся либо выяснить причины, вывести их на уровень созна­ния, выявить историю проблемы, либо попробовать найти бес­сознательные ресурсы для ее глубинного разрешения. Может быть, это и есть высший пилотаж в психотерапии, когда бес­сознательный ресурс сталкивается с бессознательной пробле­мой и решает ее. При этом весь терапевтический процесс не выходит на уровень осознания и проявляется только положи­тельным результатом в жизни человека.

Связь психики и тела человека также во многом осуществ­ляется благодаря бессознательному, которое может быть как источником психосоматического здоровья, так и источником психосоматических заболеваний. Многие психические пробле­мы могут кодироваться на уровне тела. Существуют виды пси­хотерапии, которые воздействуют на тело, проходя через него в проблемные зоны психики и прорабатывая их. Примером мо-

27

жет служить телесно-ориентированная психотерапия. Тело и психика — это две части, взаимосвязанные друг с другом. Пере­фразируя известную поговорку, можно сказать, что здоровая психика может жить только в здоровом теле. И только если пси­хика здорова, тело чувствует себя тоже здоровым. Телесный ав­томатизм сильно напоминает автоматическую деятельность бессознательного, когда мы идем, бежим, сидим, не задумыва­ясь о том, как мы это делаем. Так и бессознательное функцио­нирует, не давая нам пищу для раздумий.

В бессознательном записаны дороги как к приятным вос­поминаниям, так и к неприятным. И в зависимости от целей транса мы можем пойти в ресурсный транс, то есть пойти к при­ятным переживаниям, и можем пойти к источникам проблемы — в транс проблемный, к переживаниям неприятным. И хотя это предложение исходит от нас либо от самого клиента, бессозна­тельное может выбрать — согласиться с подобным запросом или пойти по той дороге, которая ему сейчас кажется важной. Ког­да мы говорим о способностях мозга, на самом деле мы гово­рим о способностях бессознательного.

Бессознательное может содержать части, которые отвеча­ют за коллективный опыт человечества, то есть элементы кол­лективного бессознательного. На нем может основываться по­ведение человека в ситуациях, когда у него не было предше­ствующего опыта, а он оказывается в ситуациях, которые мож­но назвать регрессивными. Например, городской человек приезжает в деревню и первый раз берет в руки косу, и ему ка­жется, что какие-то навыки уже у него есть, хотя он никогда в жизни не косил травы. Он быстро учится и только удивляется, откуда пришло это знание. Оно пришло из бессознательного.

Для психотерапевта важно уметь оценить способности соб­ственного бессознательного. Потому что оно вступает в непос­редственное общение с бессознательным клиента. И клиент учится на подобном глубинном общении, на взаимодействии, воспринимает бессознательную информацию от терапевта. Важно, чтобы идущая информация была сильной и положи­тельной. Поэтому, если психотерапевт не чувствует в себе уве­ренности для работы с данным пациентом или по каким-то причинам проблема, с которой пришел пациент, обессиливает его, наверно, он не должен работать с таким пациентом.

Глава 4.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

АСПЕКТЫ ГИПНОСУГГЕСТИВНОЙ

ПСИХОТЕРАПИИ

Не существует отдельной социально-психологической те­рапии. Любая психотерапия: индивидуальная, семейная или групповая двунаправлена — внутрь человека, разрешая его внут­ренние конфликты, и вне его, гармонизируя его отношения с окружающими. Можно предположить, что социальная состав­ляющая гипносуггестивной психотерапии является определя­ющей в определении направления психотерапевтического про­цесса.

Впервые на важность социальных связей и поведения в про­явлении нарушений у пациента обратил внимание Адлер. Он считал, что «социальный интерес — это наиболее важный фак­тор в подходе к воспитанию и лечению».

В классическом гипнозе сформировалась и воплотилась идея групповой психотерапии, которая взяла на вооружение возможность и необходимость создания терапевтического со­циума в группе. В независимости от того, была ли группа мо­нопроблемной или в ней собирались пациенты с различными запросами, социальный фактор всегда был одним из главных и явных инструментов психотерапии. Понятие групповой дина­мики как «совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы, включая и группо­вого психотерапевта» (Карвасарский Б. Д., 2000) подчеркивает социальную направленность данной терапии. Пациент, имею­щий ряд проблем во взаимодействии с окружающими, учится создавать социальные связи в дружественной и понимающей среде, чтобы затем реализовать эти навыки в своей жизни.

29

индивидуальной гипносуггестивной психотерапии забо­та социальном благополучии пациента может быть менее за­мети На первое место выступает избавление индивида от за-ботдих его переживаний. Однако, если взглянуть на жалобы пац:нта шире, выясняется, что в их основе лежат нарушения соцшьного самовосприятия и восприятия других, а также па-толия социальных взаимоотношений. Таким образом, рабо­та гахотерапевта делится на два этапа, которые протекают од-новменно или с незначительным временным интервалом: форирование индивидуальных изменений в пациенте И соци-алиция их, «внедрение» изменившегося пациента в реальную

ЖИЗэ.

Ьсмотря на то, что психотерапевтическая работа должна укршять коммуникативные способности и адаптационные возлжности личности, выявился интересный феномен: Р боль-шоыроценте случаев в период работы (индивидуальной или груговой) пациенты могут отмечать ухудшение семейных, слу-жеблх взаимоотношений, хотя большинство считают это обо-стреием скрытых конфликтов. Следует отметить, что к окон-чано психотерапии у большинства отношения нормализуют­ся, )и этом большинство пациентов отмечает их переход на «нош уровень».

Ьдобные процессы закономерны: прежняя система взаи-мооошений пациента с окружающими в ходе психотерапев-тичкой работы подвергается его критике сознательной или бесанательной, поскольку основана на прежних характерис-тикаличности. Развивающаяся личность требует новых взаи-мооошений, а окружение стремится вернуть индивида в пре-жнесостояние (стремление к стабильности — свойство любых самсрганизующихся систем). В ходе психотерапии пациент реалует свои социальные устремления: либо соглашается со свои социальным статусом, либо его меняет. Причем этот про-цессо принципу обратной связи поддерживает личностные измеения. «Роли, которые мы выполняем, слова и поступ­ки, шнятые решения влияют на то, что мы представляем» (Д. Мере).