ГОУ Гимназия №1505
«Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория»
Реферат
Принцесса Родогуна. История и литература.
Выполняла
ученица 9 класса «Б» Стукачева Вероника
Руководитель
Наумов Л.А.
Москва
2011
Содержание.
Я выбрала эту тему реферата, потому что меня заинтересовала судьба парфянской принцессы Родогуны. В процессе работы над рефератом оказалось, что источников по этой теме относительно мало. Для нахождения информации использовала следующие книги: Аппиан «Сирийские войны», и Юстин «Эпитома сочинения Помпея Трога». Кроме того, я использовала исследование Бокщанина «Парфия и Рим», и пьесу Корнеля "Родогуна. Парфянская царевна". Единственное из художественных произведений, в основу которого положен образ Родогуны – это пьеса Корнеля.
Основная проблема, затронутая в этой теме, это разнообразие реконструкций образа легендарной исторической личности писателями, историками и историками искусства.
В результате работы над рефератом моей главной целью было, проследить какое историческое значение имела принцесса Родогуна. Так же найти взаимосвязь между героиней пьесы П. Корнеля и исторической личностью принцессы Родогуны, таким образом проследить связь между историей и литературой. Для достижения результата, мне необходимо прочитать всю заявленную литературу и разобраться в теме.
Поставленная цель потребовала решения следующих задач:
· Показать как искусствоведы характеризуют образ Родогуны (по скульптуре из крепости Старая Ниса).
Мой реферат будет состоять из 3-ёх частей, в каждой из которых я буду анализировать источники и делать выводы. Первая глава будет посвящена моему анализу фрагментов из сочинений античных авторов, связанных с периодом существования принцессы Родогуны, а так же выявлению между ними сходств и различий.
Во второй главе будет представлена историография Бокщанина А.Г. (из книги «Парфия и Рим»), в которой я собираюсь рассказать о возникновении, политической истории и развитии парфянского царства, и о роле принцессы Родогуны в его жизни.
Третья глава будет посвящена единственному художественному произведению, в основу которого положен образ принцессы Родогуны - пьесе Корнеля. Так же, в третей главе будет представлена информация о статуе Родогуны, созданной около II-I вв. до н.э.
Для правильного понимания хода событий читателю надо иметь краткую информацию о главных действующих лицах событий.
Деметрий II Никатор.
(первое правление, 146-138 гг. до н.э.)
«У Сирийского царя Деметрия Сотера (162-150гг. до н.э) было двое сыновей: Деметрий и Антиох. На время гражданской войны с Александром Баласом он отправил их подальше, за границу – за море. Сначала дети жили на о. Крит под покровительством друга семьи. В 147 г. до н.э. Деметрий II начал войну с Баласом за отцовский трон, в результате которой одержал «нечаянную» победу. В 147 г. до н.э. он оказался за штурвалом огромной империи и столкнулся с множеством проблем – фактическая власть в стране была сосредоточена в руках египетские военачальников, которые рассматривали Сирию как завоеванную войной добычу. В 144 г. до н.э. один из подчинённых Баласа – Трифон поднял мятеж, где Деметрий потерпел поражение. Воспользовавшись гражданской войной в Сирии, царь Парфии Митридат I стал захватывать и оккупировать территории Сирии. Летом 139 г. до н.э. Деметрий оставляет своих военачальников вести войну с Трифоном, а сам отправился отвоевывать утраченные территории. Когда он нанёс Митридату ряд существенных поражений, парфяне поняли, что брать надо не силой, а хитростью, и предложили переговоры. В 139 г. до н.э. во время свидания с Митридатом, Деметрий был захвачен в плен. Он был отправлен в почётную ссылку в Гирканию, где рожил около 10 лет и даже женился на Родогуне, одной из дочерей Митридата».[1]
(второе правление, 129-125 гг. до н.э.)
«Несмотря на статус пленного, Деметрий II жил в Парфии неплохо. Митридат I, а затем и Фраат II отвели ему целый дворец в Гиркании. Не совсем ясно, какие надежды связывал с Деметрием захвативший его Митридат I, но в 137 г. до н.э. парфянский правитель официально женил пленника на своей дочери Родогуне. Слухи об этом дошли до Сирии, что значительно повлияли на решение супруге Деметрия Клеопатры заключить альянс с Антиохом VII. Узнав о воцарении брата, Деметрий упорно пытается бежать из плена. Два побега Деметрия были неудачными. Когда Деметрия поймали после второго побега, утешительным призом от парфянского царя ему стал набор золотых костей. Играя с пленником, как кошка с мышкой, Фраат преследовал определённые политические цели. Эта идея особенно окрепла после рождения у Родогуны детей от Деметрия (по некоторым данным, их было двое, но ничего более конкретного о них не известно). Летом 129 года до н.э. посланник от парфянского владыки объявил Деметрию, что тот свободен.
Итак, Деметрий едет в Сирию, но как раз в это время Антиох VII терпит сокрушительное поражение от самого Фраата и гибнет в бою. Видимо, легкость победы вскружила голову Фраату и он решает, что Деметрий ему больше не нужен. Парфянский царь отправляет всадников нагнать и устранить сирийца. К счастью для Деметрия, он двигался достаточно быстро, и погоня не увенчалась успехом. По всей видимости, Родогуна с детьми (в противоречие знаменитой пьесе Корнеля) осталась в Гиркании, и их дальнейшая судьба неизвестна.
Положение Деметрия было весьма непрочным. Сложнее всего было наладить отношения с бывшей супругой, значительно укрепившей своё положение. Она, серьёзно опасаясь за судьбу своих детей, отправляет их в разные страны. Царица всем говорила, что опасается бывшего мужа, потому что у парфян Деметрий женился на царской дочери Родогуне и у них есть общие дети.
Позорное пленение существенно подорвало харизму «успешного» эллинистического правителя. Фраат настроил против Деметрия жителей Антиохи, пустив слух, что новый царь является «парфянским шпионом». Таким образом, Деметрию пришлось отказаться от Вавилонии и Палестины. Для укрепления власти Деметрий остро нуждался в армии и финансовых средствах. Дом Птолемеев, тесно связанный с домом Селевкидов, раздирали распри, в результате которых, Клеопатра II (мать Клеопатры Теи) вынуждена была бежать в Сирию к своему затю Деметрию II. Она стала убеждать Деметрия помочь ей вернуть трон, обещая сделать его царем Египта. Однако в 128 году до н.э. Александр II, при поддержке Фраата, утвердился в Антиохи, и в Сирии снова наступило двоевластие.
Потерпев неудачу, Деметрий делает своей сталицей Птолемаиду и копит силы для решающего удара. Решающая битва произошла в 126 году до н.э. под Дамаском, Деметрий потерпел поражение и бежал в Птолемаиду. Клеопатра же отказалась принять непопулярного царя и закрыла перед ним ворота. Покинутый всеми, Деметрий был убит в гавани по приказу самой Клеопатры».[2]
Клеопатра Теа.
(125-121 гг. до н.э.)
«Египетская принцесса Клеопатра в 15 неполных лет была выдана замуж за Александра Баласа. В результате своего брака с Баласом, получила прозвище Теа – божественная. Клеопатра была готова занять трон уже сразу после пленения парфянами своего второго мужа Деметрия Никотора. Однако планы тщеславной царицы нарушил брат Деметрия Антиох VII, заявив свои права на престол. Выйдя замуж за последнего, Клеопатра в прямом смысле породила будущий раскол между потомками двух братьев. Когда Деметрий II возвращался из плена, Клеопатра удалила своих детей из Сирии, якобы в страхе, что Деметрий будет им мстить за его утраченную власть и новый брак его супруги. Понятно, что отношения между бывшими супругами не заладились, в итоге Деметрий оказывается в политической изоляции и погибает от руки жены-убийцы в финикийском Тире. Амбициозная царица наконец-то осталась у власти одна. В 125 году она провозглашаетсебя спасительницой династии, не остановившись при этом перед устранением собственного старшего сына от Деметрия, Селевка, который рискнул надеть диадему правителя без её разрешения. За это Клеопатра убила его, застрелив из лука во время военских учений, предствив дело как несчастный случай. Но для победы в воинах с врагами, Клеопатра понимает о необходимости нахождения у власти мужской руки, и поэтому вызывает из Афин своего второго сына Антиоха. В 121 году Клеопатра Теа, цепляясь за ускользающую власть, решается на убийство ещё одного строптивого сына. Встречая Антиоха с охоты, Клеопатра поднесла ему чашу с отравленным питьем. Однако, предупрежденный заранее, царь просит мать испить первой. Она не может отказаться, не привлекая к себе подозрений пробует вино, падает замертво. А за всей этой драматической пафосностью так и остается неясным, кто же кого в итоге хотел убить».[3]
Глава I.
Родогуна в произведениях античных авторов.
Античные писатели по-разному повествовали о Родогуне, Деметрии, Клеопатре и о других не мало важных личностях и фактах. Об этом свидетельствуют: книга Аппиана «Сирийские войны» (ближе к концу), книга Юстина «Книга Маккавейская» (11, 13, 14, 15 главы) и книга Иосифа Флавия «Иудейские древности» (13-ая книга). В их книгах есть как схожие черты, факты и детали, так и различия.