Смекни!
smekni.com

работа на тему «Социально-психологические факторы употребления ненормативной лексики» (стр. 3 из 4)

Ввиду того, что конкуренция между такими видами СМИ как интернет и телевидение очень высока, эротика и фильмы, содержащие акты насилия, показываются все чаще на ТВ, для поддержания интереса со стороны зрителя. Ярким примером такого канала является НТВ. В его репертуаре агрессивные названия занимают более 40%, а сцены насилия содержатся почти в каждом втором фильме/сериале. А агрессивные мы включаем те, что содержат слова типа «убийца», «пистолет», «кровь», «месть», «смерть», «преступление» и т.п.

В результате того, что нецензурная лексика проникает во все сферы общественной жизни, и, в частности, в разговорную речь различных слоев населения, происходит существенное снижение «порога допустимости» использования НЛ в литературных текстах, спектаклях, операх, в шоу-бизнесе, в СМИ. Это способствует постепенной детабуизации (снятию запрета) психологического содержания, которое традиционно приписывается семантике и экспрессии обсценных слов и выражений, еще недавно считавшихся недопустимыми в цивилизованном общении.

2.2 Социальные слои и НЛ

Принципиально важным моментом в проблеме отношения индивида к НЛ всегда являлось его социальное происхождение. Традиционно считается, что чем ниже его социальный слой, тем активнее человек употребляет бранную речь. Это явление напрямую связанно с уровнем общего образования индивида, с его социальным окружением. Употребление НЛ так же зависит от степени владения родной речью. Если человек не владеет достаточным количеством слов, чтобы отобразить свое состояние, настроение, мысли, он прибегает к использованию НЛ. В этом случае при помощи нехитрых операций от 4-5 словооснов он может образовать достаточное количество производных. Нередко фраза на 70% может состоять из таких слов. А построение такого предложения не требует особо сильных умственных усилий.

Одними из представителей наиболее подверженным влиянию НЛ слоев являются люди страдающие алкоголизмом и наркоманией. Эти явления относятся к так наз. «социальным болезням» — заболеваниям, имеющим широкую социально-психологическую базу формирования и развития. У таких людей обсценная лексика в речи порой составляет чуть ли не 50% всех употребляемых слов.

Но, к сожалению, тяга к употреблению ненормативной лексики четко прослеживается и у вполне здоровых людей. Им так же свойственно упрощать общения, используя эти слова. Помимо этого явно проявляются функции НЛ описанные выше, например, показать что «человек - свой» и понимает прекрасно диалог товарищей.

Вопреки всем распространенным представлениям об уголовниках, в местах лишения свободы ненормативная лексика сравнительно мало используется. Это связано с жёсткими уголовными «понятиями», согласно которым каждый заключённый должен нести ответственность за всё им сказанное («отвечать за базар»), а многие устойчивые нецензурные выражения воспринимаются в буквальном значении. Например, посылание кого-либо на «три буквы» рассматривается как указание данному человеку, что его место — именно там, то есть как заявление о принадлежности его к касте «петухов». Невозможность доказать такое заявление может привести к тяжёлым последствиям для «пославшего».

Но самым восприимчивым слоем населения является молодежь. Именно среди студентов и школьников наиболее распространен Интернет (который, как было отмечено, почти не цензурируется). Пользователям этой сети прививается вполне толерантное отношение к мату. Так же серьезное воздействие оказывает телевидение. Почти все сериалы содержат в себе огромное количество изображения актов насилия. Ярко описывается уголовный мир, причем не с негативной стороны. В них активно употребляются различные грубые ругательства. Ребенок, периодически смотрящий подобные фильмы, воспринимает такое поведение, как норму, как признак взрослости. И стремясь проявить себя старше, начинает употреблять различные бранные слова.

Так же среди студентов нефилологических специальностей белгородских вузов (объем выборки составил 500 человек), 16,5% опрошенных студентов (по их собственному признанию) постоянно употребляют в своей повседневной речи НЛ, а с определенной периодичностью это делают еще 24,1% опрошенных. Использование НЛ в своей речи, по мнению молодых людей, позволяет сделать ее более эмоциональной, живой (так считают 32,6% участников исследования), быть лучше понятым среди людей (28,3%).

Активно употребляют НЛ сегодня на улицах города, в общественных местах. Молодежь, автоматически оказывается под этим влиянием. Как было сказано и публичные люди нередко прибегают к ее использованию, будь то политик или шоу-мен.

В результате, при сочетании всех этих факторов, образуется вполне спокойное отношение к обсценной и ненормативной лексики почти во всех слоях населения. Получается почти замкнутый круг.

Ребенок, начинающий ругаться матом, хочет подчеркнуть свою взрослость, независимость перед сверстниками, товарищами. Проявить себя как отличного от них. Разумеется, в глазах друзей он становится примером для подражания. Образуется, например, группа людей, активно употребляющих НЛ. Человек, попадая в такую группу, чтобы не выделяться начинает следовать принятому способу общения. В итоге мы видим, что НЛ является как инструментом обособления использующего ее индивида, так и, наоборот, инструментом слияния с группой.

2.3 Культура и НЛ

Современный мир – это глобализованный мир. Мир, в котором нет четких этнических и культурных границ. Развитие технологий позволяет за пару секунд переслать информацию из одного конца Земли в другой. В результате стирания границ, смешения языков «растворяется» культурное наследие каждой нации. Это напрямую связанно с употреблением НЛ. В сознании человека исчезает табу на употребление бранной лексики, несущее историческо-культурный характер.

В христианстве и православии, в частности, употребление, ругани, мата, сквернословие, – это серьезный грех. Но сегодня религиозность если и популярна среди молодежи, то это скорее мода, нежели сознательное желание следовать ее принципам. Потому человек может вполне может считать себя православным и в то же время непристойно ругаться.

Как отмечает большинство исследователей, уровень современной культуры несоизмеримо ниже даже с уровнем начала прошлого века. В СМИ играет роль количество, а не качество. Например, популярны сериалы состоящие из нескольких сотен серий, при том, что ни о какой-либо стоящей актёрской игре или глубокомысленности сюжета в них, конечно, речь не идет. Зато они пересыщены как раз некогда табуированной темой насилия, секса и «бытовостью», чем и привлекают внимание.

Общие культурные ценности сегодняшнего социума так же довольно низки и материализованы. Высшим благом считаются деньги и предметное богатство. Человек при желании легко переступает границы этических норм для извлечения собственной выгоды. В таких случаях модно говорить: «это же бизнес, ничего личного». И совершенно естественным тогда оказывается то, что и отношение людей друг к другу становится сниженным, более потребительским. Пропадает культура общения. Все эти процессы взаимосвязаны.

Общий уровень агрессивности людей сегодня намного выше даже по сравнению с началом ХХ века. Главная ценность современности это информация. А людям свойственно проявлять особый интерес к информации о бедах, трагедиях, жертвах убийств и т.п. По этой причине и СМИ и культурные развлечения по возможности стараются наполнить выпуски подобные сюжеты. Это влияет на психику человека, отражаясь в том числе и на его поведении, языке, делая их более агрессивными. В итоге проявление агрессии становится модным, так как тот кто агрессивен, тот сильней, авторитетней.

Проникновение НЛ в разговорную речь в качестве ее постоянного элемента является признаком возрастания влияния бессознательных компонентов внутренней, смысловой стороны речи («фоновых» или подавленных эмоций, чувств, аффектов) и может интерпретироваться как усиление интолерантности, агрессии и насилия в обществе. Было проведено исследование связей некоторых коммуникативных качеств студентов-психологов с особенностями представлений о причинах употребления НЛ (авторская анкета, включающая 7 вопросов).

В исследовании приняли участие 75 студентов-психологов в возрасте от 19 до 21 года, обучающихся на третьем курсе факультета социальной психологии одного из ВУЗов Москвы. Из них всего 4% (3 человека) составляют юноши, остальные – девушки в возрасте от 19 до 21 года. Употребляют НЛ 93,3% опрошенных, соответственно, только 6,67% указали, что вообще не используют данную лексику в своей речи. Семь человек (9,33%) считают, что частота и интенсивность употребления НЛ никак не связана с усилением интолерантных тенденций в обществе (0 баллов из 10 возможных). Столько же студентов полагают, что между этими признаками существует максимальная зависимость (10 баллов из десяти возможных). В целом по выборке студенты оценили свою частоту применения НЛ на 2,6 балла (из 10). Взаимосвязь употребления НЛ и роста интолерантности, агрессии и насилия составляет, по мнению будущих психологов, 5,9 баллов (чуть более 50%).

Отсюда видно, что отношение к данной лексике в коммуникативной среде, в которой существуют студенты, двойственное. С одной стороны, это спокойное, нейтральное, нормальное и, зачастую, равнодушное отношение (54,7%), с другой стороны – это выраженная негативная оценка, в том числе друзей, близких, значимых людей к факту ее употребления (66,7%). Некоторые из участников исследования подчеркнули, что в их среде есть те люди, кто относится нейтрально или положительно к использованию НЛ, также как те, кто ее не приемлет. В целом, в коммуникативном пространстве студентов-психологов, и, соответственно, в их языковой среде, отсутствует определенное устойчивое отношение к факту употребления НЛ. Хотя некоторая тенденция проявления традиционного отношения к ней как к лексике табуированной, запретной – сохраняется у незначительного большинства.