Смекни!
smekni.com

Анализ текста как подготовка к экзаменам (стр. 6 из 7)

Обучаясь изложениям и сочинениям на основе анализа текстов,

( притом со средних классов), школьники учатся ставить перед собой и решать ряд вопросов: о выборе стиля речи и вытекающих из этого требованиях к создаваемому тексту, о типе речи и соответствующем отборе сведений и языковых средств, об организации текста данного типового значения, о способах развития в нем мысли, о связи отдельных частей текста и т.д.

Они осознают коммуникативную задачу высказывания, в результате в работах меньше отступлений от темы, лучше прорабатывается и передается основная мысль, сочинения приобретают большую композиционную стройность, в них чётче оформляется начало и конец высказывания, сочинения имеют большую стилевую и жанровую определенность, становится богаче структура текста. Речь учащихся в целом становится более изобразительной и выразительной: они стремятся писать так, чтобы оказать воздействие на читателя, раскрывают свое отношение к тому, о чем рассказывают. Нередко сочинения отражают индивидуальный стиль автора. В работах учащихся меньше речевых ошибок и недочетов.

Таким образом, анализ текста «работает» на речевую практику школьников, способствует выработке у них осознанных речевых умений.

Конспект урока русского языка в 7 классе, разработанный Сергеевой Ларисой Ивановной, учителем русского языка и литературы МОУ «Тойгильдинская ООШ» Моргаушского района Чувашской Республики

Тема: «Почувствуй в себе Человека!» (Последовательный речеведческий анализ отрывка поучения В.А.Сухомлинского и отрывка стихотворения Н.А.Заболоцкого).

Цели:

воспитательная

(общие)

- подвести учащихся к мысли, что они должны анализировать свои поступки, должны уметь критически относиться к себе и помнить, что совесть является «чутким стражем поступков».

частные - объяснить значение слов общественного значения: «совесть», «стыд», «ответственность», «долг».

- постигнуть тайну текстов посредством речеведческого анализа, повторить и закрепить речеведческие навыки и умения, найти мысль, объединяющую тексты, подготовить к написанию сочинения – рассуждения.

Оборудование: ксерокопии текстов В.А.Сухомлинского и Н.А.Заболоцкого, медиапроектор (на экран проецируются слайды: портрет В.А.Сухомлинского, пословицы о совести, отрывок из «Духовного завещания чувашскому народу» И.Я.Яковлева, христианские заповеди, которые сохранят мир).

Выставка книг под названием «Молодёжь и духовное просвещение».

Эпиграф к уроку:

Совесть - чуткий страж поступков.

В.А.Сухомлинский

Структура урока

1 фаза. Вызов интереса

2 фаза. Осмысление первого текста

3 фаза. Размышление над первым текстом через погружение в смысл текста, в его грамматическую форму

4 фаза. Осмысление второго текста и нахождение мысли, объединяющей первый и второй тексты

5 фаза. Подведение итогов. Рефлексия

Ход урока

Слово учителя: - Ребята, мы с вами на уроках часто работаем с текстами, а сегодня нам предстоит сделать последовательный речеведческий анализ 2-ух текстов и найти мысль, объединяющую их.

Первый текст является отрывком этического поучения В.А.Сухомлинского и взят из его книги «Как воспитать настоящего человека». В этой книге 59 поучений, и все они адресованы вам, молодому поколению.

В.А.Сухомлинский был замечательным человеком, великим педагогом, учителем и писателем. Прожил он всего 52 года, так как носил в себе осколки после ранения в Великой Отечественной войне. Но оставался всегда человеком со светлой душой и добрым сердцем. Он хотел, чтобы каждый ученик вырос настоящим Человеком, духовно богатой и высоконравственной личностью.

Наш сегодняшний урок называется «Почувствуй в себе Человека!».

Эпиграфом к уроку являются слова В.А.Сухомлинского «Совесть - чуткий страж поступков».

Теперь посмотрим на плакаты. В поучениях Сухомлинского те же мысли, что и в «Духовном завещании чувашскому народу» просветителя И.Я.Яковлева. Давайте прочитаем отрывок завещания: «Счастье и успех придут ко всякому, мирно и с любовью совершаемому делу. Бойтесь путей кривых и обходных: успехи, достигаемые нечистыми средствами, непрочные и временные».

Действительно, каждое дело в этой жизни мы должны совершать с любовью и всегда должны быть честны с самим собой, а также с окружающими.

Сегодня еще хочется обратиться к христианским заповедям, которые учат только добру:

- ПОЧИТАЙ ГОСПОДА БОГА

- ПОЧИТАЙ ОТЦА И МАТЕРЬ ТВОЮ

- НЕ УБИВАЙ

- НЕ КРАДИ

- НЕ ПРИЧИНЯЙ ЗЛА БЛИЖНЕМУ

-Ребята, как вы думаете, правильные слова? Должны мы почитать отца и мать и Господа Бога? Но не должны причинять зла, тем более воровать и убивать. И я прошу запомнить вас это.

Вы, наверное, уже заметили, что здесь организована выставка под названием «Молодёжь и духовное просвещение». И это не случайно. Президент России Д. А. Медведев объявил нынешний год Годом учителя. А что же означают слова «духовное просвещение»?

ДУХОВНОСТЬ – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.

ПРОСВЕЩЕНИЕ – передача, распространение знаний, культуры.

Соответственно, духовное просвещение – это распространение в обществе духовных, нравственных ценностей, передача знаний, культуры.

Теперь обратимся к отрывку послания В.А.Сухомлинского:

1. Живя в обществе, умей повелевать своими действиями, поступками, поведением, намерениями. Нравственной личностью ты станешь лишь тогда, когда в душе навсегда поселится совесть, стыд, ответственность и долг. Это четыре важнейших источника, питающих твою моральную доблесть и культуру. Они взаимосвязаны, тесно переплетаются между собой. В совести гармонически сочетаются знание и чувствование нашего долга перед обществом, перед людьми, а отсюда перед самим собой. С малых лет учись жить так, чтобы тебе было хорошо, приятно, когда ты сделал хорошо для людей, и неприятно, когда ты сделал что-то плохое, предосудительное. Совесть живет в человеческой душе лишь на питательной почве совестливости и стыда; совесть- это знание, многократно умноженное на переживание, чувствование, производным же от этого действия являются стыд, ответственность и долг, долженствование. (В.А.Сухомлинский)

-Ребята, то, что мы прочитали, является текстом?

( - Является, так как здесь предложения объединены общей темой, можно заметить основные признаки текста, как цельность и единство).

- А теперь вторично прочитайте текст и выделите ключевые слова.

(- Ключевыми словами являются СОВЕСТЬ, СТЫД, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ДОЛГ).

На экран проецируются слова:

СОВЕСТЬ- чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.

СТЫД - 1.чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка

2.позор, бесчестье

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчет в своих действиях, поступках.

ДОЛГ – то же, что и обязанность

- Как можно озаглавить текст?

(- Совесть - чуткий страж поступков)

Определим тему текста. О чем этот текст?

(- Текст о 4-ех тесно взаимосвязанных важнейших источниках: о совести, стыде, ответственности и долге)

- А что хочет сказать автор Сухомлинский? Какова основная мысль текста?

Найдите предложения, в которых заключена основная мысль.

(-Живя в обществе, умей повелевать своими действиями, поступками, поведением, намерениями.

С малых лет учись жить так, чтобы тебе было хорошо, приятно, когда ты сделал хорошо для людей, и неприятно, когда ты сделал что-то плохое, предосудительное.) Ученики записывают в тетрадь.

- К какому стилю речи принадлежит этот текст?

(- К публицистическому).

- Докажем это. Вспомним цель публицистического стиля.

(- Передача информации и воздействие на сознание читателя).

- Теперь рассмотрим языковые средства.

(-Лексика эмоциональная, слова книжные и нейтральные, слова общественного значения: совесть, стыд, ответственность, долг; антонимы, синонимы, повторы).

Есть деепричастный оборот: живя в обществе; причастные обороты: питающих твою моральную доблесть и культуру, многократно умноженное на переживание, чувствование;

побудительные предложения; предложения с однородными членами, как например, 1 и 2 предложения;

сложные конструкции с несколькими предложениями. С помощью них автор обосновывает свои мысли, убеждает в важности поднимаемой проблемы, в том, что мы должны уметь контролировать свои действия, анализировать поступки, чувствовать в себе Человека.

-Наконец, определим тип текста.

(-Это рассуждение, так как здесь доказывается, что совесть, стыд, ответственность и долг тесно взаимосвязаны. 1 и 2 предложения являются тезисом).

- А теперь сделаем вывод. Текст относится к публицистическому стилю, представляет собой рассуждение, затрагивает проблему совести, стыда, ответственности и долга, призывает помнить об этих истинах и почувствовать в себе Человека.

Ученица читает наизусть второй текст – стихотворение Н.А.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться!»

Не позволяй душе лениться! Держи лентяйку в черном теле

Чтоб в ступе воду не толочь, И не снимай с нее узды!

Душа обязана трудиться Коль дать ей вздумаешь поблажку,

И день и ночь, и день и ночь!.. Освобождая от забот,

Не разрешай ей спать в постели Она последнюю рубашку

При свете утренней звезды, С тебя без жалости сорвет.

(Н.А.Заболоцкий)

Проводится словарная работа.

Толочь воду в ступе – заниматься бесполезным делом.

В черном теле держать – плохо обращаться с кем-нибудь, плохо содержать кого-нибудь.

Далее проводится анализ стихотворения с нахождением ключевых слов, средств художественной выразительности. Определяются и доказываются тип и стиль речи (тип - рассуждение, стиль - художественный).