В середине XIX века с появлением первого кутюрье Чарльза Фредерика Ворта были связаны также первые практики демонстрации одежды клиентам с помощью девушек-дублёров, чьи фигуры повторяли параметры заказчиц, что существенно упрощало коммуникацию модельера с клиентами. Однако роль модели сводилась лишь к соответствию пожеланиям модельера.
Изменение этого положения связано с процессом возникновения профессии манекенщицы в начале XX века, когда Европа и Париж были очарованы русскими аристократками эмигрантками. Именно они создали профессию манекенщицы благодаря своему воспитанию, знанию нескольких языков, манерам и умению преподнести себя и свой туалет. Основной для такой популярности стали, с одной стороны, интерес к русской культуре, опирающийся на «Русские сезоны» Дягилева, а с другой – изменения требований, предъявляемых к модели: теперь она должна была не только показывать, но и рассказывать о наряде.
Развитие профессии фотомодели продолжилось в популярном стиле середины XX века – Pin up. Для него свойственно изображение идеализированного образа привлекательной женщины с намёком на эротику, возникающем в результате «случайностей» (зацепилась и задралась юбка и т.п.). Этот стиль соответствовал социальным интересам общества, в особенности в лице мужчин.
Исследование этих этапов становления профессии манекенщицы позволило нам выявить особенности изменения образов, воплощённых с помощью моделей, в зависимости от социального контекста. Эти особенности также раскрылись в ходе рассмотрения образов, созданных выдающимися моделями XX века. В 60-е годы, когда наблюдался рост молодого послевоенного поколения, образцом для подражания для молодёжи, стремившейся отделиться от предыдущих поколений, стала Твигги. Эта девочка-подросток представляла образ, противоречивший господствовавшим до этого стандартам красоты, и за столь большую популярность некоторыми специалистами называется первой супермоделью.
Однако широкое распространение этот термин получил лишь в конце 80-х-начале 90-х годов, когда сразу пять ярких, привлекательных и уверенных в себе женщин стали широко известными. Синди, Кристи, Линда, Наоми и Клаудиа олицетворяли направленность женщин на подчёркивание собственной индивидуальности и стремление к успешности. В это время появилась мода на поддержание стройной фигуры. Однако уже в 90-е годы стандарты модельной красоты меняются в сторону излишней худобы, простоты и минимализма, а также стиля «унисекс» в одежде. Иконой для молодёжи вновь становится худенькая девочка, однако Кейт Мосс способствовала моде на гораздо более экстремальную худобу, нежели Твигги в 60-е годы. Причиной этому стала уже усвоенная с рубежа 80-90х годов установка на подражание супермоделям, а также сказалось активное продвижение Кельвином Кляйном стиля унисекс, отрицающего половую идентификацию.
Рубеж XX и XXI века был отмечен модой на необычных моделей, среди них выделялась славянская красота, ставшая диковинкой вследствие открытия «железного занавеса». Главной представительницей этой русской волны стала Наталья Водянова, отличавшаяся образом женщины-ребёнка, сочетавшим в себе непорочность и сексуальность.
Кроме того, в конце XX века возвращается тенденция, согласно которой большую роль в тиражировании социально востребованных образов играют актрисы (эта тенденция наблюдалась на протяжении XX века до прихода супермоделей). И большое количество актрис различных типажей становятся популярными благодаря направленности на подчеркнутую индивидуальность женщины. В начале XXI века это сформировалось в новый стиль, получивший название «гламур», его также олицетворяют поп-певицы, которые обрели особую популярность на рубеже веков. Все они представляют абсолютно разные образы женщин, но они неизменно успешны и в большинстве своём сексуально привлекательны.
Излишняя худоба, демонстрируемая модельным бизнесом и идеализированная красота представительниц стиля гламур привели к возросшему общественному недовольству искажёнными стандартами красоты. В ответ на это стали проводиться исследования, касающиеся особенностей восприятия женщинами образов, демонстрируемых в рекламе. Результаты показали, что женщины хотят видеть образы «обычных» женщин разного возраста, веса и цвета кожи.
В соответствии с этим, уже происходят некоторые изменения в модельном бизнесе – появился запрет на участие в некоторых показах слишком худых моделей, а также на подиуме стали появляться возрастные и полные модели.
Отреагировала и рекламная индустрия, одним из самых ярких примеров стала рекламная кампания Dove «за Истинную Красоту», представившая шесть разных типов внешности женщин.
Результаты нашего исследования показывают, что возникновение популярных образов в лице фотомоделей тесно связано с социальным контекстом времени, так как эти образы подчёркивают наиболее существенные черты и задают эффективные модели поведения. Постоянно изменяющиеся каноны красоты неизбежно связаны с событиями происходящими в различные эпохи. В целом можно сказать, что красота является суммой некоторых социальных запросов.
Таким образом, наша гипотеза о том, что наиболее популярные фотомодели персонифицируют социально востребованные образы, подтверждается в ходе исследования.
Список литературы:
1. Андреев Василий. Принцессы подиума. Русские эмигрантки - создатели профессии модели. Русский мир, 28.08.08. – Режим доступа: http://ricolor.org/europe/frantzia/fr/rus/model/ (дата обращения: 9.05.10).
2. Биография Клаудии Шиффер с сайта People’s History. – Режим доступа: http://www.peoples.ru/art/fashion/mannequin/schiffer/index1.html (дата обращения: 01.06.10).
3. Васильев А.А. Красота в изгнании: королевы подиума / Александр Васильев. – Изд. 8-е, в 2-х тт. Т.1. – М.: Слово / Slovo, 2008. – 352 с.
4. Васильев Александр. Русские дивы. О судьбах русских красавиц в эмиграции. – Режим доступа: http://www.inieberega.ru/node/39 (дата обращения: 9.05.10).
5. Гросс, М. Модель: Грязный бизнес прекрасных женщин. – СПб.: Ред. Фиш. ТИД Амфора, 2006. – 535 с.
6. Девушка на ветру: Windy Girl vs. Varga Girl и мистификация Zippo. – Режим доступа: http://zippocollector.ru/archives/408 (дата обращения: 15.05.10).
7. Денисова Саша. Худые толстые разные. Журнал «Русский репортёр» №8 (87), 5 марта 2009. – Режим доступа: http://www.rusrep.ru/2009/08/zhenskaya_krasota/ (дата обращения: 06.06.10).
8. Ермилова Д. Ю. История домов моды: Учеб. пособие для высш. учебн. Заведений / Дарья Юрьевна Ермилова. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — С. 11—15.
9. Журавлёва Ирина. Долой с подиума тонких и звонких. – Режим доступа: http://www.adme.ru/vesna/doloj-s-podiuma-tonkih-i-zvonkih-oni-76655/ (дата обращения: 06.06.10).
10. История Pin-up. Ресурс, посвящённый этому направлению графики. – Режим доступа: http://pinup.su/istoriya_pin_up.html (дата обращения: 15.05.10).
11. Кирсанова.Раиса Из истории костюма русских императриц. РОССИЯ / RUSSIA. Вып. 3 (11): Культурные практики в идеологической перспективе. Россия, XVIII - начало XX века. М.: ОГИ, 1999, с. 71-81. – Режим доступа: http://ec-dejavu.ru/f-2/Fashion.html (дата обращения: 6.05.10).
12. Красильникова Александра. В чем секрет Твигги? – Режим доступа: http://www.fashionbank.ru/articles/article2251.html (дата обращения: 17.05.10).
13. Красота – страшная сила. – Режим доступа: http://spletnik.ru/blogs/krasota/6665_krasota_strashnaya_sila/comments/3 (дата обращения: 02.10.06).
14. Кристи Терлингтон. – Режим доступа: http://www.glamurnenko.ru/modules.php?name=Newsmain&file=article&sid=109 (дата обращения: 01.06.10).
15. Курий Сергей. Каким был идеал женской красоты в 1930-40-е годы? Опубликовано 19.09.2008. – Режим доступа: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-20162/ (дата обращения: 29.05.10).
16. Курий Сергей. Каким был идеал женской красоты в 1950-е годы? Опубликовано 23.04.2009. – Режим доступа: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-26562/ (дата обращения: 29.05.10).
17. Курий Сергей. Каким был идеал женской красоты в 1960-1970-е годы? Опубликовано 24.04.2009. – Режим доступа: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-27813/ (дата обращения: 29.05.10).
18. Курий Сергей. Каким был идеал женской красоты в 1980-1990-е годы? Режим доступа: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-29368/ (дата обращения: 30.05.10).
19. Линда Евангелиста. – Режим доступа: http://www.fashionbank.ru/articles/article553.html (дата обращения: 01.06.10).
20. Личагина Полина. Клаудия Шиффер о конце мира супермоделей. – Режим доступа: http://www.fashiontime.ru/news/6481.html (дата обращения: 28.05.10).
21. Личагина Полина. Топ-модели 80-х: своя лига. – Режим доступа: http://www.fashiontime.ru/article/8366.html (дата обращения: 01.06.10).
22. Медников Ян. Pin-up: «Прикольные» девчонки Америки. Зеркало недели № 7 (331) 17 — 23 февраля 2001. – Режим доступа: http://www.zn.ua/3000/3050/30082/ (дата обращения: 15.05.10).
23. Наталья Водянова. – Режим доступа: http://www.fashionbank.ru/articles/article124.html (дата обращения: 02.06.10).
24. Нерсесов Я.Н. Они определяли моду / Нерсесов; худож. Г.Н.Соколов. – М.: АСТ : Астрель : Транзиткнига, 2006. – с. 161-170.
25. Оссовский Александр. Американская история в картинках – тонкий намёк в стиле Pin-up. – Режим доступа: http://www.antiquatoria.ru/n17-18-pin-up.html (дата обращения: 15.05.10).
26. Результаты исследования «Вся правда о красоте». – Режим доступа: http://www.campaignforrealbeauty.ru/lang/content/articles/Global%20study%20results.pdf (дата обращения: 08.06.10).
27. Роль модельного агентства в карьере модели. – Режим доступа: http://www.fashionbank.ru/articles/article133.html (дата обращения: 14.06.10).
28. Сайт «Кампании за Истинную красоту» http://www.campaignforrealbeauty.ru (дата обращения: 08.06.10).
29. Сайт, посвящённый Сидни Кроуфорд: http://www.cindycrawford.com/
30. Светлана Клео-Падерина. От Довимы до Натальи Водяновой: как менялись каноны красоты. – Режим доступа: http://www.kleo.ru/items/fashion/models.shtml (дата обращения: 02.06.10).
31. Словарь искусств. Пандора. – Режим доступа: http://chgal.ssu.samara.ru/Slovar%20iskusstv/slovar%20pandora.html (дата обращения: 6.05.10).
32. Степановна Ильмира. Гардероб для модной куклы – История Fashion Dolls. Петербург, 2009 г. – Режим доступа: http://www.antiquedolls.ru/article/15.html (дата обращения: 6.05.10).
33. Что такое Pin Up? Ресурс, посвящённый этому направлению графики. – Режим доступа: http://pinup.su/pin_up.html (дата обращения: 15.05.10).
34. Эрик Бин и Дженни Биднер. Что нужно сделать для того, чтобы вас «открыли». Источник: "Как сделать карьеру в модельном бизнесе". ООО Издательство "Астрель". – Режим доступа: http://www.fashionbank.ru/articles/article572.html (дата обращения: 06.06.10).