1.5. Краткая характеристика Родогуны в тексте Полиена.
«Родогуна только что хотела мыть себе волосы, когда пришел вестник с сообщением, что один из подвластных народов поднял восстание. Не домывши волос и завязав их, как они были, она села на коня и повела свое войско; она поклялась не раньше вымыть свои волосы, чем победит восставших. После долгой войны она их одолела. После победы она пошла в баню и вымыла волосы. На печати персидских царей находится изображение Родогуны с распущенными волосами».
Описывая Родогуну, Полиэн создает образ смелой и отважной девушки. Так же, исходя из его текста, можно сделать вывод не только о внутреннем мире принцессы, но так же об её внешнем виде - она необычайно красива. В этой девушке сочетается всё самое хорошее: красота, отважность, бесстрашие, ухоженность и решительность.
1.6. Общий вывод по сведениям античных авторов.
В результате моей работы с текстами античных авторов, я заметила много различий между ними. Каждый автор характеризует исторических личностей со своей точки зрения и дает собственную оценку тому или иному событию. Поэтому нельзя понять, кто из них более точно и реалистично описал период существования принцессы Родогуны. Однако существует множество схожих фактов в их текстах, некоторые из них представлены в сравнительной характеристике.
Родогуна – легендарная личность, вошедшая в историю. Все античные писатели не много уделили внимания образу принцессы, а Полиэн подробно её характеризует как храбрую, мужественную и красивую девушку. В парфянском царстве всегда воевали только мужчины «они всегда в тревоге и в движении, всегда заняты или внешними воинами, или внутренними распрями», а женщины не могли нигде появляться, а должны были сидеть дома, как рассказывает нам Юстин. Но Родогуна была как минимум исключением. Ничего не известно о том, чтобы женщины в Парфии сражались, но она воевала. Она практически единственная женщина в Парфии чье имя известно, осталась в истории. Все остальные парфяне, которые остались в рассказах античных авторов - мужчины.
Другие личности в текстах античных писателей для нас так же не мало важны, они нам помогают лучше охарактеризовать Родогуну. В рассказах античных авторов Клеопатра предстаёт перед нами коварной, жестокой, смелой, умной. Деметрий властным, недалеким, храбрым, самоуверенным и надменным.
Данные источники помогли мне более точно понять исторические события того времени.
Глава II.
Парфянское царство. Возникновение и развитие. Политическая история. Принцесса Родогуна.
В 293 г. до н.э. Антиох I назначил правителем восточной части державы своего старшего сына и наследника Селевка. Во время похода на восток Селевк по пути в Индию успешно подчинил своей власти Парфию, Мидию, Бактирию и другие государства. Политика Селевкидов в Средней Азии, как утверждает истрик Бокщанин, «была чисто оборонительной».[8] Они стремились закрепить господство в завоёванных областях путём активного строительства новых городов. Аппиан упоминает об основании Селевком греческих городов колоний-Каллиопы и Гекатомпила. Политический кризис с 236 г. до н. э. переживало государство Селевкидов, вылившийся в жестокие династические усобицы, в результате которого, ослабилась их военно-политическая устойчивость. Т.о. Парфия и Бактирия вновь стали самостоятельными государственными единицами, которые являлись таковыми, до завхвата Селевкидами. В Парфии, где движение за отпадение от Селевкидов, по тексту Юстина, началось ещё с 256 г. до н.э. Доказательством этого служит повествование Аппиана в 24о-х гг. до н.э., в котором он пишет:"...и парфяне начали тогда свое отпадение, так как царский дом Селевков находится в таком неустройстве...". Географ Страбон подчёркивает хозяйственную бедность нескольких отсоединённых и самостоятельных сатрапий, особенно Парфии, которая являлась важным районом, через который шли торговые и военно-стратегические дороги Селевкидов. "...Парфия невелика; она платила подати с гирканами во время персидского владычества, как и во время македонского господства. Парфия лесиста, гориста и бледна, вследствии чего цари проводили свои войска через эту страну беглым маршем потому, что даже короткое время страна не могла прокормить войска" [9]. Наместником Парфии был некто Андрагор. Аршак и его брат (кочевники парны) не были уроженцами Парфии, они вожди кочевников втрглись в страну извне. При вторжении Аршака в Парфию он преодолевал не столько сопротивление стратега Андрагора, сколько самого местного населения. Аршак погиб в одном из боевых столкновений, после его сметри брат Аршака, Тиридат, принявший имя Аршак II, был провозглашен своими саратниками царём Парфии. По существу дела Аршак II стал настоящим основоположником Парфянского царства. Именно к этому моменту можно отнести указание Юстина: "Аршак II не только добился царской власти, но устроил своё царство." [10] Таким образом, это был запомнившийся момент в жизни парфян. После правления Аршака II, на престол вступил Аршак III, в период правления которого происходила так же намало значимые воины во с Антиохом III. При его возглавлении военных войск, Парфия тщательно оборонялась, противостояла враждующим государствам. Итак, около 175 г. до н.э. в Парфии новый царь - Аршак IV, объявив себя независимым, захватил некоторые соседние с Парфией район Мидии. Аршак IV был убит на далёком востоке своей державы взбунтовавшимися воинами. На престол взашли его сыновья Аршак V - Фраат I и Аршак VI - Митридат I . Они перешли в решительное наступление на восточные сатрапи монархии Селивкидов. Митридат I захватил после большую часть Мидии, а к концу 140-х гг. до н.э. продвинулся к Двуречью. Это вызвало недовольство у Сирийского царя Деметрия II. Парфянские войска вновь заняли все освобожденные Деметрием города Мидии, а затем присоеденили к себе такие города, как Элимада и Персида. Царь Сирии был обманут парфянами, притворно начавшими переговоры о мире, и неожиданно был захвачен в плен. Парфяне, как рассказывает Юстин: "возили его по городам, которые в свое время прешли не его сторону, чтобы поиздеваться над их приверженностью к нему..." [11]. Планируя полное
подчинение своей власти и остальных областей распадавшейся державы Селевкидов, Митридат I парфянский не только сохранил жизнь попавшему к нему в плен Деметрию II, но даже женил его на своей дочери Родогуне и поселил их в одном из своих поместий в Гиркании, надеясь с течением времени использовать "зятя" в качестве орудия своих политических планов. В течении некоторго времени восточные области, богатейшие провинции были захвачены парфянами.
Завоевав, много земельных территории, Парфия сделалась центром притяжения всех антигреческих элементов обществах восточно-средиземных стран и сильным типичным эллинизированным государством.
Я считаю, что Бокщанин мало уделил своего внимания образу принцессы Родогуны, потому что по его мнению она не внесла большого вклада в историю Парфии и практически ничем не запомнилась. Об этом свидетельствует только одно упоминание о ней при описании пленения Деметрия II.
Глава III.
3.1. Характеристика принцессы Родогуны
по пьесе Корнеля.
Корнель, при написании пьесы «Родогуна», очень подробно изучил историю парфянского государства, много реальных событий легли в основу произведения, но кое-какие обстоятельства автор изменил умышленно из-за нравственных ценностей общества. Тему своей трагедии он заимствовал у Аппиана Александрийского.
Автор не мог допустить, чтобы один из сыновей женился на вдове своего отца, поэтому по замыслу пьесы Царь только собирался пожениться на Родогуне.
Тайна старшинства царевичей, плен Родогуны, кровожадное требование Клеопатры – всё это вымысел, правдоподобные ходы к трагичному завершению, предложенному историей. Однако, автор смягчил исход трагедии тем, что наделил Антиоха чертами высшего благородства, и только благодаря этому, Клеопатра выпила яд по собственной воле.