Смекни!
smekni.com

работа по литературе стран изучаемого языка (стр. 1 из 5)

МосГУ

Кафедра лингвистики

Художественное своеобразие поэмы

Байрона «Дон-Жуан».

Курсовая работа

по литературе стран изучаемого языка

студентки III курса

факультета международных отношений

группы Л-301

Марии

Москва

2007

Содержание:

Джон Гордон Байрон. Биография стр. 3

Введение стр. 5

Глава I: История написания поэмы Байрона «Дон-Жуан» стр. 6

Глава II: Развитие линии главного героя в поэме «Дон-Жуан» стр. 9

Глава III: Историзм и художественные приемы в поэме «Дон-Жуан» стр. 13

Глава IV: Жанровое определение поэмы «Дон-Жуан» стр. 22

Заключение стр. 26

Список литературы стр. 29

Джон Гордон Байрон

(George Gordon Byron. 22.01.1788-19.04.1824)

22.01.1788 Лондон, Великобритания - 19.04.1824

Английский поэт. Родился в Лондоне, происходил из древнего знатного, обедневшего и опустившегося рода, учился в аристократической школе в Гарроу, потом в Кембриджском университете; в 1806 анонимно напечатал книгу легких стихов "Fuggitive pieces", которую сжег, по совету знакомого; в 1807 издал под своим именем сборник стихов "Часы досуга" (Hours of Idleness), вызвавший резкую критику со стороны журн. "Edinburgh Review" (автор - будущий либеральный министр Брум). Байрон ответил сатирой "Английские барды и шотландские обозреватели" и отправился путешествовать (Испания, Мальта, Албания, Греция, Турция); дорогой вел стихотворный дневник, который по возвращении [1812], издал в переработанном виде под заглавием "Паломничество Чайльд-Гарольда" (Child-Harold’s Pilgrimage, 1 и 2 чч.). Поэма сразу сделала его "знаменитостью". В этом же году выступил в палате лордов с двумя политическими речами, из которых одна была посвящена критике закона, направленного против рабочих, виновных в разрушении машин. Литературное творчество и политической деятельность сочетаются с рассеянным образом жизни светского дэнди (наиболее продолжительная связь - с Каролиной Лам-Ноэль, изобразившей его весьма тенденциозно в своем романе "Glenarvon"). В период от 1812-1815 Б. создает ряд поэм ("Гяур" - "The Giaour", "Абидосская невеста" - "The Bride of Abydos", "Корсар" - "The Corsair", "Лара" - "Lara"). В 1815 женился на мисс Мильбэнк, с которой в следующем году разошелся; ее тенденциозные данные о Байроне послужили для американской писательницы Бичер-Стоу материалом для ее книги против Байрон Завершая цикл поэм "Осадой Коринфа" (The Siege of Corinth) и "Паризиной", Байрон покидает навсегда Англию, где его разрыв с женой вызвал негодование лицемерного светского и буржуазного общества. Он поселился [1816] в Швейцарии, где подружился с Шелли и написал поэмы: "Сон" (The Dream), "Прометей", "Шильонский узник", (The Prisoner of Chillon), "Тьма" (The Darkness), "Чайльд-Гарольда" и первые акты "Манфреда". В 1818 Байрон переехал в Венецию, где создал последний акт "Манфреда", IV ч. "Чайльд-Гарольда", "Жалобу Тассо" (The Lament of Tasso), "Мазепу", "Беппо" и первые песни "Дон-Жуана". В 1819 познакомился с граф. Терезой Гвиччиоли (послужившей оригиналом для Мирры в его трагедии "Сарданапал"), под влиянием которой изучал итальянскую историю и поэзию, написал "Пророчество Данте" (Prophecy of Dante) и пьесы: "Марино Фальери" и "Двое Фоскари" (Two Foscari). В 1820 в Равенне примкнул к революционному движению карбонариев; здесь же написаны: мистерия "Каин", сатира против Саути, "Видение суда" (Visie of the Judgement) и "Небо и земля" (Heaven and Earth). В 1821 переехал в Пизу, где вместе с Гент (Leigh Hunt) издавал политический журнал "Либерал" (первоначально "Карбонарий"), продолжая работу над "Дон-Жуаном". В 1822 поселился в Генуе, где написал драму "Вернер", драматическую поэму "Преображенный урод" (The Deformed Transformed) и поэмы: "Бронзовый век" (The Age of Bronze) и "Остров" (The Island). В 1823 отправился в Грецию участвовать в национально-освободительной войне против Турции, заболел и умер 19 апреля 1824. Незадолго до смерти написал стихотворение "Сегодня мне минуло 35 лет", где выражал надежду (не сбывшуюся) умереть на поле битвы. Смерть Байрона вызвала на континенте в либеральной части общества чувство печали и была оплакана Гёте (во II ч. "Фауста" в образе юного, погибающего после чудесного взлета, Эвфориона), у нас Пушкиным ("К морю"), Рылеевым ("На смерть Байрона").

Введение

Цели и задачи: Дж. Г. Байрон (George Gordon Byron; 1788-1824) является величайшей фигурой европейской литературы начала XIX в. Его творчество обширно и многогранно. В нем нашли свое отражение идеи Просвещения, предопределившие во многом тираноборческий пафос поэзии Байрона и его знаменитую сатиру. Вместе с тем, Байрон выступает как новатор, крупнейший поэт Романтизма. Он разрабатывает ярчайшие темы и образы романтической литературы. Сама личность Байрона была для его времени символична. Но он не остался в рамках романтического направления, он постоянно искал пути к более объемному и глубокому освоению действительности.

Таким вершинным произведением Байрона стала его поэма «Дон-Жуан». В данной курсовой работе мы обратимся именно к этой поэме, раскрывшей характерные грани зрелого творчества Байрона.

Поэма была незакончена, но даже в таком виде она дает возможность почувствовать новое качество байроновского художественного видения – его движение к синтезу романтиков с новым реалистическим движением. Художественное своеобразие поэмы является основным предметом анализа в нашей работе.

План работы:

В главе I: проследить историю написания поэмы. Выявить причины, повлиявшие на ход работы Байрона.

В главе II: рассмотреть развитие линии главного героя в поэме «Дон-Жуан» и определить его роль в поэме.

В главе III: раскрыть историзм поэмы Байрона «Дон-Жуан». Проследить с помощью каких художественных средств автор смог передать свои мысли.

В главе IV: определить к какому жанру относится произведение Байрон «Дон-Жуан».

Глава I: История написания поэмы Байрона «Дон-Жуан»

Упоминание о «Дон-Жуане» появляются в переписке Байрона в июле 1818 года. 3 июня он начал писать первую песнь, кончил черновую редакцию 6 сентября и, продолжая обрабатывать и расширять ее, одновременно взялся за вторую песнь. К середине января 1819 года была уже готова.

С самого начала Байрон предчувствовал, что натолкнется на сопротивление своего постоянного издателя Мерея и всего круга его друзей, в число которых входили такие близкие к самому Байрону люди, как Томас Мур и Джон Кем Хобхаус. Действительно, уже в январе Байрон получил письма, протестующие против непристойности первой песни и заключенных в ней намеков на жену автора. Байрон защищался, ссылаясь на великих предшественников, и уверял, что пишет самую нравственную поэму на свете!

Несмотря на сопротивление Мерея, первые две песни были по настоянию Байрона опубликованы 1819 года. Тогда же была начата третья песнь, но большая часть ее написана в течение сентября. Она была слишком длинной и потому была разделена на две песни (третью и четвертую). После долгих и раздражительных стычек с издателем все три новые песни вышли 8 августа 1821 года.

На «Дон-Жуана» и его анонимного (но всем известного) автора обрушились «скальпирующие» рецензии[1], предостережения, советы, увещевания сыпались на Байрона со всех сторон, и он усомнился, в первый и последний раз, в целесообразности дальнейшей работы над «Донни Джонни». Он объявил, что графиня Гвиччоли, оскорбленная неприличием нескольких эпизодов, взяла с него слово оставить работу над поэмой.

Несомненно, запрет графини был для поэта только предлогом, за которым скрывались его разочарование, колебания и новые нетерпеливые поиски. В июле 1822 он сообщил своим корреспондентам, что получил разрешение от графини вновь продолжить работу над «Жуаном». «Никакие крики не остановят меня,- писал он. – Публика теперь ненавидит меня, но она не помешает мне сказать тиранам, которые пытаются растоптать мысль, что их троны будут потрясены до самого основания».

So much the better!--I may stand alone,
But would not change my free thoughts for a throne.

[XI, 90][2]

Движим этим стремлением, поэт писал быстро. В начале декабря уже была написана двенадцатая песнь. В ноябре 1822 произошел давно подготовляющийся разрыв с Мерреем, и 23 декабря Байрон передает «Дон-Жуана» издателю Джону Хенту, деятельному стороннику радикальной английской политической системы. К 6 мая 1823 года кончает шестнадцатую песнь, после чего пишет только четырнадцать строф незавершенной семнадцатой песни.

Последние главы были опубликованы незадолго после смерти поэта в 26 марта 1823 года. А первое полное издание поэмы вышло в 1833, оно включало также напечатанное ранее «посвящение» к поэме, направленное против «двух Робертов» - Саути и министра Карслея.

Работая над историей «Дона Джонни», Байрон сознательно обращается к итальянским образцам.

Первым «итальянским» увлечением Байрона был Франческо Берни (1498-1533). Он заимствует у поэта многие сатирические приемы – ироническое использование латинских цитат, пристрастие к игре слов, нарочито высокие нелепые сравнения, которым резко противостоят прозаический разговорный стиль.

Сам замысел комического эпоса продиктован изучением поэмы Луиджи Пульчи (1432-1481) «Морганте Маджоре».

Большую роль сыграли поэмы Джованни Батиста Касти. По мнению комментаторов, «русские» песни «Дон-Жуана» [IX-X] представляют откровенное заимствование из «Татарской поэмы» Касти (1787). Герой ее романа Томмазо Скадассале, попал в плен к багдадскому халифу, выкрали из его гарема красавицу и вместе с ней бежал. После длительных похождений он попадает в Петербург и становится фаворитом Екатерины II.

«История написания «Дон-Жуана», - заявляет литературовед Бойд, - это история байроновской декларации независимости от Мерея и критиков, от модной британской сентиментальности и от торийской политики»[3]