Мы еще извеселим берлинские улицы.
(Германия, 1922)
Из-веселить- веселить.
Если всю доску изыграть эту...
(Стих резкий о рулетке и железке, 1922)
Из-ыграть- играть
Обрезовой
пулей
сельскую темь
кулак иссверлил неистов.
(На что жалуетесь?, 1929)
Ис-сверлить- сверлить
Некоторые глаголы Маяковский образует от имени существительного. Такие глаголы принято называть метафоричными. Основа этих частей речи уже является окказионализмом.
Мир зашевелится в радостном гриме,
цветы испавлинятся в каждом окошке...
(«Владимир Маяковский», 1913г.)
Глагол испавлинятся несет на себе новую смысловую нагрузку: в него включено сравнение цветов с оперением павлинов. Объяснить нарушение закона словообразования мы можем, выстроив словообразовательную цепь: ис-павлин-ят-ся-павлин (ср. измучить-мучить-мука). В данном случае окказиональный глагол образован от имени существительного (так же как и примеры, приведенные ниже), тогда как глагол измучить образован от основы глагола несовершенного вида.
...изэлектричат и Днепры и Волховы.
(На что жалуетесь?, 1929)
Из-электричить- электричество
А нам
не только, новое строя,
фантазировать,
а еще и издинамитить старое.
(150 000 000, 1920)
Из-динамить- динамит
Метафоричные глаголы Маяковский образовывал также постфиксальным способом:
В норах мистики вели
ему мышится
(Мысли в призыв)
Не летим, а молньимся,
(150 000 000)
А ночь по комнате тинится и тинится,-
из тины не вытянуться отяжелевшему глазу.
(Облако в штанах, 1915)
Глагол тиниться, (Н.ф.) образован от основы существительного тина с помощью суффикса –и и постфикса –ся. Аналогом такого образования слова может являться глагол туманиться, который в свою очередь образован от основы существительного туман путем присоединения суффикса -и и постфикса -ся. В данном случае словообразовательная модель, существующая в языке, послужила образцом для окказионального образования.
Тиниться- тина+ить+ся
Туманиться- туман+ить+ся
Аналогичную словообразовательную цепь имеют глаголы мышится и молньимся:
Мышиться- мышь+ить+ся
Молньиться- молния+ить+ся
В смысловой основе метафоричных глаголов лежит не только признак действия, но и образность предмета, то есть глагол воспринимается не только как действие, а еще как предмет. Например, молньится (то есть не просто несется\летит, а несется\летит как молния).
Маяковскому также свойственно наращение вторичных приставок к глаголам, что вследствие приводит к образованию сложных глаголов. Например, Маяковский пользуется для создания сложных глаголов приставкой –раз(-рас). В большинстве случаев приставка –раз(-рас) выражает высокую степень действия, доведенную до крайнего предела.
Леди,
спросите
у мерина сивого –
он
как Мурманск
разизнасиловал.
(Хорошо!, 1927)
Буржуй
бежал,
подгибая рессоры,
сел
на английской мели .
В его интересах расперессорить
народы советской земли.
(Жид, 1928)
Разизнасиловал- раз+из+насиловать+л
Расперессорить- раз+пере+ссорить
Феномен данных глаголов обуславливается тем, что таких слов в русском литературном языке просто не существует.
Больше всего у Маяковского новоизобретенных глаголов с приставкой вы-. Почти в каждом стихотворении мы можем найти один или несколько образцов таких неологизмов:
Пока выкипячивают, рифмами пиликая,
из любвей и соловьев какое-то варево,
улица корчится безъязыкая -
ей нечем кричать и разговаривать.
Производящей базой к глаголу выкипячивать является основа глагола выкипятить,который в свою очередь образован от основы глагола кипятить, а кипятить - образование от существительного кипяток (выкипячивать- выкипятить- кипятить- кипяток). Так же образуется глагол выколачивать, произошедший от основы глагола выколотить, который в свою очередь образован от основы глагола колотить (выколачивать- выколотить- колотить). Словообразовательная цепь окказионального слова отличается от узуального тем, что исходным словообразующим словом является имя существительное, тогда как во втором случае - глагол.
...пошел грозою вселенную выдивить
(150 000 000, 1920)
Дай хоть в последнем крике выреветь
горечь обиженных жалоб
(Лиличке! Вместо письма, 1916)
...кто зубы еще злобой выщемил
(Война и мир, 1916)
А мне не жалко,
Лица не выгрущу
(Мысли в призыв, 1915)
К основам глаголов присоединяется префикс -вы. Примером такого словообразования могут служить такие глаголы, как: выпустить- пустить, выписать- писать.
Выдивить- удивить
Выреветь- реветь
Выщемил- щемить
Выгрущу- грустить
Небольшая, но очень интересная серия глаголов создана Маяковским при помощи префикса в-. Значение этой приставки не подвергается колебаниям: она всегда указывает направление движения вовнутрь предмета.
Учитывая это значение, Маяковский строит такие новообразования:
Железо рельс всочило по жиле
в загар деревень городов заразу!
(Война и мир, 1916)
В каждое ухо ввой:
Вся земля –
каторжник
с наполовину выбритой солнцем головой!
(Ко всему, 1916)
(Ср. вкрутить- крутить, вбежать- бежать)
Все эти глаголы характеризуют какое-то конкретное движение, и значение их легко раскрывается из контекста. Но опять-таки, как и в разобранных выше примерах, Маяковский нередко соединяет этот предлог с глаголами иных разрядов. Таким путем создаются метафорические неологизмы.
По черным улицам белые матери
судорожно простерлись, как по гробу глазет.
Вплакались в орущих о побитом неприятеле:
«Ах, закройте, закройте глаза газет!».
(Мама и убитый немцами вечер, 1914)
Родственная этому типу глаголов группа, построенная на префиксе вз- (вс-), означающем движение вверх, подъем (а также и напряженность действия или доведение его до предела).
Маяковский нередко усиливает эмоциональную окраску нормальных глаголов, вырывая из них обычную приставку раз- , и заменяя их префиксом вз-:
...взрумянились щеки-пончики.
(Взяточники, 1926)
Неологизм можно было заменить обычной формой данного глагола (разрумянились), но тогда специфический эмоциональный тон данного глагола был бы утрачен.
Немногочисленны, но очень интересны глаголы группы с префиксами при- (основное значение приставки – направление движения к одной точке или сосредоточение процесса вокруг одного центра: причалить, прижить. Другая функция – ограничение сферы или силы действия: приоткрыть, придержать).
Метафорическую нагрузку несет глагол в таком примере:
Чикаго внизу
землею прижаблен.
(150 000 000, 1920)
В этом глаголе скрещиваются два значения: действие («прижат», «придавлен») и объект действия («как жаба»). (Ср. примагничен- действие «притянет» + субъект действия – «магнит».) Прижаблен действие «прижат» + субъект действия «как жаба».
В стихе Маяковского происходит, как говорил О.М. Брик, своеобразное «размыкание» синтаксических связей.
Глагол перерастает свою обычную функцию носителя действия и перетягивает на себя те признаки значения, которые в традиционных синтаксических конструкциях распределяются между другими словами.
Существительное в творчестве В.Маяковского
Общеизвестны новообразованные Маяковским собирательные имена (с суффиксом -ё-).
В современном русском языке этот суффикс малопродуктивен, и собирательные имена вытесняются обычными формами множественного числа.
Однако для Маяковского важна отрицательная аффективная окраска этих слов, возникшая в обычном словоупотреблении, где суффикс -ё- приобрел оттенок пренебрежительности (хулиганьё, старьё, тряпьё, бабьё).
Зазубрит фразу
– ишь ребятьё!
(Марксизм – оружие, огнестрельный метод.
Применяй умеючи метод этот!, 1926)
Над дохлым лошадьём вороны кружатся.
(Два не совсем обычных случая, 1921)
Я
планов наших
люблю громадьё,
размаха
шаги саженьи.
(Хорошо!, 1927)
Будут
месть
ступени лестниц
бородьём лохматым.
(Чье рождество, 1928)
Обновляя слово В.Маяковский использует непродуктивный суффикс -ев(о)-, который мало распространен в русском языке: варить- варево, курить- курево.
Маяковский предлагает свой вариант, при котором образует окказионализм:
Бродвей сдурел
Бегня и гулево.
(Барышня и Вульворт)
Гулять- гулево
Для образования окказиональных существительных В.Маяковский пользуется также суффиксы -ищ, -ишк.
Адище города окна разбили
на крохотные, сосущие светами адки.
Я думал – ты всесильный божище,
а ты недоучка, крохотный божик.
Ну, пора: рассвет лучища выкалил
(Юбилейное, 1924)
Окказиональные существительные адище, божище, лучища образованы по аналогии с существительным сапожище, с помощью суффикса –ищ. Данный суффикс несет в себе смысловую нагрузку громоздкости. Автор, использовав данный суффикс в своих неологизмах, придал существительным ту стилистическую окраску, которая была необходима для выражения более точного эмоционального оттенка.