Смекни!
smekni.com

«Институт фотомоделей как инфраструктура рекламы» (стр. 6 из 10)

Кейт стала кумиром для подражания молодёжи, её худоба стала идеалом фигуры как для простых девушек, так и для будущих моделей, эта тенденция напоминала 60-е годы XX века и икону того времени Твигги. Обе эпохи стали порождением бунта молодёжи и желания подчеркнуть своё отличие от предыдущего поколения, однако, в 90-е годы эта тенденция вызвала гораздо больший отклик, скорее всего потому, что к этому времени уже существовала установка на подражание супермоделям, задающим каноны красоты, возникшая в конце 80х годов. В действительности, хотя до этого периода каноны красоты задавались известными актрисами и деятелями моды, такого массового воздействия ещё не было. Также в качестве причин такому явлению стоит выделить и то, что как и в 60е дизайнеры отреагировали на такие изменения стандартов красоты. Но если в 60е короткая юбка и простота силуэтов стали главными средствами отличия от предыдущего поколения, то в 90е годы этого было уже мало: в ответ на подчёркнутую сексуальность конца 80х появилась мода «унисекс», гораздо более сильно пропагандирующая отсутствие ярко выраженных женских форм. И эта мода стала очень популярной среди молодёжи несмотря на явные протесты общества, которые набрали полную силу в начале XXI века.

Однако на рубеже веков появилась ещё одна яркая тенденция, которая стала своего рода возвратом к началу XX, когда был огромный интерес к русским девушкам. В этот раз славянская красота стала востребованной с появления в модельном бизнесе, наверное, самой известной русской модели Натальи Водяновой.

Русская Золушка Наталья Водянова.

Во многом Наталья соответствует женскому образу 90х годов, заданному Кейт Мосс и Кельвином Кляйном: стройное телосложение, слабовыраженные женские формы и яркое, запоминающееся лицо с выразительным взглядом. Однако она олицетворяет совсем противоположный типаж: женщины-ребёнка, а не бунтующего подростка. Её «широко поставленные большие глаза небесного цвета, вздернутый нос, пухлые капризные губы»[95] создают манящий образ, сочетающий в себе непорочность и сексуальность (рисунок 39 в Приложении). Наталья появилась как раз на рубеже двух тенденций - «унисекса» первой половины 90х годов и «гламура» начала XXI века, и сочетала в себе отклики обеих.

Можно предположить, что славянская внешность обрела такую широкую популярность благодаря политическим событиям, в следствие которых открылся «железный занавес», и русские девушки так называемой третьей «русской волны», Евгения Володина и Анна Вялицына (все фамилии девушек начинаются на букву «В») (рисунки 40 и 41 в Приложении) стали своего рода диковинкой. Недаром Наталью часто сравнивают с Золушкой, так как она смогла добиться таких высот и выйти замуж на «принца» (её муж является потомком лордов), начав свою карьеру в Нижнем Новгороде. Она также как и Кейт Мосс стала лицом Кельвина Кляйна в 2003 году (рисунок 42 в Приложении), а позднее последовали и другие контракты.

Вообще конец XX – начало XXI веков ознаменовались интересом к новым стандартам красоты: одно время был большой спрос на японских моделей, одной из ярких представительниц моды на бразильянок является Жизель Бюндхен, которую многие выделяют как современную супермодель (рисунок 43 в Приложении). Однако современная среднестатистическая модель представляет скорее универсальный тип внешности, который можно трансформировать в различные образы с помощью стилистов и фотографов.[96]

2.4. Возвращение актрис в качестве основоположниц стандартов красоты и появление поп-певиц.

В целом же стоит отметить, что в конце XX века не только модельный бизнес задавал каноны красоты. Как упоминалось ранее, в конце 80х-начале 90х женские образы стали подчёркивать индивидуальность, как следствие, стали понемногу размываться чёткие стандарты красоты, диктовавшие определённые данные, и появилось множество разных типов внешности. Также характерной чертой стало стремление женщин к успешности и построению своей карьеры.

В таких условиях вновь усилилась тенденция соответствия актрис социально востребованным образам. В 90е годы появились актрисы, представлявшие стандарты, сильно отличающиеся от установившейся в модельной бизнесе моды на худобу, эти женщины, наоборот, обладали ярко выраженной сексуальностью. Улыбчивая Джулия Робертс после роли в знаменитом фильме «Красотка» была названа самой привлекательной женщиной, Шерон Стоун приобрела славу сексуальной роковой женщины после фильма «Основной инстинкт», также всеобщее внимание приковала Камерон Диаз после роли в фильме «Маска» и многие другие актрисы привлекали к себе внимание общественности, олицетворяя разносторонность и успешность женщин.[97] Отдельно стоит упомянуть о развившейся индустрии телесериалов: одним из самых популярных, приковывавших внимание (в основном мужское) стал сериал «Спасатели Малибу», где все девушки были привлекательными, сексуальными и активными, особенно выделялась Памела Андерсон, за которой закрепилась слава сексуальной блондинки.

Однако, можно отметить, что эти образы привлекали в основном более взрослую аудиторию, преимущественно мужскую. А молодёжь в конце 90х годов была увлечена развивающейся культурой поп-музыки, которую представляли такие популярные певицы как Бритни Спирс, Кристина Агилера, которые, к слову, соответствовали модным стандартам худеньких девушек в начале своей карьеры, хотя позже с взрослением обнаружили женские формы. Также популярны были Мерайя Кери и Дженнифер Лопез, которые обладают выдающимися формами. Таким образом, можно говорить о том, что на рубеже веков зародился новый стиль, определяющий образ женщины, - гламур. Этот термин обозначает собирательное обозначение роскошного стиля жизни, близости к общепринятым стандартам роскоши, шика и внешнего блеска.[98] Его хорошо отражают современные голливудские звёзды: Анджелина Джоли – яркая, самобытная красавица с пухлыми губами, блондинка Шарлиз Терон, представляющая классическую красоту, Моника Беллуччи, чья красота и уникальность не вызывает никакого сомнения, Халли Берри – роскошная темнокожая женщина, Дженнифер Энистон, отражающая простую внешность, соответствующую «калифорнийскому» типажу, Сандра Баллок, обладающая выразительными чертами лица, Пенелопа Крус с чувственными чертами лица, Скарлет Йохансон напоминает образ Монро, Кира Найтли хотя и не отличается пышными формами, обладает очень характерными чертами лица и многие другие.

С начала XX века актрисы и певицы стали всё чаще появляться на обложках самых популярных журналов и сниматься в рекламных кампаниях: Бритни представляла Pepsi, образ Моники Беллуччи был использован в рекламе туши DiorShow Extase от Кристиана Диора, Шарлиз Терон стала лицом аромата «J’adore» от Кристиана Диора, Пенелопа Крус была лицом фирмы Mango, производящей одежду, сейчас представляет косметологическую фирму L’oreal Paris и т.д.

Однако в современное время не только усилились возражения против излишней худобы моделей, вызвавшей множество проблем со здоровьем и самооценкой у молодого поколения, но и появились недовольства по поводу использования излишне идеализированных образов в рекламе. И уже существуют практики изменения подхода к выбору используемых образов (в особенности женских) в рекламе.

3. Образ модели в современных модельном и рекламном бизнесах

Изменения стандартов красоты касаются не только рекламы, но и модельного бизнеса в целом, хотя здесь они происходят гораздо медленнее. Тем не менее в этом процессе большую роль играют модельные агентства, предлагающие свои услуги в нахождении и подборе модели определённого типажа для создания необходимого образа.

3.1. Современные модельные агентства: его функции, особенности взаимоотношения с моделью и заказчиком, система рекрутинга и подбора модели для конкретного заказа.

Модельное агентство – это компания, представляющая моделей для работы в индустрии моды, а также для съёмок в рекламе. Можно сказать, что модельное агентство выступает в роли посредника между моделью и заказчиком, решая все организационные и финансовые вопросы. Поэтому основная функция агентства является весьма деликатной: «с одной стороны, оно должно гарантировать своим клиентам качественное выполнение заказа и уверенность в том, что модель полностью удовлетворит их требования; с другой — берет на себя обязательство перед моделью обеспечить ее работой с гарантированной оплатой».[99] Самыми известными и крупнейшими модельными агентствами являются: «Элита», имеющее отделения во многих странах, «Форд моделс», уважаемое агентство мира, «IMG» и «Метрополитен».[100]

Именно агентство занимается «раскруткой» модели, созданием, поддержанием и изменением её имиджа и, зачастую, её обучением модельному ремеслу. Агентство крайне заинтересовано в этом, так как оно получает фиксированный процент от суммы, которую клиент платит модели (обычно это около 20%), а также агентство получает комиссионные с модели (обычно около 2%). Эти суммы могут достигать сотен тысяч у.е., если модель становится востребованной.[101] Однако агентства находятся в несколько зыбком состоянии, так как основные контакты у модели складываются с её личным агентом, поэтому в случае, если он уходит из агентства, модель может последовать за ним, и тогда агентство теряет вдвойне.[102] Зачастую такое положение объясняется тем, что именно агент сыграл главную роль в восхождении модели, заметив её где-то на улице, в клубе или даже в аэропорту. Помимо непосредственно агента, будущую модель может встретить фотограф, модельер, визажист или любой другой деятель модельного бизнеса.[103] Случайный поиск является одним из возможных способов рекрутинга. Так были «найдены» Синди Кроуфорд, Клаудиа Шиффер, Кристи Тарлигтон, Наоми Кепмбелл и Кейт Мосс. Также рекрутеры посещают специализированные съезды моделей, конкурсы талантов и прочие подобные мероприятия в поисках новых лиц. Именно на подобном просмотре была замечена Наталья Водянова, после чего развитие её карьеры набрало огромные обороты.