Смекни!
smekni.com

Анализ текста как подготовка к экзаменам (стр. 4 из 7)

Таким образом, на занятия ученики приходят уже подготовленными к анализу текста, и цель урока состоит в том, чтобы проверить и оценить их самостоятельные наблюдения над текстом, скорректировать и развить их, активизировать речь учеников, побудить их к творческой исследовательской работе над текстом и полностью подготовить к письменному изложению.

Сопоставительный анализ текстов и сочинение-рассуждение

Сопоставительный анализ - один из наиболее интересных и эффективных видов анализа, позволяющий именно в сравнении проследить и сделать наглядными особенности каждого текста, отдельно взятого. Его технология относительно проста и имеет свой общеизвестный алгоритм. Это выявление образов, мотивов, художественных приемов, общих для анализируемых текстов, и определение того, что эти тексты различает. И, наконец, объяснение выявленных различий, помогающее интерпретации текстов.

Есть разные виды сопоставительного анализа: сопоставление разных текстов одного автора, или аналогичных по тематике текстов разных художников слова, или, наконец, обращение к черновым редакциям того или иного произведения.

С.Л.Каганович в книге «Обучение анализу поэтического текста» предлагает такой алгоритм сопоставительного анализа:

1.Найти черты сходства двух текстов на уровне:

- сюжета или мотива;

- образной системы;

- лексики;

- изобразительных средств;

- синтаксических конструкций;

- других параметров, подсказанных самими текстами.

2.Найти различия на тех же уровнях.

3.Объяснить выявленные различия

а) в произведениях одного и того же автора;

- разницей времени написания, определившей изменение взглядов;

- различием художественных задач;

- противоречиями мировоззрения и мироощущения;

- другими причинами;

б) в произведениях разных авторов;

- различием художественных миров;

- если жили в разное время, - различием исторических условий и особенностей литературного развития;

- если принадлежат к разным национальным культурам, - различием не только индивидуальных, но и национальных художественных миров.

4.Уточнить интерпретацию каждого из анализируемых текстов в соответствии с проведенным сопоставительным анализом.

Сопоставительный анализ текстов нужно проводить не только на уроках литературы, но и на уроках русского языка. Попробуем составить алгоритм сопоставительного анализа текстов с целью написания сочинения- рассуждения:

1.Найти тему, объединяющую тексты.

2.Выразить основную мысль текстов.

3.Прокомментировать проблему, выдвинутую авторами, приводя как собственные аргументы, так и извлеченные из исходных текстов.

4.Выразить свое отношение к основной мысли текстов.

При анализе текстов, кроме этих основных пунктов, можно добавить и другие задания в зависимости от цели работы:

- Определить тип и стиль данных текстов.

- Разбить тексты на части, определить средства связи частей.

- Составить план текстов.

- Указать средства связи предложений в текстах.

- Привести пословицы и поговорки, ассоциируемые с темой текстов.

- Отметить ключевые слова в текстах.

- Подчеркнуть предложение, которое можно использовать как эпиграф к данным текстам, или подобрать свой эпиграф.

-Указать языковые средства и определить их роль в раскрытии идеи.

Сравнительный анализ текстов можно проводить и параллельно, и последовательно.

При последовательном анализе по отдельности разбираем каждый текст, а потом находим их сходства и различия, параллельный же анализ подразумевает одновременную работу с текстами.

Я считаю, что приемам сопоставительного анализа текстов, как и другим видам анализа, нужно обучать с 5 класса, подбирая тексты и задания в соответствии с возрастными особенностями.

В приложении к своей работе, методической разработке урока русского языка на тему «Почувствуй в себе Человека!», проведенного в 7 классе, я попыталась показать последовательный анализ 2-ух текстов с определением их общей темы и идеи. На втором уроке учащиеся писали сочинение – рассуждение на тему «Совесть – чуткий страж поступков».

Обучение рецензированию как средство формирования личности ученика

Обучение рецензированию, т. е. написанию аннотации, отзыва, рецензии, эссе, очень актуально в современных условиях.

В области познавательной деятельности рецензирование дает учащимся возможность попрактиковаться в исследовании связей жизненных реалий, литературных приемов и языковых явлений, научиться определять актуальность проблем рецензируемого произведения, использовать элементы предметного, причинно-следственного и структурно-функционального анализа темы, идеи, сюжета, композиции, языка и стиля литературного произведения. Учебное сочинение в жанре отзыва или рецензии вырабатывает у школьников умение давать сущностные характеристики героев литературных произведений, оценивать специфику языка и авторскую манеру повествования; позволяет сделать самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления и оценки как всего литературного или публицистического произведения, так и его фрагментов. Кроме того, любой из видов рецензии является авторским произведением, в котором реализуются оригинальные замыслы пишущего, его способность к творческой импровизации, умение пользоваться разнообразными языковыми средствами.

В области информационно-коммуникативной деятельности работа над рецензией любого вида требует от учащегося умения найти нужную информацию в тексте, что невозможно осуществить без владения разными видами чтения и навыками исследования художественного и публицистического текста. Создавая отзыв, рецензию, эссе, школьники учатся самостоятельно формулировать тезис и систему доказательств к нему, развернуто обосновывать свое суждение. Для этого они отбирают факты первоисточника и других произведений, которые могут послужить доказательством выдвинутой мысли.

Обучение рецензированию формирует также умение редактировать, перерабатывать текст.

В области рефлексивной деятельности рецензирование позволяет учащимся определить собственную позицию по отношению к проблеме и героям литературного или публицистического произведения, учит, каким образом лучше высказать свое мнение, тренирует в конструктивном восприятии чужих мнений и идей, развивает умение адекватно оценивать свою жизненную позицию, свои поступки, отстаивать свою точку зрения в полемике.

Перечисленные образовательные и развивающие черты процесса обучения рецензированию не исчерпывают весь перечень его дидактических возможностей, но все они находятся в тесном контакте с воспитательным потенциалом этой формы работы.

В ходе обучения рецензированию у учащихся формируется ответственное отношение к оценке действительности, к своим словам и поступкам, а также к словам и поступкам других людей.

Работа по воспитанию этих качеств личности начинается с определения того фактора, который влияет на качество речевого действия. Это доминирующая мотивация или мотив деятельности в целом.

Способы организации работы по формированию речевой, а в нашем случае и учебной деятельности могут быть самыми разными. Это может быть слово учителя, наблюдение над своим или чужим речевым опытом, решение проблемной задачи и т. д. Но какой бы из них ни был избран, в результате школьник должен осознать, зачем ему нужно учиться рецензированию, какие жизненные, коммуникативные и учебные задачи ему поможет в настоящем и будущем решить это умение.

Технология развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы

Учитель живёт до тех пор, пока он учится.

Как только он перестаёт учиться,

в нём умирает учитель.

К.Д.Ушинский

Современные уроки русского языка и литературы постоянно развиваются по присущим им внутренним законам, становясь более совершенными в коммуникативном плане. Задача педагога – чётко обозначить масштабы целого, чтобы была система в работе, а не калейдоскоп даже наимоднейших методов, тогда в живую ткань методики каждого учителя легко вписывается любой интересный опыт, но не как «пустое, рабское, слепое подражанье», а как бесценный дар коллег по педагогической лаборатории.

Главное в уроке – постижение красоты языка, удивления перед его возможностями и - открытия, пусть маленькие, пусть не имеющие значение для науки, но способствующие интеллектуальному и нравственному развитию ребёнка через язык, речь. «Погрузиться» в язык, как в океан, поможет работа с текстами больших художников слова. «Исследование» языкового материала, частичный или всесторонний анализ образцового предложения создают эмоциональный настрой. Ясно, что прикосновение к таким примерам должно быть предельно осторожным, вдумчивым, чутким.

Неиссякаемым источником исследования для меня стали пушкинские строки. Я не раз возвращаюсь к ним, какие бы задачи перед собой ни ставила, потому что они обогащают детей и в речевом, и в интеллектуальном, и в нравственном отношении. Можно записать одно предложение (в любом классе):

Жеманный кот, на печке сидя,

Мурлыча, лапкой рыльце мыл: