Смекни!
smekni.com

работа по Православной педагогике Методическая разработка урока «Апостолы посланники Иисуса Христа» (стр. 2 из 4)

По Преданию на горе Фавор Господь избрал двенадцать апостолов, чтобы они всегда ходили с Ним и могли потом свидетельствовать о Нем и Его учении. Имена апостолов следующие: (при назывании имен показываются иконы апостолов). По древней традиции людям часто давались двойные имена.

1) Симон – Петр родился в Вифсаиде, жил в Капернауме, рыбак;

2) Андрей Первозванный - брат Петра, рыбак;

3) Иаков Зеведеев родился в Вифсаиде, рыбак;

4) Иоанн – Зеведеев – Богослов рыбак;

5) Филипп - родился в Вифсаиде;

6) Варфоломей или Нафанаил родился в Кане Галилейской;

7) Фома - прозванный Близнец, родился в Галилеи ;

8) Матфей (Левий) – мытарь ( сборщик налогов) родился в Капернауме;

9) Иаков Алфеев родился в Галилее;

10) Фаддей или Леввей (он же Иуда Иаковлев) – из Галилеи;

11) Симон -Канаит или Зилот, родился в Галилее;

12) Иуда Искариот, родился в Кариоте (Иудея) («который и предал Его» (Мф. 10,4)).

Святитель Николай Сербский о призвании апостолов пишет следующее: «То, что двенадцать человек, простого происхождения и ремесла, без войска и богатства, без земного блеска и силы, смогли оставить свои дома и родных и отправиться в мир проповедать Христово Евангелие, то есть нечто совершенно иное и противоположное всему тому, что мир дотоле считал истиною и благом, - не может быть объяснено ничем кроме Божией помощи» [3, с. 5].

Число двенадцать взято Христом не случайно. Согласно библейской традиции, Церковь Ветхого Завета происходила от двенадцати патриархов и, соответственно, делилась на столько же колен. Моисей поставил над ними двенадцать старейшин. Таким образом, избрание 12 апостолов указывает, что в недра старой церкви Иисус закладывает фундамент новой – христианской Церкви.

Позже, незадолго перед крестными страданиями, Иисус Христос избрал еще семьдесят апостолов. Имена их точно не известны. Если двенадцать были избраны по числу колен Израилевых, то семьдесят апостолов указывали на традиционное число мужей из старейшин Израилевых, из которых в пустыне был составлен особый совет «…чтобы они несли с тобою бремя народа» (Числ. 11,17).

Обучение апостолов

Иисус Христос не отвергает ветхозаветный закон Божий, но преображает его и дает новый закон спасения для людей. Ученики Иисуса были призваны «…чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов» (Мк. 3,14-15). Святые апостолы присутствуют рядом с Ним во многих новозаветных эпизодах. Чуть более трех лет ходили ученики – апостолы с Иисусом Христом, а с ними ходило еще множество народа. Учил часто Иисус притчами (притча - иносказание, в форме рассказа взятое из повседневной жизни), а ученикам всегда объяснял сказанное (например: притча о сеятеле Мф. 13,3-24).

Господь Иисус Христос являл ученикам чудеса для укрепления веры и помощи страждущим. Впечатляет рассказ о том, как Иисус Христос пришел к ученикам по водам. Петр хотел тоже пойти, и по благословению Господа пошел, но усомнился и стал тонуть. Тогда Господь спросил: «…маловерный! зачем ты усомнился?» (Мф. 14,31). В этом рассказе мы видим характер Петра: его импульсивность, горячность, неумение сдерживать первые движения души.

Апостолы были свидетелями таких великих чудес как: чудо насыщения пятью хлебами и двумя рыбами пяти тысяч человек, чудо воскрешения умерших, чудо исцеления слепорожденного и многих других. Они слушали Слово Его, хотя многого тогда не могли уразуметь.

Великую силу дал Христос апостолам, когда послал проповедовать Царствие Божие к сынам Израилевым: «больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте» (Мф. 10,8). Этот благодатный дар врачует все нужды и скорби в жизни. На уроке нужно зачитать отрывок Мф. 10,18-20 - о помощи Духа Святого. Господь предостерегает учеников об опасностях, предупреждает о соблазнах тщеславия и сребролюбия. «Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях. И не бойтесь убивающих тело, души не могущих убить» (Мф. 10,27-28). Господь завершает наставление решительными словами: «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедую и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем моим Небесным» (Мф. 10,32-33). Разве существует для человека большая награда или большее наказание? Сами апостолы всегда говорили, что делают все силою Господа нашего Иисуса Христа.

Иисус показал Своим ученикам величие и красоту Царства Божьего на горе Фавор в момент Преображения и предсказал будущее: Свою Божественную славу, Свое распятие и Воскресение.

Двенадцать для Христа были не просто учениками и друзьями, как Он Сам именует их, они Его "Мать и братья" (Лк. 8,21). Он справляет Пасху в их кругу и, следовательно, смотрит на них как на Свою семью. Ведь этот праздник всегда считался домашним торжеством. Ярким примером Божественной любви служит эпизод, описанный в Евангелие от Иоанна, в тринадцатой главе, когда Христос перед Тайной Вечерей омыл ноги своим ученикам. «Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его» (Ин. 13,16). На Тайной Вечере Господь установил таинство Евхаристии и последний раз наставил учеников: «но кто из вас больший, будь как меньший, и начальствующий - как служащий» (Лк. 22,26).

Чаще всего в Евангелиях упоминается апостол Петр, как самый горячий, бесхитростный. Пройдя все испытания, он многих сможет обратить в христианство. Апостолу Петру Духом Святым открыто было, Кто есть Иисус. «Ты – Христос, Сын Бога Живаго» - так ответил Петр на вопрос Господа (Мф. 16,16).

Великую силу дал Господь ученикам: «И дам тебе ключи Царствия Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16,19). Ключ – образ прощения грехов. Эти «ключи» и право «вязать и решить» получил не один Петр, а все ученики - апостолы Христовы.

При поставлении учеников на будущее служение Спаситель "...дунул, и говорит им: Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся" (Ин. 20, 22—23). Эти слова породили в учениках веру в их Божественное посланничество, что они поставлены Господом на великое служение делу евангельского благовестия во всем мире: «как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Ин. 20, 21). Всем апостолам была дана власть отпускать грехи.

Господь говорил своим ученикам: «что вы свяжете на земле, то будет связано не небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18, 18). Какие великие права дает Господь апостолам, а в их лице всем их преемникам – пастырям Церкви. «Иереи, - пишет святитель Иоанн Златоуст, - обитают еще на земле, а допущены распоряжаться Небесным, получили такую власть, какой Бог не дал ни Ангелам, ни Архангелам» [2 с. 354]. Имеется в виду отпущение грехов в Таинстве покаяния. По Воскресении Своем Господь препоручает апостолу Петру и всем апостолам пасти Свое духовное стадо.

Нельзя сказать, что за три года сильно изменились ученики, хоть и удостоились слышать учение Самого Господа. Часто возникали у них сомнения, недоумения, то споры о том, кто первый, то одолевал их сон, когда нужно было бодрствовать. Впоследствии - страх, трусость, отречение Петра, бегство всех, кроме апостола Иоанна.

Христос восстанавливает апостола Петра после его отречения троекратным вопросом «Любишь ли ты Меня?» и троекратно Петр отвечает «Люблю». Это говорит всем нам, что Господь прощает людей искренне покаявшихся.

Судьба одного ученика Иуды Искариота отличается от других. Он предал Христа. «Иуда! Целованием ли предашь Сына Человеческого?» (Лк. 22,48) У Иуды был выбор, но он допустил, чтобы сатана вселился в него. Иуда как все иудеи ждал царя - мессию, он хотел земной славы Израиля, (изобилия и богатства), но его надежды не оправдались. Христос - Царь, но Царство Его не земное, а Небесное. Не покаялся Иуда, хотя Христос мог простить его. Выбросил Иуда сребреники и повесился. Имя его стало нарицательным, синонимом слова «предатель».

Сошествие Святого Духа на апостолов

В течение сорока дней после Воскресения являлся Иисус Христос ученикам Своим и учил о Церкви. «Идите и научите все народы» (Мф. 28,19). Научите не только иудеев, которые его распяли, а всех язычников (людей, исповедующих многобожие). Он укрепил их в вере, в истинности Воскресения, поставил на служение новозаветной Церкви. «Утешитель же Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам» (Ин. 14,26).

Ученики Иисуса Христа дерзновенно выходят на улицы и перед толпой народа проповедуют Христа. И это уже другие люди. Они не оглядываются назад, не боятся угроз, не боятся смерти. «Воскресение Христова видевше» апостолы уверовали и в свое грядущее воскресение, они избавились от страха смерти.

На пятидесятый день после Воскресения Святой Дух сошел на Апостолов, которые были все в Иерусалиме. Этот день считается днем рождения Христовой Церкви. Утром, в 9-й час дня, сделался шум с неба, явились как бы огненные языки и почили на каждом апостоле. Святой Дух сошел в виде огня. Это знак того, что Он имеет силу опалять грехи, очищать, освящать и согревать души. Множество народа собралось у дома, где были апостолы, и услышали они, что апостолы говорят на их языках. Это чудо говорения на разных языках есть дар Духа Святого. Некоторые люди подумали, что ученики выпили. Но встал апостол Петр и произнес пламенную речь о Христе и Его учении. Петр – простой рыбак, а заговорил, как великий учитель после получения дара Святого Духа. В тот день крестились во имя Иисуса Христа три тысячи человек (Деян. 2, 14-41).