Смекни!
smekni.com

Тема отцов и детей в мировой художественной литературе (стр. 2 из 9)

Проанализировав произведение и выбрав самые яркие реплики персонажей, можно составить таблицу, характеризующую отношение г-жи Простаковой и её сына к различным представителям образной системы. (См. Приложение 1)

Проклассифицировав выражения двух героев, можно заметить, что зачастую мать и сын испытывают схожие чувства и эмоции. Одинаково отношение матери и её дитяти к окружающим: оно отличается откровенной грубостью, пренебрежением, а подчас и деспотизмом.) Презрение матери и сына, ненависть и желание помыкать проявляются и в диалогах со старшим Простаковым и Скотининым.

Простакова называет мужа «уродом» и «рохлей», бьет его, жалея себя, приговаривая: «С утра до вечера, как за язык подвешена, рук не покладаю: то бранюсь, то дерусь». Еремеевне советует «вцепиться братцу в харю», называя ее «собачья ты дочь». Когда не удалось женить Митрофана на Софье, она кричит: «Всех прибить велю до смерти!».

С отцом Митрофан ведет себя так же, как и с остальными героями. Для сына не существует понятия отцовский авторитет и уважительноео отношения к батюшке. Собственного отца недоросль по примеру матери не замечает.

Сынок, привыкший к исполнению всех своих прихотей, начинает нервничать, если что-то происходит не по его воле. Матери он говорит: «Нырну – так поминай, как звали». Учителей недоросль бранит, не признавая авторитета старших, («гарнизонная крыса»), грозит пожаловаться матери. Еремеевну Митрофан называет «старой хрычовкой».

Назаренко в работе «Типы и прототипы в комедии» утверждает: «Сын был не только наследником, но и обязан был кормить и обеспечивать престарелых родителей до их «живота»[3]. Так какой же «достойный сын» выйдет из Митрофана? Недаром в конце комедии Правдин отправляет его на службу.

В финале комедии Простакова морально убита: её имение отдают под опеку. В отчаянии мать бросается к сыну за утешением, но в ответ слышит чудовищно грубые слова: «Да отвяжись, матушка, как навязалась».

Замечательную фразу в финале произносит Стародум: «Вот злонравия достойные плоды!»

В комедии Фонвизин на примере отношений г-жи Простаковой и Митрофанушки изображает страшные последствия неуёмной, слепой, животной материнской любви, которая морально уродует сына и превращает его в чудовище. Если в других произведениях литературы ярко создаётся линия «отцы и дети», в «Недоросле» автор более детально описывает коллизию «мать и сын», потому что отношения Митрофана с отцом, пренебрежение к нему обусловлены материнским воспитанием.

2.3. Прелесть патриархальных отношений отцов и детей в повестях Пушкина («Барышня - крестьянка», «Метель»)

Александр Сергеевич Пушкин внёс новое, глубокое и разнообразное звучание в развитие темы «отцов и детей». Так, его повести «Барышня–крестьянка» и «Метель» пленяют прелестью патриархальных отношений представителей старшего и младшего поколений, основанных на любви.

Молодые герои часто не согласны с мнением отцов, но предпочитают не идти на прямой конфликт, а переждать некоторое время в надежде на изменение судьбоносного решения старших. Это в, первую очередь, касается выбора карьеры молодым героем «Барышни-крестьянки»: «Он был воспитан в *** университете и намеревался вступить в военную службу, но отец на то не соглашался. К статской службе молодой человек чувствовал себя совершенно неспособным. Они друг другу не уступали, и молодой Алексей стал жить покамест барином, отпустив усы на всякий случай».

Лиза, наоборот, отличается своеволием, но заслуживает своими проделками глубокую симпатию и привязанность отца-англомана: « Она была единственное и следственно балованное дитя. Ее резвость и поминутные проказы восхищали отца».

Герои, казалось бы, отдаются воле чувств, но каждый знает о невозможности вступить в брак без согласия родителей и внутренне подчиняется подобному решению: «Алексей, как ни привязан был к милой своей Акулине, все помнил расстояние, существующее между им и бедной крестьянкою; а Лиза ведала, какая ненависть существовала между их отцами, и не смела надеяться на взаимное примирение».

Отец всегда готов уступить капризам любимой дочери, если не считает вопрос принципиальным. Это мы можем наблюдать в эпизоде, где героиня отказывается выйти к ожидающимся гостям, боясь разоблачения: « «Что вы говорите! — сказала она, побледнев. — Берестовы, отец и сын! Завтра у нас обедать! Нет, папа, как вам угодно: я ни за что не покажусь». — «Что ты, с ума сошла? — возразил отец, — давно ли ты стала так застенчива, или ты к ним питаешь наследственную ненависть, как романическая героиня? Полно, не дурачься...» — «Нет, папа, ни за что на свете, ни за какие сокровища не явлюсь я перед Берестовыми». Григорий Иванович пожал плечами и более с нею не спорил, ибо знал, что противоречием с нее ничего не возьмешь…».

Непонятное поведение дочери Григорий Иванович Муромский объясняет её склонностью к проказам, но и теперь продолжает любоваться шалуньей: «Папа, — отвечала Лиза, — я приму их, если это вам угодно, только с уговором: как бы я перед ними ни явилась, что б я ни сделала, вы бранить меня не будете и не дадите никакого знака удивления или неудовольствия». — «Опять какие-нибудь проказы! — сказал, смеясь, Григорий Иванович. — Ну, хорошо, хорошо; согласен, делай, что хочешь, черноглазая моя шалунья». С этим словом он поцеловал ее в лоб, и Лиза побежала приготовляться». Дочь не может стать покладистой и благоразумной, но даже в такие моменты она предупреждает отца о своих готовящихся проделках, не желая огорчить его и таким своеобразным образом заручаясь его поддержкой. Это позволяет Муромскому легко переносить причуды Бетси: «Григорий Иванович вспомнил свое обещание и старался не показать и виду удивления; но шалость его дочери казалась ему так забавна, что он едва мог удержаться. Отец поминутно засматривался на нее, не понимая ее цели, но находя все это весьма забавным». Подобное мы видим и в эпизоде объяснения отца и дочери после отъезда гостей.

Патриархальность взаимоотношений старших со младшими наглядно показывают раздумья Григория Ивановича об Алексее Берестове как выгодной партии для дочери: «Муромский нередко думал о том, что … Алексей Иванович будет один из самых богатых помещиков той губернии, и что нет ему никакой причины не жениться на Лизе». То же отношение к браку как родительской воле иллюстрирует диалог Алексея с отцом: «Нет, батюшка, — отвечал почтительно Алексей, — я вижу, что вам не угодно, чтоб я шел в гусары; мой долг вам повиноваться». — «Хорошо, — отвечал Иван Петрович, — вижу, что ты послушный сын; это мне утешительно; не хочу ж и я тебя неволить; не понуждаю тебя вступить... тотчас... в статскую службу; а покамест намерен я тебя женить».

Но молодой Берестов может быть и непреклонен, если дело касается его судьбы:

«— Не твое горе — ее счастие. Что? так-то ты почитаешь волю родительскую? Добро!

— Как вам угодно, я не хочу жениться и не женюсь.

— Ты женишься, или я тебя прокляну, а имение, как бог свят! продам и промотаю, и тебе полушки не оставлю! Даю тебе три дня на размышление, а покамест не смей на глаза мне показаться».

Известный литературовед по поводу патриархальности взаимоотношений отца и сына замечает: «Он [Алексей Берестов] может отказаться, но тогда теряет право наследника вместе с богатством - такова угроза отца». Далее литературовед делает вывод: «Не расчет «на авось», не бегство с рыхлой надеждой на милость родителей, а сознательность поступка «по совести» является центральным моментом повести»[4]. Я полностью разделяю концепцию исследователя, потому что наметившийся конфликт поколений разрешается патриархальности воспитания « детей»

В «Барышне-крестьянке» Пушкин изображает прелесть провинциальной жизни русского дворянства, основанную на любви «отцов и детей», умении придти к согласию даже при возникающих конфликтных ситуациях. И только любовь герои готовы отстаивать, вступая с родителями в открытый спор.

Тему патриархальных взаимоотношений «отцов и детей» Александр Сергеевич продолжает в повести «Метель», где также рассказывает о чувствах людей разных поколений. Отличие от предыдущего произведения, новаторское звучание темы «отцов и детей» заключается в том, что главная героиня «Метели» все-таки пытается обмануть родителей.

К сожалению, литературы, исследующей развитие темы в данном произведении, найти не удалось, поэтому ключевое место в исследовании займет мой анализ.

Отношения молодых людей стояли под угрозой из-за нежелания отца и матери Марьи Гавриловны выдать дочь замуж за её возлюбленного. Автор показывает, что именно осознанием этого нежелания продиктовано решение героя: «В каждом письме умолял ее предаться ему, венчаться тайно, скрываться несколько времени, броситься потом к ногам родителей, которые, конечно, будут тронуты наконец героическим постоянством и несчастием любовников и скажут им непременно: «Дети! придите в наши объятия».

Воспитание и убеждения не позволяли Марье Гавриловне, не думая о родителях, покинуть дом. Здесь героиня ведёт себя подобно персонажам «Барышни-крестьянки». Неимение возможности получить благословления родителей заставляет девушку долго колебаться: «Множество планов побега было отвергнуто. Наконец она согласилась: в назначенный день она должна была не ужинать и удалиться в свою комнату под предлогом головной боли».

В этой повести Пушкин изображает попытку юных героев изменить судьбу. Этим объясняется побег Марьи Гавриловны из отчего дома. Но даже такой отчаянный шаг не лишает девушку дочерней любви и привязанности. Это как нельзя лучше передано автором в письме героини: «Она прощалась с ними в самых трогательных выражениях, извиняла свой проступок неодолимою силою страсти и оканчивала тем, что блаженнейшею минутою жизни почтет она ту, когда позволено будет ей броситься к ногам дражайших ее родителей».