Содержание
Стр.
1. Введение 3
2. Анализ текста как подготовка к экзаменам
2.1. Текст как основа создания на уроках русского языка 6
развивающей речевой среды
2.2. Основные вопросы развития речи 8
2.3. Творческие работы – важный вид заданий, способствующих 11 развитию связной речи
2.4. Анализ текста – обязательный вид работы при подготовке к 14 изложению
2.5. Сопоставительный анализ текстов и сочинение-рассуждение 16
2.6. Обучение рецензированию как средство формирования
личности ученика 18
3. Технология развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы 20
4. Заключение 25
5. Приложение
5.1. Методическая разработка урока русского языка в 7 классе на
тему «Почувствуй в себе Человека!» (Последовательный речеведческий анализ текстов В.А.Сухомлинского и Н.А.Заболоцкого) 26
5.2. Работы учащихся 7 класса. Сочинения-рассуждения на тему «Совесть - чуткий страж поступков» 31
6. Список использованной литературы 33
Введение
Сочинение, изложение, рецензия — основные виды творческих заданий, которые используются в практике школьного обучения в целом.
В последние годы в силу различного рода нововведений и быстро меняющихся форм выпускных письменных работ в сознании выпускников все три жанра приобрели «единое лицо», и при этом мало кто задумывается о характере и сущности различий и специфике каждого вида. Это смещение жанров проявляется в письменных работах части «С» ЕГЭ. Выпускник уже не вчитывается в характер задания («Написать сочинение...»), а помнит, что еще недавно писали изложение, обращались и к рецензии. В итоге полученный «продукт» является неким «средним» между изложением, рецензией и сочинением. Необходимо понять, что это три разных типа творческих заданий, смешивать которые недопустимо. Обратимся к этим различиям.
Изложение — вид творческого задания, которое направлено на максимально аутентичное воспроизведение текста, его содержания. В основе изложения — пересказ. Чтобы пересказать текст, нужно понять его и запомнить. При оценке изложения учитывается умение воспроизвести не только событийную канву текста, но и авторский стиль, умение видеть детали, которые важны для авторской оценки.
Рецензия — другой вид творческой работы, в основе которой - оценка произведения, текста. Учащийся должен оценить, какими средствами и приемами пользуется автор, чтобы достичь цели. В рецензии необходимо отразить, насколько необычно автор подошел к теме, насколько эта тема актуальна. Главное в рецензии — дать свое понимание, свою оценку текста, произведения, фильма и т. д.
Сочинение — наиболее распространенный вид творческой работы в выпускных классах. В процессе школьного обучения сочинения традиционно писались по известным произведениям, которые детально изучались, при этом предлагалась четкая формулировка темы. Специфика сочинения в данном случае (часть С) заключается в том, что сочинение необходимо написать по неизученному, незнакомому тексту, точнее отрывку из какого-то большего целого — рассказа, очерка и т. д., при этом тема никак не обозначена. Чтобы написать такое сочинение, проанализировать текст (а не пересказать содержание текста - правомернее здесь, конечно, говорить о сюжетно-тематическом пласте), выявить его композиционные особенности, отметить специфику стилевого решения, т. е. продемонстрировать те умения и навыки, которые ученики приобрели за время обучения. Сочинение не предполагает жесткой привязанности к тексту (исходя из критериев оценки), напротив, критерии ориентируют учащихся на произвольное привлечение необходимого материала. Так выявляется эрудиция, кругозор пишущего. Но при этом важно помнить, что исходная точка размышлений - все-таки текст, его смысловое поле. В сочинении каждый из пишущих демонстрирует свое умение анализировать текст, приводить свои аргументы, соглашаясь или не соглашаясь с автором. Важно логически выстроить все сочинение, соблюдая самые элементарные представления о композиции: введение, основная часть, заключение.
Сопоставительное сочинение – сочинение- рассуждение, написанное на основе прослушанного и прочитанного текстов, где учащийся должен обнаружить верное понимание основной мысли, объединяющей исходные тексты, а также выразить собственное мнение по проблеме, приводя аргументы.
Традиционно уроки развития речи предполагают подготовку и написание изложения или сочинения. Практика показывает, что учителя не знают, как провести эту подготовку: чаще всего ограничиваются подбором лексического материала или составлением плана. Однако этого, безусловно, мало для выработки у детей умения создавать собственный текст, тем более тексты различных жанров.
Только в том случае, когда каждый урок станет уроком развития речи и мышления, когда системой на уроке русского языка станет анализ образцов речи – текстов и поэтапная тренировка умений мыслительных и речевых, мыслительных и языковых, только тогда можно будет всерьез говорить о выполнении требований федеральной программы по формированию коммуникативной компетенции школьников.
Работа с текстом должна превратиться в полилог, активным участником которого станет каждый ученик. Создание на уроке русского языка атмосферы совместной творческой деятельности учителя и учащегося пробуждает интерес школьников к работе с текстом. Постепенно она приобретает исследовательский характер, что определяется тем, какие именно задания предлагаются к тексту, как сформулированы эти задания, какова последовательность их выполнения. При этом ученикам должно быть ясно, почему они выполняют эти, а не другие задания; от урока к уроку они должны убеждаться в том, что исследование особенностей употребления языковых средств в тексте как речевом произведении помогает им глубже понять содержание текста, замысел автора.
Целенаправленный отбор текстов и заданий, включение каждого урока в продуманную систему работы – это те условия, которые создают развивающую речевую среду, обеспечивающую речевое развитие учащихся, в основе которого – совершенствование, развитие чувства языка (языковой интуиции). Если же чувство языка выработано, то ученику не составит труда написать и изложение, и сочинение.
Цель моей работы – раскрыть мысль, что к каждому виду экзамена нужно готовиться на основе анализа текста и что обучать учащихся разным видам анализа необходимо уже со средних классов. Также хочется особо отметить, что работа с текстом дает возможность как для познания самого языка, так и для воспитания души человека. Вот где есть возможность обратиться к внутренним резервам личности ребенка, помочь им раскрыться.
Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды
Важнейшей составной процесса реализации личностно ориентированного обучения и неотъемлемой частью гуманитарного образования в школе является речевое развитие школьников, осуществляемое на уроках русского языка через работу с текстом, которая способствует формированию мировоззрения, знаний, жизненной позиции наших учеников, способности выражать и защищать свою позицию словом.
Высокая речевая культура человека, его хорошее знание и чутье языка - это самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности» (В. В. Виноградов).
Опорной, ключевой единицей курса русского языка является текст. Анализ текста с учащимися способствует созданию на занятиях не только обучающей, но и развивающей речевой среды, что благоприятно влияет на совершенствование чувства языка, языковой интуиции, без чего невозможен процесс совершенствования речи.
Текст, являясь категорией, которая показывает «язык в действии», создает условия для осуществления функционального подхода при изучении языковых явлений.
Анализ текста позволяет:
- обеспечить взаимосвязь в изучении слова и текста;
- ликвидировать разрыв между изучением языка и обучением речи;
- обеспечить реализацию как внутрипредметных (межуровневых), так и межпредметных связей (в первую очередь курсов русского языка и литературы);
- усилить внимание к вопросам воспитания в процессе обучения.
Таким образом на уроках русского языка должны создаваться условия для текстоориентированного подхода при обучении языку и речи. Старшеклассники учатся использовать эти знания в речевой практике, при подготовке к сочинениям и изложениям, а также к написанию ЕГЭ по русскому языку, который предполагает выявление знаний в различных областях языка, в том числе и речеведческих ( текст: основная мысль, средства связи, типы и стиль речи, использование языковых средств); владение нормами литературного языка; умение анализировать текст
( проводить смысловой, речеведческий, языковой анализ); умение создавать текст в жанре рецензии.
Но при работе с текстом, конечно, нельзя упускать из виду тот факт, что понимание текста сугубо индивидуально, процесс восприятия текста неизбежно субъективен. Каждый ученик по-своему понимает прочитанное или услышанное, у него складывается свое, индивидуальное представление о содержании и основной мысли текста. И нужно создать на уроке такую обстановку, когда каждый ученик сможет сказать о своем личностном восприятии, а те, кого это затрудняет, должны получить необходимую помощь. Ошибки, связанные с непониманием смысла текста, должны быть предупреждены.
Есть у учащихся свои предпочтения и в области содержания и жанровой принадлежности предлагаемых в качестве дидактического материала текстов. Одни любят прозу, другие — стихи, одни предпочитают тексты о природе, другие — о человеческих взаимоотношениях и т.п. Сколько учеников в классе, столько и интересов. Поэтому на уроках ученикам нужно предлагать тексты самые разные по содержанию, прозу и стихи, фрагменты художественных произведений и публицистику. Главное, чтобы это были образцовые тексты, чтобы больше звучало на уроках русского языка русской классики. Важно насыщать память учеников текстами, которые будут говорить о принадлежности личности к русской национальной культуре, способствовать формированию языковой личности.