Муниципальной общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №9 г.о. Новокуйбышевск Самарской области
Формирование межличностной толерантности подростков в процессе обучения русскому языку
Обобщение опыта работы
Трехлебова Ольга Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Г.о. Новокуйбышевск
2009
Содержание
Введение | 3 |
I. Психолого-педагогические и методические аспекты проблемы формирования межличностной толерантности подростков | 4 |
1.1. Теоретическая база опыта | 4 |
1.2. Актуальность опыта | 5 |
1.3. Цели и задачи работы | 6 |
II. Система работы учителя и ее результативность | 8 |
2.1. Словарная работа как средство формирования семантического поля «толерантность» в русском языке | 12 |
2.2. Работа с текстом как средство осуществления личностно- ориентированного подхода при обучении русскому языку | 18 |
2.3 Языковая толерантность | 22 |
2.4 Внеурочная деятельность | 23 |
III. Результативность опыта | 27 |
Заключение | 32 |
Список литературы | 33 |
Приложение | 35 |
Введение
Процессы интеграции, глобализации, происходящие в современном мире, приводят к росту интенсивности соприкосновения различных государств и культур. Возрастающая мобильность населения земного шара превращает многие страны в поликультурные сообщества, гармоничное развитие которых возможно только на принципах равноправия и равноценности, толерантного отношения к разным проявлениям человеческой самобытности. Однако параллельно с плюралистическим мировоззрением в мире существуют противоположные взгляды на человеческое общество: возникают идеи национализма, шовинизма и культурной исключительности; создаются расистские, религиозно-экстремистские, неофашистские теории, которые имеют основой социальную нетерпимость и становятся распространенным явлением. Международная практика определила толерантность в качестве необходимого условия общения людей разных культур, этнических и межконфессиональных групп. Эта тенденция отражена в «Декларации принципов толерантности», подписанной в ноябре 1995 года 185 государствами - членами ЮНЕСКО, включая и Россию. В документе указано, что «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности». Культивирование толерантности на уровне индивидуального и общественного сознания - необходимое условие создания демократического государства. Не случайно в 2001 году Правительством РФ была принята Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 гг.)». Она ориентирована на дальнейшее развитие гуманистических и интернационалистских традиций воспитания подрастающего поколения в стране. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» отмечается, что при переходе к постиндустриальному информационному обществу, расширению масштабов межкультурного взаимодействия особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности. Исходя из этого, формирование толерантности и установок толерантного сознания выступает и как условие успешного развития современного полиэтнического общества, и как социальный заказ системе образования. В этом смысле воспитание толерантности можно считать одной из частей модернизации образования.
I. Психолого-педагогические и методические аспекты проблемы формирования межличностной толерантности подростков
1.1. Теоретическая база опыта
Проблема толерантности рассматривается многими науками: философией, этикой, психологией, педагогикой 1.
Методологической основой опыта являются: идеи педагогики толерантности (Б.С. Гершунский, В.В. Шалин и др.), концепции личности (Б.А. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн), «диалога культур» (М.М. Бахтин, B.C. Библер), теория гуманно ориентированного образования (Ш.А. Амонашвили, А. Маслоу, и др.), диалогический (М.М. Бахтин, B.C. Белова и др.); деятельностный (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), личностно - ориентированный (Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская и др.), интегративный (Б.С. Гершунский, В. В. Гузеев и др.) подход, а также концептуальная основа, изложенная в программных документах развития образования: «Стратегии модернизации содержания
____________________________________________________________________
1Исследование философского аспекта толерантности нашло отражение в трудах Д. Локка, И. Канта, Л.Н. Толстого, B.C. Соловьева и др. Вопросы этического и социокультурного аспектов рассматриваются в работах Д.В.Зиновьева, В.М. Золотухина, Г.У. Солдатовой, В.В. Шалина. Психологический аспект толерантности исследован А.Г. Асмоловым, Л.С. Выготским, А.Б. Орловым, В.А. Петровским, А.Н. Леонтьевым. Педагогический аспект проблемы толерантности рассматривается в следующих направлениях: 1) формирование отношения обучающихся к толерантности как к общественно значимой ценности (Т.В. Болотина, Б.С. Гершунский, И.В. Крутова, М.С. Мириманова, Л. И. Семина, В.В. Глебкин, О.В. Гуткин, П.В. Степанов); 2) формирование межэтнической толерантности школьников (Г.Г. Абдулкаримов, Н.П. Едыгова, З.Ф. Мубинова, Ф.М. Малхозова, Н.П. Магомедова, Н.В. Мольденгауэр, В.А. Тишков, Ф.М. Филиппов. По мнению ученых, толерантность – категория социальная по происхождению – возникает и проялляется в процессе взаимодействия человека с социумом; фиксирует особый ненасильственный, миролюбивый, бесконфликтный тип подобного взаимодействия (идеи и подходы «Гуманистической педагогики» - Ш.А. Амонашвили, М.А. Данилов, М. Монтессори, В.А. Сухомлинский и др.; «Педагогики сотрудничества» - О.С. Газман, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, И.П. Иванов, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий и др.; «Педагогики ненасилия» - А.Г. Козлова, В.Г. Маралов, В.А. Ситаров и др.; «Педагогики культуры мира» - М.В. Кабатченко, Э.С. Соколова, З.К. Шнекендорф и др.).
общего образования» и «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».
1.2. Актуальность опыта
Несмотря на то, что в настоящее время проблема формирования толерантности нашла отражение в педагогической теории, она не получила необходимого решения в практике образовательных учреждений. В то же время школа имеет потенциальные возможности для ее разрешения, заключающиеся в системности школьного образования. В документах ЮНЕСКО указывается: «Поскольку войны начинаются в умах людей, то и с умов людей должно начинаться созидание мира». Это значит, что формирование толерантного сознания нужно начинать с детских умов, когда закладывается первооснова человеческого общения и основные нравственные категории (доброта, чуткость, отзывчивость, честность и т.д.), т.е. еще в школе, поскольку школа является моделью общества, где ученики усваивают социальные нормы отношений между людьми. Особое значение приобретает проблема формирования межличностной толерантности подростков. Подростковый период - период нравственного созревания, во время которого происходит становление самосознания обучающегося, формируется мировоззрение, самооценка и представление о самом себе. Зачастую у подростков наряду с высоким интеллектом, глубокими знаниями, широким кругозором, духовными запросами развивается чувство своей исключительности, излишней самоуверенности, стремление к самоутверждению своей независимости. Это приводит их к раздражительности, нетерпимости, агрессии по отношению к ровесникам, учителям, родителям, к межличностным конфликтам, неприятию окружающей действительности.
Я проводила анкетирование среди учащихся своей школы, были получены любопытные и красноречивые результаты. С утверждением, что "истинной может быть только одна религия" согласились 15% учащихся; с тем, что "есть нации и народы, к которым трудно хорошо относиться", согласились 35% (!) детей; с тем, что «люди не созданы равными: некоторые из них лучше, чем остальные», согласились 48%; с тем, что «люди другой расы или национальности могут и являются нормальными людьми, но в друзья я предпочел бы их не брать» - 19%. Наконец, самое тревожное, на мой взгляд, утверждение, что "государство имеет право в своих интересах пойти на ущемление какой-либо нации", безоговорочно поддержали 24% учащихся. Разумеется, этот опрос, коснувшийся всего нескольких десятков человек, не претендует на репрезентативность, тем не менее его результаты, видимо, все же отражают какие-то тенденции в российском обществе. Изучение и анализ состояния проблемы формирования межличностной толерантности подростков в условиях образовательного учреждения показали, что существуют противоречия между:
· провозглашением толерантности как одного из приоритетов развития современного общества и его реализацией в практике образовательных учреждений;
· потребностью педагогической практики в научно-методических рекомендациях по реализации проблемы и недостаточным теоретическим ее обоснованием.
Таким образом, проблема формирования толерантного сознания оказывается более чем актуальной, и решение ее требует комплексного подхода, организации определенной системы целенаправленных действий как на уровне каждого образовательного учреждения, так и в широких рамках всего российского образования.