Смекни!
smekni.com

Г. А. Шубин Жаргон в японском языке на примере разговорной лексики персонажей японской анимации (стр. 1 из 5)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Восточный Факультет

Кафедра японской филологии

Г.А. Шубин

Жаргон в японском языке на примере разговорной лексики персонажей японской анимации

Курсовая работа (II курс)

Научный руководитель: к.ф.н, доц. В.В. Рыбин

Оппонент: к.ф.н, асс. И.С. Ибрахим

Санкт-Петербург

2006

Оглавление

Введение.........................................................................................................................................3

Глава 1.

Жаргон японских уличных гонщиков на примере мультсериала

Initial D.............................................................................................................................................6

1.1 История уличных гонок....................................................................................................6

1.2 Аниме и манга....................................................................................................................7

1.3 Жаргон в аниме..................................................................................................................8

Глава 2.

Жаргон аниме-отаку................................................................……………......................………13

Глава 3.

Психологическое восприятие жаргонизмов представителей

двух исследуемых субкультур.....................................................................................................18

Заключение....................................................................................................................................21

Список используемой литературы..............................................................................................23

Введение

Арго (или жаргон) - особая разновидность языка представителей некой социальной общности. В основе появления арго лежит, во-первых, желание членов социальной группы противопоставить себя остальным ("мы" и "они"), а во-вторых, возникновение некоего поля реальности, в котором оказывается определенная группа людей, связанных общими профессиональными обязанностями или интересами. Предметы и сущности этой реальности не поддаются описанию и именованию средствами обычного языка, поэтому для заполнения смысловых лакун объекта деятельности данного сообщества необходима особая терминология. В качестве примера можно привести жаргоны моряков, продавцов, программистов, людей, увлекающихся компьютерными играми и так далее. Однако появление некоторого количества терминов еще не свидетельствует о возникновении арго, но уже позволяет определенной группе людей осознавать себя как отдельное сообщество, объединенное некими реалиями. Возникает противопоставление понятий "мы" - "они", характеризующееся возникновением самоименования. Постепенно происходит процесс становления арго, заключающийся в том, что понятиям или предметам, названия которых имеются в разговорном и литературном языке, даются особые наименования, подчеркивающие специфику представителей определенной социальной группы. Так, вместо Toyota Sprinter Trueno GT-APEX (AE86) употребляется термин ハチロクхати року, а комплекс слов Play Station заменяется вариантом プレイステイпурэйстэй. Кроме того, для многих субкультур свойственно брать себе псевдонимы в зависимости от того или иного рода деятельности. Иногда псевдоним берется лишь по той причине, что человеку просто не нравится имя, данное ему родителями. Чаще всего такое встречается среди подростков «переходного возраста», однако наблюдается и у представителей субкультуры アニメ・オタクанимэ-отаку.

Если взрослые представители того или иного сообщества склонны следовать нормам литературного языка, признавая его первенство, то более молодое поколение культивирует жаргонную лексику (идет активный процесс словообразования, и т.п.), что можно объяснить тем, что молодежь, как правило, отходит от языковых (моральных, этических) норм, в то время как старшая часть общества склонна этим нормам следовать.

В связи с этим интересна проблема выделения так называемого 若者語вакамоного "языка молодежи" или жаргона, свойственного представителям молодого поколения носителей определенной культуры и языка (в нашем случае - японского). Этот жаргон противопоставляется таким видам жаргона, как воровской жаргон, профессиональный жаргон и так далее. Можно ли говорить о существовании этой разновидности языка, противопоставленной другим арго и имеющей определенную лексическую цельность? Вероятно, ответ на этот вопрос будет положительным, если будет выделена отдельная субкультура молодежи, фактором принадлежности к которой будет являться возрастной критерий. Тем не менее это кажется несколько узким пониманием проблемы. Фактически, можно говорить о склонности молодежи к образованию субкультур, причем по сфере интересов и внутреннему содержанию они зачастую отличаются друг от друга или даже противопоставлены. Целесообразно ли говорить о существовании цельной молодежной субкультуры? Представители разных сообществ зачастую не понимают друг друга, так как в их жаргонной речи нет ничего общего.

Некоторые исследователи предлагают разделять термины жаргон и арго, определяя первый как "язык определенной социальной группы, не ставящий целью сокрытия чего-либо", а второй - как "язык социальной группы, созданный специально в целях сокрытия, кодирования информации". Однако такой феномен изначально был свойственен преступным группировкам, и только в последствии он настолько закрепился в остальных субкультурах, что возникновение «непонятных» слов для людей не входящих в эту субкультуру, стало бессознательным процессом. По этой причине такое разграничение не очень точно отражает внутреннюю сущность языка субкультуры: нецелесообразно говорить о "цели" создания или существования языка. Язык не создается специально человеком (или группой людей), он возникает исходя из социальной потребности общества, и причины возникновения этой потребности различны. Функция "сокрытия информации" присуща, в основном, воровским, преступным сообществам, и она классифицируется в зависимости от деятельности этой социальной группы.

Таким образом, можно говорить о жаргоне как культурном явлении, выполняющем социальные функции, соответствующие особенностям данной группы.

Способы образования арго

Внутренняя структура арго имеет следующие особенности:

1) Арго образуется на языке-основе, а именно в языке, носителями которого являются представители социального общества.

2) Различия арго от языка-основы заключаются только в лексике, то есть не происходит изменений в грамматическом и фонетическом плане. Подтверждается это тем, что носители арго (как и неносители) воспринимают его как свой собственный.

В качестве способов словообразования можно привести следующие приемы, с помощью которых образуются новые слова. Для японского языка наиболее характерным является заимствование слов из английского языка с трансформацией произношения на японский манер. Например, такое слово, как "ハレン・アニメ" харэн анимэ произошло от английского harem anime, а ゲーム・センター гэ:му сэнта: – от английского game center и так далее. Подобное явление в японском языке называется 外来語 гайрайго, многие лексические единицы которого перешли в стандартный японский язык благодаря 若者語 вакамоного и жаргону различных субкультур.

Суммируя все вышеизложенное, можно сказать, что образование жаргонизмов происходит только на лексическом уровне, поэтому жаргон нельзя назвать языком в полном смысле этого слова, несмотря на то что лексический состав оказывается замещен в очень большом объеме (иногда на 70-80%). Кроме того, жаргон служит одной из основных причин образования новой лексики и новых семантических значений у уже существующих в стандартном языке лексических единиц.

Цель данной работы заключается в освещении двух японских субкультур (уличных гонщиков и анимэ-отаку) и в рассмотрении психологического аспекта употребления жаргонизмов, который является необходимым для полного понимания сущности арго.

В современном японоведении арго является сравнительно мало изученной сферой японского языка и, как любое лингвистическое явление, должно быть исследовано. Как уже говорилось, арго является одним из источников словообразования, поэтому, следя за развитием жаргонной лексики, можно многое узнать о неологизмах. Исследования арго позволяют лучше понимать японскую молодежь и углубляться в развитие различных японских субкультур, подробно изучать разговорную лексику и следить за появлением жаргонных слов в литературном языке.

Глава 1.

Жаргон японских уличных гонщиков на примере мультсериала Initial D (頭文字D касирамодзи D или イニシャル D инисяру D)

1.1 История уличных гонок

Уличные гонки (далее стрит-рэйсинг) – это гонки на автомобилях, которые проводятся на общественных дорогах. Это нелегальный вид спорта, запрещенный правилами дорожного движения, поэтому дорожные службы стараются пресекать такого рода соревнования. Однако из-за того, что такие соревнования проводятся слишком часто, гонщиков либо совсем не ловят, либо им удается скрыться от полиции.

Стрит-рэйсинг впервые появился около 50-ти лет тому назад в США, где из-за отсутствия горных дорог наиболее распространенным, вплоть до сегодняшних дней, остается так называемый drag race. В Японии же стрит-рэйсинг стал наиболее популярным около 30-ти лет назад.

Легендарный японский гонщик Такахаси Кунимицу, прославившийся безупречным прохождением так называемых «апексов» (от англ. Apex – «вершина, верх» – место в повороте, когда машина находится максимально близко к внутренней стороне дороги перед поворотом) на высокой скорости, а потом прохождением всего поворота с помощью «дрифта», сохраняя при этом высокую скорость. Его агрессивная техника обеспечила ему победу во многих соревнованиях, а так же толпу поклонников, которые наслаждались зрелищем горящих покрышек.