Смекни!
smekni.com

работа (стр. 7 из 27)

В IX в. севернее Болгарского царства, примерно там, где было легендарное княжество Само, возникла еще одна славянская держава — Великая Моравия. Моравский князь Ростислав сильно опасался своего соседа — Восточно-франкского королевства, а потому искал поддержки у византийцев. Ростислав просил прислать в Моравию духовного наставника из Византии: он думал, что греческие учителя помогут ослабить влияние Восточно-Франкской церкви в его землях.

В ответ на просьбу Ростислава в 865 г. в Моравию прибыли два брата — Константин и Мефодий. Надо сказать, что Константин известен больше под именем Кирилл, которое он принял перед самой смертью при пострижении в монахи. Кирилл (Константин) и Мефодий происходили из города Солунь (по-гречески — Фессалоники). Оба получили очень хорошее образование в Константинополе. Хотя они были греками, оба брата с детства прекрасно владели славянским языком. Чтобы успешнее распространять христианство среди славян, они создали славянский алфавит. Кирилл и Мефодий первыми перевели на славянский язык Библию, записав перевод новым славянским письмом. Первая славянская азбука получила название глаголица.

Часть букв глаголицы братья взяли из греческого алфавита, часть из семитских языков, а несколько знаков были новыми. Впоследствии ученики Кирилла создали еще одну славянскую азбуку, теперь уже исключительно на основе греческого алфавита с добавлением немногих новых знаков. В честь своего учителя они назвали ее кириллицей. Этой азбукой мы пользуемся до сих пор. Она распространена также в Болгарии, Сербии, Беларуси, на Украине и в некоторых других странах.

Деятельность братьев Кирилла и Мефодия имеет огромное значение для всей славянской культуры. Привезенные ими в Моравию славянская письменность и перевод Библии быстро разошлись по всем славянским землям. Поэтому Кирилл и Мефодий считаются просветителями славян, принесшими им христианство, и родоначальниками их литературы. В славянских странах их почитают «равноапостольными» святыми, т. е. равными самим апостолам.

Византия оказала самое сильное влияние на культуру южных и восточных славянских народов. Они восприняли из Византии христианство, приобщились к высокой и утонченной греко-римской культуре. Архитектура, изобразительное искусство, литература, многие обычаи пришли к славянам из Византии. Византия, сама постепенно угасая, как бы отдавала силы славянским народам. В этом смысле история Византии тесно связана с историей всех южных и восточных славян, в частности, с историей народов России.

4. Паруса викингов (Северная Европа в VIII—XI вв.)

В VIII—XI вв. властителями северных морей стали норманны. В поисках богатства и славы они устраивали дерзкие набеги на побережье Европы и порой добирались до самых отдаленных стран.

Те германские племена, которых в Западной Европе называли норманнами, т. е. «северными людьми», были предками современных норвежцев, шведов, датчан и исландцев. Их родина — Ютландский и Скандинавский полуострова и некоторые острова на Балтике.

Условия жизни на севере Европы были суровыми. Большая часть Скандинавского полуострова — это скалистые горы, леса. Пригодной для обработки земли мало, почвы бедные. Трудно прокормить людей, мало пищи для скота — главного богатства скандинавов. Припасов далеко не всегда хватало на долгие холодные зимы. Порой люди не дотягивали до весны.

С давних пор союзником норманнов стало море. Узкими извилистыми заливами (фьордами) оно глубоко — иногда на десятки - километров — врезалось в сушу. Смелые плавания по холодным, серым волнам Северного или Балтийского морей давали норманнам пищу (рыба водилась в изобилии), а если повезет, то и богатство. Ну а невезение означало одно — гибель в пучине или в бою.

В дальние походы на поиски новых земель, в торговые экспедиции, на разбой и грабеж или же в наемники к властителям других стран отправлялись, прежде всего, самые отчаянные смельчаки, которым не сиделось дома, которых манили приключения и опасности. Таких любителей приключений их соотечественники называли викингами. С каждым годом их становилось все больше. Среди викингов были даже преступники, бежавшие от наказания или изгнанные по решению судебного собрания.

Викинги плавали не только на запад, но и на восток. По Балтийскому морю и Западной Двине они проникали на земли восточных славян, называвших норманнов варягами. По Волге скандинавы добирались до Каспия, а по порожистому Днепру они плыли к Черному морю, откуда попадали в Константинополь и даже в Иерусалим. Наемные дружины варягов служили при императорском дворе в Константинополе. Византийские императоры ценили норманнов за их мощь и боевое мастерство. Очень важную роль сыграли предводители варяжских дружин и на Руси.

Отношения норманнов с жителями Европы в VIII — XI вв. складывались, как правило, совсем немирно. Каждое лето десятки, а то и сотни кораблей жаждавших добычи скандинавов обрушивались на побережья Англии, Ирландии, Франции, Германии, Испании. Викинги иногда проникали и через Гибралтарский пролив в Средиземное море, наносили поражения воинам арабских эмиров. В конце IX в. французскому королю Карлу Простоватому пришлось уступить одному из вождей норманнов Роллону очень большие владения на севере страны. Так возникло герцогство Нормандия.

«Северные люди» из Нормандии (в отличие от «настоящих» скандинавов их называли обычно нормандцами) стали то и дело беспокоить берега Италии. Воинственных нормандцев пытались привлечь на службу, чтобы их руками защитить страну от арабов и прочих недругов. Вскоре появились поселения нормандцев в Италии, и с каждым годом их становилось все больше. «Защитники» оказались не прочь и сами повластвовать над теми, кто нуждался в их защите. В XI в. нормандский вождь Робёр по прозвищу Гвискар (т. е. Лукавый) железной рукой подчинил себе всю южную Италию, выгнав оттуда византийцев. Мало того, он вторгался и в саму Византию, где побеждал войска василевса. Вскоре участь ромеев постигла и арабов — нормандцы отняли у них Сицилию. Теперь итальянские владения пришельцев с севера простирались от Сицилии до Неаполя. Нормандское государство получило название Неаполитанского или Сицилийского королевства. В более поздние времена его называли и Королевством Обеих Сицилии, как бы считая юг Италии «второй Сицилией».

Сицилийское (или Неаполитанское) королевство стало могущественной силой на юге Европы. С ним считались и нередко его опасались как в Риме, так и в Константинополе. Впрочем, Сицилийского королевства не только боялись — ему дивились. Потомки древних римлян, готов, лангобардов, византийцев, арабов и нормандцев создали совершенно необычную культуру, в которой сплелись воедино традиции столь разных и далеких друг от друга народов.

Когда норманны в VIII—XI вв. устрашали всю Европу, их жизнь во многом походила на то, что мы знаем о других варварах, прежде всего германцах, эпохи Великого переселения народов. То же появление неравенства между рядовыми свободными (в Скандинавии они назывались бонды), то же народное собрание — тинг, решавшее важнейшие дела, то же постепенное усиление власти вождей военных дружин — конунгов, Не исключено, что и у древних германцев, и у скандинавов в какой-то момент резко увеличилось население, «избытки» которого время от времени «выплескивались» в захватнические походы на земли близких и далеких соседей. В XI в. набеги викингов постепенно прекращаются. Норманны, осевшие в Европе, создали собственные королевства, да и в самой Скандинавии стали складываться государства, и все силы общества там как бы переключились на решение внутренних проблем. И лишь сказания и легенды напоминали потомкам викингов о «героической эпохе» бесконечных походов и жестоких битв.

Знаменитые ирландские монастыри, монахи которых были известны своей ученостью, прекрасными познаниями в латыни и греческом, великолепным искусством книжного письма, были обращены норманнами в пепел.

Англосаксонские королевства так увязли в бесконечных ссорах друг с другом и внутренних неурядицах, что не смогли защитить страну от нашествия с моря. В 842 г. норманны разграбили и сожгли Лондон. Спустя еще двадцать с небольшим лет датчане вообще перестали уплывать после набегов домой — теперь они зимовали в завоеванных ими землях самой Англии. Верхом на конях датчане добирались до самых отдаленных от морского побережья и рек селений. «Они разрушали церкви и монастыри огнем и мечом. Уходя, оставляли голые стены без крыш».

Почти все англосаксонские королевства подчинились датчанам. Только на юго-западе Уэссекс еще продолжал сопротивляться.

Германские племена Северной Европы говорили на похожих языках и могли понимать друг друга. Там, где им приходилось особенно часто общаться, разные языки начинали, как бы смешиваться. Так, например, в Области датского права англосаксы и датчане долго жили рядом. Корни многих слов в их наречиях были одинаковыми, а «мешавшие» пониманию друг друга частички (например, окончания существительных и глаголов) постепенно «выпадали». Со временем стали говорить примерно так: «Ты дать мне твой лопата, пожалуйста». Здесь одна из причин того, что в современном английском языке очень мало изменяются части речи, и выучить его грамматику куда легче, чем других иностранных языков.

На всем севере Европы была распространена своя письменность, древнегерманский алфавит — руны. Древние (старшие) руны были общими для всех германских племен этой большой области. Новые (младшие) уже различались в отдельных странах — у датчан, норвежцев, англосаксов.

В начертании многих рун можно узнать искаженные буквы латинского алфавита. Характерная угловатая форма рун вызвана тем, что их вырезали на дереве, металле или камне. Сначала этими письменами пользовались только жрецы. Они гадали, бросая особые палочки, на сторонах которых чертились руны. По тому, какие знаки выпадали, жрецы определяли волю богов. Недаром слово «руна» того же корня, что и древнее германское слово, означавшее «тайна».