Смекни!
smekni.com

«Институт фотомоделей как инфраструктура рекламы» (стр. 4 из 10)

Помимо определённого образа женщины , этому направлению свойственна сюжетность, в рамках которой разыгрывались забавные бытовые сценки в знакомых декорациях, что подчёркивало «реализм» пикантных ситуаций[57]. Одновременно это помогало сохранять баланс между романтическими мечтаниями и откровением эротики.

Вдохновением для создания таких образов художникам и фотографам служили секс-символы того времени – манекенщицы и актрисы, которые составляли большинство изображённых на подобных иллюстрациях.[58] Это особенно способствовало повышению продаж журналов, публиковавших таких красоток на обложках, так как именно ради этих изображений коллекционеры-любители скупали такие журналы.[59] Появлялись также афиши к фильмам с использованием такого приёма, самая известная была создана Альбертом Варгасом, одним из самых известных творцов в этом стиле (также существует термин «Varga girl» - девочки, нарисованные им), к фильму с Бетти Грейбл «Луна над Майами» в 1941 году (рисунок 14 в Приложении).

Однако не только журналы использовали эти популярные образы для своего продвижения, хорошо известна реклама Coca Cola того времени, созданная виртуозами Чарльзом Дейном Гибсоном и Ховардом Чендлером Кристи, которые только перерисовывали, а то и просто накладывали краски поверх фотографий девушек [60] (рисунки 15 и 16 в Приложении). Этот стиль был использован и в другой знаменитой рекламе зажигалок Zippo, для которой был создан специальный образ так называемой Windy girl, используемый в течение конца 1930-х – начала 1940-х годов и затем возобновлённый в 1992 году.[61] Первая реклама с этим образом, а также два варианта его использования в качестве гравюры на зажигалке представлены на рисунке 17 в Приложении.

Такие традиции воплощения образа идеальной, привлекательной женщины в стиле pin up сохранились до 50-х годов XX века, когда их сменили более развратные изображения, а затем началась эпоха журнала Playboy.[62]

Таким образом в первой половине XX века в ответ на социальные потребности общества, в основном в лице мужчин, возникает особое направление графики, воплощающее самые желанные и востребованные образы женщин того времени. Очень часто прототипами таких плакатов становились известные актрисы. Pin-up приобретает особое значение в Америке в годы Второй мировой войны, так как эти изображения служат памятью о родных краях и, стимулируя определённые эмоции, настраивают на скорейшее возвращение домой, а следовательно, укрепляют дух солдат.

2. Появление супермоделей. Выдающиеся модели XX века.

2.1. От актрис к супермоделям. Понятие «супермодель».

С начала XX века появилась тенденция использования в качестве моделей известных женщин, обладавших определённым статусом в обществе: русские балерины, открывшие Европе красоту национального стиля, русские аристократки, которые привнесли профессионализм благодаря присущим им манерам и знаниям, и, наконец, актрисы, чьи изображения служили основой создаваемых плакатов в стиле Pin up. Эта тенденция сохранилась вплоть до второй половины XX века, когда в моде и рекламе появились девушки, которые стали широко известными исключительно благодаря модельной профессии и получали за это более чем высокие гонорары.

Этот феномен получил название супермодель. Считается, что правом называться супермоделью обладают только те, кто получает самые высокие гонорары и имеет контракты с крупными фирмами на внушающие суммы[63], а также для обладания таким титулом необходимо «в краткие сроки засветиться на всех главных обложках, чтобы люди узнавали вас повсюду»[64].

Историки моды титул первой супермодели приписывают различным манекенщицам разных времён, ранее в первой главе уже упоминалось, что по одной из версий таковой называют Мари Верне, жену Чарльза Ворта, которая первой начала представлять клиентам творения мужа. Однако с нашей точки зрения, это предположение скорее ошибочно, если отталкиваться от вышеописанных необходимых условий обладания таковым титулом. Согласно другой версии первой супермоделью называют девушку, которая в 60е годы XX века изменила представления о женской красоте – Твигги. На наш взгляд она вполне отвечает необходимым условиям, поэтому именно с неё мы продолжим исследование развития профессии фотомодели, новым витком в котором стало появление так называемых супермоделей.

2.2. Образы женщин первой половины XX века. Девочка-подросток Твигги 60х годов.

Популярность Твигги, на которую опирается предположение о её первенстве среди супермоделей, была обусловлена попаданием в социальный контекст 60х годов XX века. В целом эта тенденция особенно чётко просматривается с начала века, когда начала изменяться роль женщины, а вместе с тем и её образ и, следовательно, каноны красоты. Про изменения, вызванные Первой мировой войной, уже упоминалось в первой главе. В 30-е годы женский облик элегантен и насыщен некоторой холодной, равнодушной красотой, его отражают актрисы Грета Гарбо (рисунок 18 в Приложении) и Марлен Дитрих (рисунок 19 в Приложении). Однако ближе к 40-ым годам женский образ становится более мужественным и приобретает некоторые милитаристские детали (накладные карманы, погончики, ремешки).[65] А с окончанием второй мировой войны облик женщин вновь смягчается, и коллекция 1947 года «New look» («Новый взгляд»), представленная Кристианом Диором знаменует начало самой женственной моды XX века. Соответствующим становится и образ женщины – тонкая талия, пышная грудь и округлые бёдра – который воплощают собой Мерилин Монро, Бриджит Бардо, Софи Лорен[66], представленные на рисунках 20, 21 и 22 в Приложении.

Послевоенное время отразилось не только в возращении к женственности, но и в возросшей ценности рождения детей («беби-бум» от англ. «baby-boom»). В 60-е годы XX века это сказалось на перемещении центра общественной и культурной жизни в сторону молодёжи[67], которая стала экономически независимой и хотела во всём быть особенной, радикально отличаться от старшего поколения. Образцом для подражания для этих молодых людей стала Лесли Хорнби – девочка-подросток с широко распахнутыми печальными глазами и длинными густо накрашенными ресницами, с короткой мальчишеской стрижкой и по-детски пухлыми губами, с плоской грудью и узкими бёдрами (рисунок 23 в Приложении). В целом, она была полной противоположностью господствовавшим до неё канонам красоты, согласно которым женщина была сформировавшейся, с соблазнительными и зазывными формами. Пропорции тела Лесли Хорнби хорошо отражает её прозвище – Твигги, означающее «тростинка», «прутик», «веточка».[68]

Твигги, действительно, в короткие сроки появилась на множестве обложек самых крупных журналов, самые известные фотографы хотели работать с ней, она стала воплощением идеала девичьей красоты, бросающей вызов своей наивностью с оттенком сексуальной агрессии.[69] Помимо внешности, соответствие духу времени отражалось ещё и в одежде, которую она рекламировала: в моду вошли мини-юбки и короткие платьица простых силуэтов с минимум отделки, украшенные пластиковой бижутерией[70] (рисунок 24 в Приложении). В целом этот стиль полностью противоречил «роскошной» моде предыдущих поколений, навеянной коллекцией Диора, а Твигги идеально подходила для передачи нового образа. Однако здесь важно отметить, что Твигги стала не только подходящим образом для демонстрации одежды, но она стала одной из первых моделей, чьё поведение и манера держаться считались эталоном и тщательно копировались. Именно её образ положил начало стремительной направленности на худобу, для достижения которой женщины были готовы на многие жертвы.

По мнению известного фотографа того времени, Ричарда Аведона, «женщины каким-то образом способны передавать аромат эпохи, в которой живут, и Твигги, оказываясь в свете софитов, ставит перед камерой всё своё поколение»[71]. Твигги стала одной из первых моделей, которые привлекли к себе столь пристальное внимание и отражали существовавшие каноны красоты. Также в последующие годы известными стали Лорен Хаттон (рисунок 25 в Приложении), Джерри Холл (рисунок 26 в Приложении), Верушка (рисунок 27 в Приложении) и другие. Они обладали яркой внешностью, также как и Джиа Каранджи (рисунок 28 в Приложении), которая стала одной из самых ярких брюнеток на рубеже 70х и 80х годов. Таким образом, в 70е годы наметилась направленность на неоспоримую индивидуальность, которая отражалась к образах этих женщин.

2.3. Мода на яркую индивидуальность и деловитость.

Направленность на подчёркивание индивидуальности в полной мере раскрылась в 80-е годы, в особенности в женских образах, что отразилось и на одежде женщин. С одной стороны, в моде вновь появляется одежда с широкой линией плеч, которая создаёт сильный несколько мужественный образ. Также ещё с конца 70х годов появляется мода на спортивное и подтянутое тело, подкрепляемая возникновением различных способов достижения такой фигуры. В том числе становится особенно популярной аэробика, которую олицетворяет Джейн Фонда. Это приводит к появлению ещё одной тенденции в одежде женщин, подчёркивающей достигнутые формы – лосины, обтягивающие платья, мини-юбки с чулками в сеточку, становятся особенно популярными изделия из лайкры и стретча.[72] Дополняют образ массивные украшения и обильный броский макияж.