ドリフト – дорифуто – управляемый занос автомобиля при срыве задней и передней оси колес. Передние колеса все время повернуты в противоположную повороту сторону поворота. Автомобиль идет под углом к траектории движения, и сила, движущая автомобиль в обычных условиях вперед, на дуге поворота при управляемом заносе раскладывается на две составляющие. 1) Радиальная: удерживает автомобиль на кривой и направлена перпендикулярно ей, 2) тангенциальная – направлена по касательной к траектории и осуществляет движение. Причем перераспределять мощность мотора, вкладываемую в каждую составляющую часть, очень легко: чем больше угол заноса, тем меньшая доля мощности идет на движение вперед, а большая - на противодействие центробежной силе. И наоборот: чем меньше угол, тем динамичнее ускорение и меньше сила, удерживающая автомобиль на кривой.
4輪 ドリフト – ёрин дорифуто – скольжение со срывом четырех колес. Торможение в повороте скольжением (сносом) всех четырех колес, когда машина полностью срывается в середине поворота.
慣性・ドリフト – кансэй-дорифуто – инерционный занос. Занос, при помощи которого проходятся S-образные повороты, когда занос в одну сторону является подготовкой для поворота в другую.
ブレイキング ドリフト – бурэйкингу дорифуто – торможение в заносе. Во время выполнения этого приема тормоз нажимается во время вхождения в поворот и полностью отпускается по достижению точки «апекс», благодаря чему вес машины смещается, что приводит к потере сцепления передними колесами. Затем занос контролируется с помощью рулевого колеса и подачами газа.
パワー オワー ドリフト – пава: ова: дорифуто – силовой занос. Этот дрифт выполняется вхождением машины в поворот на высокой скорости и быстрым вращением рулевого колеса.
ハンドブレーキング ドリフト – хандобурэ:кингу дорифуто – занос с использованием ручного тормоза. Эта техника довольно проста: ней используется ручной тормоз, чтобы вызвать потерю сцепления передних колес, а занос контролируется с помощью рулевого колеса и увеличения, либо уменьшения скорости.
突っ込み重視ミゾ落し – цуккоми дзё:си мидзо отоси – техника, когда машина одним или двумя боковыми колесами заезжает за дренажную канаву, чтобы сократить время прохождения поворота. Чаще используется для того, чтобы обогнать противника со внутренней стороны поворота.
サイドブレーキングドリフト – сайдобурэ:кингу дорифуто – боковое скольжение. Вариант дрифта, когда происходит срыв всех четырех колес и машина скользит почти боком.
チョクドリ – тёкудори – обычно используется после проезда прямого участка дороги, чтобы снизить скорость и выполнить глубокий занос. Торможение посредством скольжения и выставления машины под нужным углом относительно дороги для наиболее выгодного прохождения самого поворота.
マンジ – мандзи – выполняется на прямой дороге, когда водитель раскачивает машину от одной стороны дороги до другой. Обычно используется на показательных выступлениях по дрифтингу. Мандзи является подготовкой для выполнения очень многих техник, таких как тёкудори и инерционный занос.
Глава 2.
Жаргон аниме-отаку
В данной главе хотелось бы разобрать жаргон отаку, в сферу увлечений которых входит все, что так или иначе связано с японской анимацией (аниме) и японскими комиксами (манга), а также видео играми, сбором моделей из аниме и так далее.
Большая часть единиц этого жаргона либо заимствованы из английского языка, либо это искаженные слова японского происхождения или аббревиатуры. В связи с этим, жаргон аниме-отаку можно квалифицировать как локальный, то есть используемый только определенной группой людей.
おたく отаку – человек, помешанный на чём-либо. На Западе и в России обычно употребляется по отношению к фанатам аниме и манга.
В японском языке это слово имеет следующую этимологию: お о- (гонорефический префикс) + 宅 таку «дом, жилище» и дословно означает «ваш дом». Изначально слово использовалось для обозначения себе подобных среди фотографов-любителей — фотографы в глазах других людей были социофобами, затворниками, фанатиками своего хобби, и постепенно слово отаку получило негативное значение – затворник, фанатик. Обычно отаку — это молодой человек, который живёт дома, на работу не ходит, общается всего с 2—3 людьми не из своей «тусовки»; в дальнейшем у него могут развиться навязчивые идеи. Ещё более негативным слово стало после того, как арестованный в 1993 году Цутоми Миядзаки (серийный убийца, насиловавший детей и пожиравший их трупы,) сказал, что это было его хобби.
В японской речи также существуют обороты パソコン・オタクпасокон-отаку (по отношению к помешанным на персональных компьютерах), ゲーム・オタクгэ:му- отаку (к играющим в видеоигры) и отаку как экстремальные фанаты идолов — разрекламированных певцов. Поскольку слово чрезвычайно распространено, в английском уже стало литературным и сейчас используется для обозначения поклонников в целом: музыкальных отаку, отаку боевых искусств, и так далее.
Как уже говорилось, слово отаку в Японии имеет сильно негативный оттенок; называть так собеседника невежливо, если только он сам себя так не называет. Однако в других странах фанаты аниме и манга часто называют себя отаку, понимая под этим отнюдь не помешанного фаната, а лишь преданного поклонника. Однако и там встречаются поклонники аниме, памятующие о японском значении этого слова и потому не любящие, чтобы их называли отаку.
В этой главе жаргон аниме отаку рассматривается на примере ТВ-сериалаゲンシケン гэнсикэн.
Гэнсикэн – это манга, созданная Кио Cимоку, которая выпускается издательством Коданся каждый месяц с июня 2002 года. История рассказывает про группу подростков, которые являются членами аниме-клуба Гэнсикен. Помещение клуба располагается на территории кампуса их университета. Круг их интересов разнится от аниме до компьютерных игр (то есть все, что так или иначе делает их отаку). Все члены этого клуба смотрят несуществующий аниме-сериал под названием Кудзибику Анбаланс.
По манга снят ТВ-сериал на студии «медиа фактори», который включает в себя 12 эпизодов. Также к аниме выпущено дополнительно три OVA (Original Video Animation (OAV, «Анимация, созданная для продажи на видео») — аниме, созданное специально для выпуска на видеоносителях, таких как видеокассеты или DVD. Обычно OVA представляет собой фильм или короткий сериал от двух до шести серий, который создаётся без расчёта на показ по телевидению. Тем не менее случается так, что популярный OVA-сериал всё-таки попадает на телеэкраны. В настоящее время стандартная продолжительность одной серии OVA — 23—25 минут, практически как и телевизионной. В 1980-е же годы и в начале 1990-х годов выпускались часовые и более длинные OVA) эпизода Кудзибику анбаланc.
Жаргон отаку можно разделить на группы в связи с различными сферами занятий:
1. Жаргонизмы, связанные с различными жанрами аниме, манга и всем, что так или иначе имеет отношение к художественной деятельности
版権物ханкэммоно используется для обозначения рисунков созданных для рекламы, так называемых арт-буков (アート・ブック а:то-букку (от англ. art book), постеров и так далее. Эти рисунки созданы лучшими художниками какой-либо студии.
マニアージュ маниа:дзю – название журнала о манга и аниме. Этот жаргонизм является аббревиатурой от 漫画・アニメ・アージュ манга-анимэ-а:дзю (от англ. Manga anime age).
ドウジンシ до:дзинси манга, созданная фэнами на основе сущесвующих аниме или манга, часто эротического содержания.
2. Жаргонизмы, связанные с жанрами аниме
Аниме (яп. アニメанимэ от англ. Animation «анимация») — японская мультипликация, главное отличие которой от мультипликации других стран заключается в том, что большая часть выпускаемой продукции рассчитана на подростковую и взрослую аудитории, за счёт чего аниме имеет высокую популярность в мире. Аниме часто, но не всегда, отличается характерной манерой рисовки персонажей и фонов. Издаётся в форме телевизионных сериалов, а также фильмов, распространяемых на видеоносителях или предназначенных для кинопоказа. Сюжеты могут описывать множество персонажей, отличаться разнообразием мест и эпох, жанров и стилей. Большая часть аниме-сериалов — это экранизация японских комиксов – манга, обычно с сохранением графического стиля и других особенностей.
ハレン・アニメ харэн-анимэ – аниме или манга, где главный персонаж окружен большим количеством девушек
変体・アニメхэнтай-анимэ – аниме или манга эротического или порнографического содержания.
メカ・アニメ мэка-анимэ – аниме или манга в жанре фантастики, где основными боевыми единицами являются боевые роботыメカ мэка (аббревиатура от англ. mechanism).
子供・アニメ кодомо-анимэ – аниме или манга нарисованные в стиле エス・ヂー эсу-ди:.
エス・ヂィー эсу-ди: – аббревиатура от スパー・デフォメーション супа:-дэфомэ:сён (от англ. super deformation) . Стиль рисования, когда персонажи напоминают младенцев (маленькое тело и большая голова)
魔法少女 махо: сёдзё – букв. «девочка волшебница» – аниме или манга, сюжет которых повествует о девушках, наделенных какими-либо магическими способностями.
ヤオイ・アニメ яой-анимэ – аниме или манга про юношей гомосексуалистов.