В нашем исследовании цветообозначения рассматриваются в светоцветовой среде, в которой, как составляющей эпифанической модели художественного текста, актуализуется смена макроструктурных колец.
Исходными для нашего понимания светоцветовой среды в идиостиле Джеймса Джойса являются три цветовых кода, которые, по Н.В. Серову, положены в основу интеллектуальной деятельности: 1) категоризация цвета и их архетипы; 2) бессознательный процесс цветоощущения; 3) «озарение» творческого мышления. Как убедительно показывает Н.В. Серов, в творческом мышлении свойства, приписываемые предметам, нередко расходятся с архетипом цвета, оттенка или колорита (голубые глаза, небо, лед и кожа утопленника) [17, с.32-33]. Подтверждением тому является известная схема «Улисса», в которой Джойс собственноручно приводит цветовую ассоциацию эпизодов. Любопытно, что в эпизоде «Нестор», «коричневом» по джойсовскому цветоощущению, это цветообозначение ни разу не употребляется [20, с.36]. Очевидно, следует различать непрерывность цветоощущения и дискретность цветообозначения [20, с.45].
Для анализа светоцветовой среды в идиостиле писателя представляется плодотворной идея о передаче цветового мироощущения в виде фокусов, которые постоянно сближаются или удаляются друг от друга [20, с.45]. Цветовые фокусы, как подчеркивает Е.С. Кубрякова, имеют корреляты в нейрологических особенностях восприятия цвета и, по-видимому, предшествуют лингвистической категоризации [20, с.45]. В антиномиях света и тьмы происходит глубинное познание мира, причем сема света во всех языках обнаруживает связь с семой разума [20, с.45].
В эпифанической модели художественного текста светоцветовая среда образуется фокусами, или пучками светоцветового ощущения. Их упорядочение основано на понятийных универсалиях «видеть», «время», «место» и «подобие», установленных А. Вежбицкой [5, с.285].
Итак, в светоцветовой среде представляется целесообразным выделить 6 фокусов. Ниже мы приводим их общую характеристику, которая будет проиллюстрирована примерами во втором, практическом разделе данного исследования.
1. Фокус ВИДЕНИЕ ЦВЕТА: доминантная речевая составляющая– металексема цвета, гипероним “colour”.
2. Фокус ХРОМАТИЧЕСКОЕ ВИДЕНИЕ (основной спектр): речевые составляющие представлены списком из 9 основных (первичных) цветообозначений в английском языке: “red”, “pink”, “yellow”, “orange”, “blue”, “violet”, “purple”,