1.1. Аппиан Александрийский.
Аппиан Александрийский, Appianos, (ок. 100- ок. 180 гг. н. э.) - греческий историк.
Занимал административные посты сначала в Александрии, затем, получив римское гражданство, перебрался в Рим., где стал сперва императорским адвокатом, а затем получил должность императорского прокуратора. Писать начал еще ок. 160 г. Автор Римской истории (Historia Romana) в 24 книгах. Произведение это было обзором истории римского государства, расширенным географически за счет рассказа о провинциях в той последовательности, в какой они попадали под власть Рима. Каждая книга представляет собой законченную историю отдельной части Империи и озаглавлена собственным названием. При таком построении разрывается хронологический порядок событий. Сохранились целиком книги VI-VIII, XI-XVII, а также вторая половина кн. IX. История А. является ценным источником, содержащим большое количество материала, не встречающегося у других историков, а во многих случаях и единственным возможным источником.
В работе с античными текстами я использовала одну из работ Аппиана – тринадцатую книгу «Иудейские древности», созданную им в I в. н.э.
1.2. Помпей Трог.
Помпей Трог родился в начале I в. н.э. в городе Нарбон. Известно, что его дед сражался в армии Гнея Помпея против Квинта Сертория и получил от него в награду права римского гражданина и, вероятно имя. Отец писателя служил в войске Гая Юлия Цезаря.Помпей Трог был весьма разносторонним автором,его перу принадлежит ряд совершенно различных по своей тематике сочинений. Им было написано естественно научное произведение - "О животных",возможно занимался он и вопросами ботаники. Основное сочинение Помпея Трога называется "Philippika", так как в центре повествования здесь лежит личность Филиппа II Македонского. Структура "Philippika" свидетельствует о том, что ее автор разделял концепцию историографии геродотовского типа. Так же, как в "Истории" Геродота, у Помпея Трога исторические аспекты неразрывно связаны с аспектами географическими. Взгляд обоих историков направлен с востока на запад.И это не просто композиционный прием,определяющий последовательность изложения исторического материала, а следствие понимания того, что движение мировой цивилизации идет с востока на запад. Естественно,что в этом всеобъемлющем процессе римская история оказывается лишь одним из эпизодов.
Эта работа Помпея Трога не дошла до нас в первозданном виде, сохранилось лишь сокращенное переложение, сделанное во II в.н.э. неким Юстином. Кроме того, в нашем распоряжении имеются "прологи" подробно перечисляющие события, содержащиеся в каждой книге.
Сочинение Помпея Трога - весьма оригинальный исторический источник. Задача автора показать Римскую державу только равной другим, а не единственной и неповторимой, привела его к необходимости пользоваться малопопулярными и не всегда достоверными источниками.
1.3. Полиэн.
Полиэн (греч. Πoλυαινoς, лат. Polyaenus) — грекоязычный писатель II века македонского происхождения, автор сочинения «Στρατηγηματα» («Военные хитрости»). Полиэн жил в Риме, выступал оратором в римских судах, представлял судебные дела перед императором. Свой труд, сборник военных хитростей, он посвятил императорам Марку Аврелию и Луцию Веру в примерно 163 году, когда они были вовлечены в войну с Парфией. По словам писателя, в то время он был слишком стар, чтобы сопровождать императоров в походе. Сборник состоит из 8 книг, причем 6 из них описывают деяния греков, 7-я варваров и только 8-я книга посвящена римлянам и женщинам разных народов. Из 900 стратегм, или военных хитростей, до нас дошли 833. Стратегемы содержат большое количество анекдотов в отношении известных исторических личностей, отражая в то же время факты истории. Историческая ценность анекдотов в известной мере ослаблена тем, что Полиэн не упоминает, откуда он взял тот или иной эпизод. Его как автора интересовало в первую очередь прикладное значение военных уловок. Вопросы истории, равно как и герои его сочинения, отходили на второй план.
1.4 Сравнение и анализ книг Аппиана Александрийского «Сирийские войны» и Юстина «Эпитома сочинения Помпея Трога».
Аппиан Александрийский.
Аппиан в своей книге описывал тот период истории Сирийского царства, когда жила Родогуна. «Сирийский царь Деметрий, прозванный Никанором, пошел войною на парфян, был взят ими в плен и, живя при дворе парфянского царства царя Фраата, сочетался браком с его сестрой Родогуной».[4] Меж тем Диадот, захватил власть в Сирии и возвёл на трон малолетнего Александра, который приходился сыном Александру, незаконнорожденному отпрыску Птолемея и одной из дочерей этого владыки. Сначала Диодот правил страной как опекун и родитель царя, но затем, умертвив несчастного своего питомца, имел дерзость возложить венец на себя, взяв так же имя Трифон. Находившийся в то время на острове Родосе Антиох, брат Деметрия, узнав о его пленении и о последующей смуте, вернулся в Сирию, с великим трудом разбил Трифона, предал его казни и обратил оружие против Фраата, требуя, чтобы тот освободил Деметрия, однако потерпел поражение и покончил с собой. А Деметрий вернулся в Сирию и был убит там женою своей Клеопатрой, которая, испытывала огромное чувство ненависти к его второй жене – принцессе Родогуне, устроила засаду ему; узнав о новом браке царя, она была переполнена таким негодованием ревности и ненависти, что за его брата Антиоха вышла замуж. От Деметрия у неё было два сына: Селевк и Антиох. Как только Селевк взошел на трон, после гибели своего отца, она убила своего сына стрелой из лука, то ли опасаясь, что сын начнёт ей мстить за убитого отца, то ли готовясь к новому злодеянию. Она не переносила принцессу Родогуну, в которую были влюблены её сыновья. Т.о. она не могла допустить чтобы её второй сын вступил на престол совместно с его невестой Родогуной. Но брат Селевка, Антиох, который принудил жестокую и дурную мать выпить яд, унаследовал трон вместе с парфянской принцессой.
Юстин.
Юстин в XXXVI главе своей книги так же пересказал период жизни парфянской принцессы Родогуны в XXXVI главе. По его словам Деметрий, «отвоевав отцовское царство, испорченный удачей, свойственной молодым людям, впал в бездеятельность».[5] За такое его отношение к труду его стали презирать и позорить. Т.о. у Деметрия появился стимул, и он решил начать войну против Парфян. Получив помощь со стороны персов, элимийцев и бактирийцев, разбил парфян. Однако в конце концов он был обманут парфянским народом и взят в плен. В период пока Деметрий был в плену, пасынок Деметрия – Антиох, под опекунством Трифона, овладел Сирийским царством. Но в итоге был убит своим опекуном. Парфянский царь Арсакид, отправил Деметрия в Гирканию, где он не только предоставил ему условия для жизни, достойные царя, но и выдал за него свою дочь Родогуну. Кроме того, он обещал восстановить Деметрия на сирийском престоле, которым во время отсутствия Деметрия владел Трифон. «После смерти Арсакида Деметрий потерял надежду возвратиться на родину. Тогда Деметрий задумал побег в свое царство».[6] Однако Фраат, наследовавший Арсакиду, вернул беглеца обратно. Спустя некоторое время, когда у Деметрия уже было несколько детей от Родогуны, ему стали больше доверять. Снова сделав попытку сбежать, был пойман всадниками и основа отправлен к царю. Его опять возвратили к жене и детям в Гирканию. В этой ситуации была непонятна позиция Родогуны. Была ли она на чьей-то стороне? Предупредила ли парфян о предстоявшем побеге Деметрия или предпочла молчание из-за сильных чувств к мужу? Спустя некоторое время Фраат послал Деметрия с Сирию с парфяским отрядом для захвата царской власти. Вскоре народ охолодел к власти Трифона, и власть снова вернулась к Деметрию. Деметрий решил идти войной против Египта. Дело в том, что его теща Клеопатра обещала ему Египетское царство, если он окажет ей помощь против её брата. Но пока Деметрий пытался захватить чужое, от него отпала Сирия. Со всех сторон обрушились бедствия, а в конце концов его покинули даже жена и сыновья. Оставленный всеми, он с несколькими рабами отправился в Тир, и был по приказу наместника убит. Один из его сыновей был убит своей матерью за владение царским венцом без разрешения матери. Другой, был возведен в цари матерью, однако вся власть была в её руках. Клеопатра связала себя узами с Кизикеном. В результате, сестра Клеопатры Трифена обвинила её в участии в междоусобной войне между братьями. И войска Трифены нашли Клеопатру в храме, которая обнимала статую богини, и отрубили ей руки. И тогда Клеопатра, проклиная братоубийц, поручая отомстить за себя оскорбленным богам, скончалась.
Следует отметить, что парфянин имеет несколько жен. Они им «запрещают присутствовать на пирах вместе с мужчинами»[7], и даже видеться с мужским полом.
Аппиан Александрийский. | Юстин. |
Общее: -Деметрий попал в плен к парфянам; -пасынок Деметрия управлял Сирией, под опекунством Трифона, в итоге, был убит своим опеуном; -От Деметрия у Клеопатры было два сына: Селевк и Антиох | |
Различия: -живя в плену при дворе парфянского царства царя Фраата, сочетался браком с его сестрой Родогуной; -Антиох, брат Деметрия, узнав о его пленении, с великим трудом разбил Трифона, предал его казни и обратил оружие против Фраата, требуя, чтобы тот освободил Деметрия, однако потерпел поражение и покончил с собой; - Деметрий вернулся в Сирию и был убит там женою своей Клеопатрой, которая, испытывала огромное чувство ненависти к его второй жене – принцессе Родогуне, устроила засаду ему; - она была переполнена таким негодованием ревности и ненависти, что за брата Деметрия Антиоха вышла замуж; - Селевк взашёл на трон, после гибели своего отца, Клеопатра убила своего сына стрелой из лука, то ли опасаясь, что сын начнёт ей мстить за убитого отца, то ли готовясь к новому злодеянию; - Клеопатра не могла допустить чтобы её 2-ой сын вступил на престол совместно с его невестой Родогуной, поэтому всячески сопротивлялась из браку; - Антиох, который принудил жестокую и дурную мать выпить яд, унаследовал трон вместе с парфяской принцессой. | -царь Арсакид, отправил Деметрия в Гирканию, где он не только предоставил ему условия для жизни, достойные царя, но и выдал за него свою дочь Родогуну (Родогуна – дочь Митридата I и сестра Фраата); -Арсакид обещал восстановить Деметрия на сирийском престоле, однако погиб, и Деметрий вернулся к власти, после того как народ охолодел к Трифону; - оставленный всеми, Деметрий с несколькими рабами отправился в Тир, и был по приказу наместника убит; - Селевк был убит своей матерью за владение царским венцом без её разрешения; - Антиох был возведен в цари матерью (Клеопатрой), однако, вся власть была только в её руках; - Клеопатра связала себя узами с Кизикеном; - войска Трифены нашли Клеопатру в храме, которая обнимала статую богини, и отрубили ей руки. И тогда Клеопатра, проклиная братоубийц, поручая отомстить за себя оскорбленным богам, скончалась. |