Смекни!
smekni.com

работа (стр. 5 из 27)

Священная книга мусульман — Коран. В ней записаны полученные Мухаммадом от Бога откровения, которые в Коране сведены в главы (суры). Ислам в переводе с арабского означает особое действие человека по отношению к Богу, а именно — «предание себя» Богу. Предать себя Богу означает уверовать в Единого Бога и добровольно согласиться следовать Его воле, которая является самым добрым и справедливым наставлением для человека Мусульманин (слова «ислам» и «мусульманин» однокоренные) — это человек, который «предал себя» Богу. Как считают мусульмане, первым «предался Богу» первочеловек Адам. Но вера потомков Адама со временем ослабела, и они впали в язычество. Тогда Бог избрал для проповеди единобожия пророка Авраама. Авраам обратил свой народ в истинную веру. Для напоминания людям о единобожии Бог посылал еврейского пророка Моисея, а потом Иисуса Христа.

Верования христиан, иудеев и мусульман во многом похожи. И главное — в том, что последователи всех трех религий поклоняются Единому Божеству, различия же касаются, прежде всего, того, какими способами (обряды, догматы, уклад жизни) проявляется вера христиан, иудеев и мусульман в Единого Бога.

Отношение мусульман к покоренным христианским народам все раннее средневековье было скорее дружественным, чем враждебным. Конечно, в мусульманской державе у приверженцев ислама были преимущества по сравнению с немусульманами, однако христиане и иудеи находились как бы под покровительством властей. Во главе христианских общин оставались главы местной церкви (патриархи, епископы). Христианские общины пользовались самоуправлением и собственными судами. Мусульмане хотели, чтобы христиане жили и решали споры между собой по законам собственной религии. Иноверцы нередко служили у мусульманских владык советниками, врачами и переводчиками.

Отец великого христианского богослова Иоанна Дамаскина был, к примеру, важным вельможей при дворе халифа. Возможно, и сам Иоанн Дамаскин в молодости шел по стопам отца и поступил на службу к халифу в Дамаске. После того как Иоанн Дамаскин постригся в монахи, он сохранил расположение к себе мусульманских властей, у него оставались и влиятельные связи при дворе. Святой Иоанн не раз участвовал в открытых диспутах между мусульманами и христианами во дворце халифа.

Арабы, пришедшие в древние культурные области Передней Азии, первое время выглядели варварами по сравнению с греками, евреями, сирийцами и персами. Однако очень скоро они впитали мудрость этих народов и создали новую, блестящую культуру. Мусульмане переводили много греческих и персидских сочинений на арабский язык, ставший вскоре языком ученых. В начале IX в. при дворе халифа Мамуна была создана целая переводческая школа (Байт ул-хикма, или Дом мудрости). Здесь переводили сочинения греческих мыслителей по всем областям знания. Арабская ученость вскоре достигла небывалых высот. Особенно развито было богословие, алгебра, астрономия, медицина и химия. Мусульмане создали науку о языке (предшественницу современной лингвистики). Они много сделали в области географии и картографии. Географические сочинения писались не только для купцов, чтобы облегчить им поиск выгодных рынков, но и из чистой любознательности. Современтая цивилизация восприняла от мусульман многие открытия в мореходстве, военном и торговом деле.

Бытовая культура мусульман отличалась утонченностью и изысканностью. Некоторые ее стороны впоследствии переняли и европейцы.

В IX в. жил певец и музыкант Зирйаб. Он пел и музицировал в Багдаде во дворце знаменитого халифа Харуна ар-Рашида. Позже он переселился в Испанию. Зирйаб славился как непревзойденный законодатель мод. Мы и сейчас пользуемся многим из того, что было когда-то изобретено Зирйабом. Зирйаб ввел моду носить разную одежду в разные сезоны. Он убедил, что тонкая стеклянная посуда изящнее и удобнее золотой и серебряной, и установил строгую последовательность подачи блюд на пирах: сначала надлежало подавать супы, затем мясные блюда, потом птицу, и в самом конце — сдобное печенье.

От римских и византийских времен на Переднем Востоке сохранилась страсть к купанию в банях. Мусульмане, восприняв этот обычай, распространили его повсюду, где утвердилась их власть. В больших городах стояли сотни бань. Бани были отделаны мрамором, стены украшались мозаиками и росписями, очень строго следили за чистотой. При банях служили опытные массажисты, лекари и цирюльники. Особенно любили ходить в бани женщины, для них баня была подобием клуба, где они могли без помех всласть наговориться друг с другом. Позже, в эпоху Крестовых походов, когда тысячи западноевропейцев побывали в Азии, любовь к купанию проникла и в Европу, как и многие другие детали быта, куда более изысканного в то время у мусульман, чем у европейцев.

3. Две империи (Франкская держава и Византия в VII—IX вв.)

Франки смогли остановить продвижение арабов в Европу. Их сильное королевство, основанное Хлодвигом, достигает вершины своего могущества на рубеже VIII и IX вв. Тогда франкский государь Карл Великий даже провозгласил себя императором. Появлению новой империи на Западе Европы немало помогло ослабление Византии, снижение ее международного авторитета. При преемниках Карла Великого его держава распадается на части, ставшие впоследствии Францией, Германией и Италией.

После смерти Хлодвига его сыновья раздвинули границы Франкского королевства. Каждый свободный франк получил в завоеванной стране приличный земельный участок, нередко отобранный у какого-нибудь богатого галло-римлянина. Крупные латифундии, чьи хозяева бежали или погибли, франкские короли забирали себе. То же было и с собственностью римского государства. Благодаря огромным владениям, доставшимся франкским королям, они могли щедро одаривать своих верных дружинников, а также и церковь. Так рядом с мелкими крестьянскими хозяйствами рядовых франков и бывших римских колонов возникали крупные имения короля, его приближенных и церкви.

Правда, как и встарь, все франки — и рядовые, и знатные — имели право носить оружие, должны были участвовать в походах. Ежегодно они сходились как бы на большое народное собрание, но теперь это был уже просто военный смотр. Важные вопросы король и знать решали сами, не спрашивая мнения остальных франков.

Франки селились рядом с галло-римлянами, многому учились у них, роднились семьями. Вера их тоже не разделяла: те и другие были христианами римского толка. Завоеватели и завоеванные быстро сливались в один народ.

Относительное спокойствие в бывшей римской Галлии продолжалось недолго. Между потомками Хлодвига начались бесконечные распри. Страна то делилась на части между различными членами династии Меровингов, то ненадолго вновь объединялась. Опять войны, опять коварство и насилие. С особенным ужасом вспоминали современники вражду двух властолюбивых франкских королев: Брунгильды и Фредегонды.

В непрекращавшихся смутах меровингские короли растеряли свой авторитет и свою власть. Чем дальше, тем больше распоряжаться страной стали майордомы. Вообще-то майордом — просто слуга короля, «заведовавший» его дворцом. Но со временем эти «слуги» взяли в свои руки управление всем франкским королевством. Меровинги по-прежнему назывались королями, но влиять на события они уже не могли. Современники презрительно называли их «ленивыми королями».

Чтобы победить арабов, нужна была сильная конница. Оружие всадника стоило очень дорого, конь — еще дороже. Это означало, что хорошим, настоящим воином мог быть только очень состоятельный человек. Обычному свободному франку и меч-то частенько был не по карману. Главное богатство в это время — земля. Значит, сражаться в конном войске мог только человек, имевший много земли. При этом не любой земли, а такой, которую обрабатывают крестьяне. Настоящему воину некогда работать в поле — он обязан все время упражняться с оружием, осваивать боевые приемы, учиться хитростям военного дела.

Риму постоянно угрожало Лангобардское королевство, возникшее в VI в. в Италии. Завоеванные земли вокруг Рима и Равенны, а также соединяющий их «коридор» франкский король подарил папе римскому. Так возникло собственное государство пап, где они были не только верховными священниками, но и обладали всей светской властью, не меньшей, чем короли или герцоги. Папское государство в Италии существовало почти до самого конца XIX в. Да и сейчас крошечное государство Ватикан, занимающее всего-то несколько кварталов в городе Риме — не что иное, как последний осколок «Дара Пипина», сделанного в середине VIII в.

Папы были очень довольны подарком, но явно хотели большего. Вскоре один из римских пап поручил своей канцелярии подготовить весьма своеобразный документ. Это была фальшивка, составленная от имени императора Константина Великого. Константин, отправляясь на Восток, в Византии, якобы завещал епископу города Рима властвовать над всей Западной Римской империей! На протяжении всего средневековья римские папы то и дело вспоминали о «Константиновом даре» и начинали требовать у всех западных королей и императоров подчинения римскому престолу. То, что «Константинов дар» — грубая подделка, было окончательно доказано только в XV в.

Военные подвиги Карла Великого уже при его жизни принесли франкскому королю мировую известность. Карла боялись в охваченной внутренними смутами Византии. К нему посылали богатые подарки многие чужеземные властители.

Держава Карла занимала большую часть Западной Европы. Размерами она вполне могла сравниться с исчезнувшей в V в. Западной Римской империей. Но реальной власти у Карла Великого было куда больше, чем у позднеримских императоров. Между тем почтительная память об угасшей империи жила и в VIII в. среди народов и племен Западной Европы, потомков как римлян, так и варваров. Неудивительно, что у советников франкского короля родилась идея провозгласить Карла на манер древних римлян императором. Такая возможность представилась в 800 г. Римский папа Лев III, изгнанный из Рима местной знатью, бежал к Карлу Великому с просьбой о помощи. Карл отправил вместе со Львом III в Рим войско обуздать мятежников, а затем и сам прибыл в «Вечный город».