А вот отрывки, как бы инкрустированные в текст корреспонденции:
БАМ — стройка особенная. Ни одна еще великая стройка не начиналась столь оснащенной самой современной богатырской техникой и столь насыщенной инженерными силами...
БАМ не обеспечена только ровной, приятной погодой. Природа здесь сурова, рельеф тяжел, климат неласков. Но сибирячки искони привычны к этому.
Пишу эти строки... А за окном между тем куда-то вдаль уползли тяжелые тучи, светлые капли дождя медленно стекают с покатых крыш домов. В ушах звенит песенка, детский голосок (С. Сартаков, Под ясным небом).
Из разговорной речи пришли на газетную полосу различные эллиптические предложения — безглагольные фразы, характеризующиеся краткостью, энергичностью выражения, например, Туризм — для всех; Отряды — в путь; Лыжникам — хорошую базу.
В этих конструкциях, используемых преимущественно как заголовки, выделяется все наиболее важное и устраняется то, что с точки зрения информативности представляется избыточным: в тексте остаются части со значением субъекта, объекта, обстоятельства, отвечающие на вопросы кто — чему, что — кому, кому — что, кто — куда, что — куда, что — как и т. п. Подобные двучленные конструкции, с паузой между частями, независимо от места, занимаемого ими в тексте (заголовок, предшествующий тексту, или концовка, содержащая призыв, побуждение), подкупают своей лаконичностью, выразительностью, «лозунговым» характером.
Несколько по-другому построены весьма экономные заголовки, тоже распадающиеся на две части, но с иными отношениями между ними: первая часть называет общую проблему, место действия, лицо, а вторая содержит конкретизацию названного в первой части. Например: Экономическая реформа: опыт, проблемы, трудности; Москва: 1945—1980; «Союз-12»: старт и финиш; Бажов: читатель и книголюб[20].
К средствам экспрессивного синтаксиса относятся номинативные предложения, т. е. предложения в форме именительного падежа (одного или с относящимися к нему словами), обозначающие бытие, наличие того, что названо этим именительным падежом.
В языке газеты номинативные предложения, обладающие минимальной информативностью, обычно используются совместно с другими типами предложений: «Будучи лишены такого важного структурного элемента предложения, как глагол-сказуемое, номинативные предложения обычно нуждаются в опоре на соседние предложения, обладают своеобразной коммуникативной перспективой: они обычно предполагают наличие рядом других предложений, образующих повествовательную цепь, в которую они включаются в качестве одного из слагаемых»[21].
Приведем пример подобного стилистического использования номинативных предложений в цитированном выше очерке Юрия Долгополова:
Запах дождя и горячего асфальта. Аромат фиалок и душное дыхание солярки. Снежная поземка на затемненной улице. Свежесть цветущего сада... Тишина и томление весны. Угар и грохот московского лета. Радость зимнего вечера, синего, манящего теплыми огнями окон. Прелесть осеннего утра, убранного каплями росы. Шелест новых платьев. Цокот каблучков по доскам, перекинутым через лужи... Первые звуки оркестра. Шепот притихшего зала. Пение ветра в лесах новостроек и смех девушек — штукатуров и маляров... Вздох актрисы и колдовской свет рампы... Звонок телефона, обещающий разлуку... Весь этот поток звуков, запахов, красок охватывает вас, когда вы входите в мир сложный и простой, полный поэзии и будничности, радостей и печали. Мир трепетного ощущения необыкновенности обыкновенной жизни, дарящий нам каждоминутно, каждодневно все новые открытия — мир творчества художника Юрия Пименова.
Широко используются в различных газетных жанрах так называемые сегментированные конструкции, или конструкции с «двойным обозначением», состоящие из двух частей: первая часть (сегмент, т. е. отрезок), находящаяся в начале предложения или текста и выраженная, как правило, именительным падежом существительного или словосочетанием во главе с этой формой (именительный темы, или именительный представления, а также аналогичная конструкция), называет лицо или предмет, которые во второй части (в последующем тексте) получают второе обозначение в форме местоимения.
Например: Земля. На ней никто не тронет... Лишь крепче прижимайся к ней (Симонов); Часы — и те здесь были палубные (Казакевич); Инициатива — вот чего нам больше всего не хватает (Нагибин).
Как показывают приведенные примеры, сегмент может образовать самостоятельное предложение, может входить в состав последующего предложения, но и в этом случае высказывание членится на две части, которые разделяются паузой, что создает выразительность в устной речи.
Чтобы показать экспрессивность приема сегментации, проведем небольшой эксперимент, сопоставив три варианта одного и того же по содержанию предложения:
Кто такие индийские йоги? Кто они, индийские йоги? Индийские йоги. Кто они?
Нетрудно видеть, что наибольшей выразительностью обладает последний вариант: высказывание, расчлененное на две части, с разделительной паузой между ними, легче и доходчивее воспринимается по этим частям, чем целиком.
Французский ученый Шарль Балли, введший в научный обиход понятие сегментации, так объясняет ее особенности, связанные с разговорной речью: «В самом деле, если письменный язык может представить высказывание мысли в форме органического и связного предложения, то потребность в быстром сообщении вынуждает представлять элементы высказывания, так сказать, в виде отдельных кусков с тем, чтобы их можно было переварить»[22].
Сегментированные конструкции встречаются весьма часто в роли заголовков, например: Телевидение и книга: им рядом жить; Безнадзорность, что это такое?
В роли сегмента обычно выступает имя существительное в форме именительного падежа, в роли «второго обозначения» — местоимение. Но может быть и наоборот, как показывает один из приведенных выше «экспериментальных» примеров (Кто они, индийские йоги?), в котором существительное выступает в роли грамматического приложения к местоимению 3-го лица. Выразительность подобных конструкций, при условии отрыва существительного от местоимения, заключается в том, что местоимению придается «обещающее», «интригующее» значение[23].
Примеры из газет: Он встает в памяти, этот героический 45-й год; И вот они опять собрались здесь, посланцы стран всех континентов; Откуда она берется, эта неиссякаемая энергия народа?
Смысловые и экспрессивные возможности сегментированных конструкций широко используются в газетной практике. Наблюдающийся в последнее время рост употребительности этих конструкций «тесно связан с общей для синтаксиса современных литературных языков тенденцией к дроблению высказывания на отдельные части в целях более быстрого их восприятия. Расчленение высказывания — это вместе с тем его упрощение, «облегчение» его структуры. Расчлененное, разбитое на части высказывание, подаваемое как бы отдельными «порциями», лучше обслуживает потребности массовой коммуникации, чем громоздкие построения»[24].
В различных стилях литературного языка, в различных публицистических жанрах широкое распространение получили в последнее время присоединительные конструкции, воспроизводящие устную речь в ее живой непосредственности. Под присоединением понимается добавление к основному высказыванию дополнительных сообщений, пояснений, уточнений, возникающих в сознании не одновременно с основной мыслью, а лишь после того, как она сформировалась. Если при сочинительной связи (например, с помощью союза и) «оба члена присутствуют в сознании, хотя бы в смутном виде, уже при самом начале высказывания», то при связи присоединительной «второй элемент появляется в сознании лишь после первого или во время его высказывания»[25].
Присоединение может быть бессоюзным или союзным, может осуществляться при помощи особых слов, с использованием паузы различной длительности (вплоть до разделительной паузы при позиционном отделении присоединяемой части), но в любом случае присоединительные конструкции несут на себе большую интонационно-смысловую и экспрессивную нагрузку. Приведем примеры:
Было тревожно, особенно по ночам (Фадеев); Новость всполошила всех присутствующих, даже Котельникова и начальника цеха (Кетлинская); В любом случае обращайся ко мне. В любую минуту (Чаковский); Не зря ли приехали-то? Да еще с узлами, с чемоданами (Коптяева).
В зависимости от особенностей того или иного газетного жанра присоединительные конструкции, обладающие большими коммуникативными, стилистическими и модальными возможностями, то повышают информативность высказывания, то усиливают его экспрессивность, то придают ему эмоционально-оценочный характер.
Особая выразительность присуща так называемой парцелляции, понимаемой как членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы (после точки, вопросительного или восклицательного знака).