3. Передача. На третьем этапе отправитель использует канал для доставки сообщения (закодированной идеи или совокупности идей) получателю. Речь идет о физической передаче сообщения, которую многие по ошибке и принимают за сам процесс коммуникации. В то же время передача является лишь одним из важнейших этапов, через которые необходимо пройти, чтобы донести идею до другого лица.
Передача информации определяется целью коммуникации, сформированностью ее каналов и осуществляется с использованием знаковых систем (языка общения, символьной системы). Язык общения характеризуется жанрами речи, которые должны быть формализованы для каждого канала коммуникации. Стандартизация языка коммуникации осуществляется исходя из стандартов стиля, механизма передачи информации. Для передачи смысловой и оценочной информации отбираются соответствующие вербальные и невербальные средства.
Вербальная коммуникация в качестве знаковой системы использует речь - систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, так как при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информации. В структуру речевого общения входят значение и смысл слов, фраз. Важную роль играет точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.
В основе невербальной коммуникации лежит информация, посланная отправителем без использования слов, взамен которых применяются любые символы. Основные функции невербальных средств - это дополнение и замещение речи, отражение эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.
Хотя речь является универсальным средством общения, она приобретает значение только в совокупности с использование невербальных символов для трансляции сообщений. Проведенные исследования показывают, что 55% сообщений воспринимается через выражение лица, позы и жестов, а 38% - через интонацию и модуляции голоса. Это говорит о важности необходимости изучения невербальных сигналов.
4. Декодирование. После передачи сообщения отправителем получатель декодирует его. Декодирование - это перевод символов отправителя в мысли получателя. Если символы, выбранные отправителем, имеют точно такое же значение для получателя, последний будет знать, что именно имел в виду отправитель, когда формулировалась его идея. Если реакции на идею не требуется, процесс обмена информацией на этом должен завершиться.
5. Обратная связь и ответная реакция. Некоторые сообщения не требуют обратной связи, однако для повышения эффективности обмена информацией он должен быть двусторонне направленным. Обмен информацией можно считать эффективным, если получатель продемонстрировал понимание идеи через обратную связь, произведя действия, которых ждал от него отправитель. Преградой на пути эффективных коммуникаций может быть как плохо налаженная обратная связь, так и отсутствие ее.
6. Коммуникационный процесс также часто содержит помехи - внешние факторы, препятствующие эффективной коммуникации, искажая посланное сообщение или информацию, поступающую по каналам обратной связи.1.2. Модели коммуникационного процессаСтремительное развитие информационно-коммуникативных систем требует применения методов модельного представления и исследования систем коммуникации и коммуникационных процессов. Различные подходы к рассмотрению коммуникации ложатся в основу достаточно сильно отличающихся друг от друга моделей.
В теоретических исследованиях коммуникативный процесс представлен как взаимодействие, при котором коммуниканты поочередно и непрерывно выступают в роли источника и получателя информации. Это обстоятельство и является одним из основных критериев классификации моделей коммуникационного процесса. Другим основанием классификации являются четыре основных компонента коммуникации: источник, сообщение, канал, получатель.
Как уже было отмечено, в ставшей классической модели коммуникации Г. Лассуэлла элементы коммуникационного процесса включены в модель в порядке ответа на вопрос: «кто - сообщает что - по какому каналу - кому - с каким эффектом?».
Большую известность получила линейная модель Шеннона-Уивера. Модель включает источник информации, передатчик, сигнал, канал, приемник, цель сообщения, источник помех. Авторы выделили три уровня анализа процесса коммуникации: технический, семантика сообщений, эффективность понимания сообщения получателем, и рассмотрели влияние процесса кодирования, устранения помех и др. на улучшение процесса коммуникации. Семантические проблемы связаны с интерпретацией сообщения получателем (приемником). Успешность воздействия полученного сообщения на поведение характеризует эффективность коммуникационного процесса.
В коммуникационной модели профессора У. Шрамма в акте установления контакта между отправителем и получателем с помощью сообщения предполагается, что отправитель и получатель имеют общий смысл, позволяющий кодировать и отсылать сообщение, которое адресат в состоянии принять и расшифровать. В модель У. Шрамм также вводит интерпретатора и обратную связь, делая модель саморегулирующейся. Включение канала обратной связи между коммутатором и реципиентом дает возможность последнему передать обратное сообщение о принятом сигнале. При необходимости получатель информации может по своей инициативе передать сообщение, превращаясь на этот момент из субъекта в активный объект коммуникации. Такая линейная коммуникация рассматривается как взаимодействие.
Отечественный специалист по семиотике Ю. Воронцов в линейную модель коммуникационного процесса, ввел дополнительно различные фильтры и поля (всего - 15): источник коммуникации, коммуникатор, сообщение, коммуникационный канал, коммуникант, экстра-лингвистический параметр сообщения, источник механических помех и источник семантических помех, классовые и социальные фильтры, личностно-индивидуальные фильтры, семантические поля и поля коммуникационной обстановки, потери информации, обратная связь «коммуникант-коммуникатор» и «коммуникант - источник информации».
Руководитель Анненбергской школы коммуникативистики Д. Гербнер рассматривает четыре компонента модели: события, получателя, сообщения, сигнала. В качестве прямых и обратных связей действуют такие формы как доступ к каналам коммуникации, отбор содержания сообщения, медиаконтроль. Эта модель удачно отражает начальный этап генерации сообщения.
Средний этап процесса коммуникации описывает так называемая модель «информационных привратников» К. Левина. «Информационные привратники» - люди, которые служат воспринимателями и интерпретаторами новостей для своей малой группы. Информационные привратники оценивают входящий поток сообщений на основе собственных критеоиев степени важности новостей.
Линейные модели упрощают понимание последовательности событий коммуникационного процесса. Однако в реалии он (процесс) представляет собой сложные многоуровневые и не всегда последовательные действия субъектов, обменивающихся информацией[3]. Не всегда информация создается в одном месте, а потом, через какое-то время принимается в другом месте получателем, как, например это происходит при обмене сообщениями с помощью технических средств. Линейные модели в большинстве случаев не отражают реальное состояние системы. На практике же часто происходит не просто последовательный обмен информацией, а протекают более сложные процессы, вовлекающие в свою структуру не только людей, а их мысли, чувства, отношения, социальный опыт, эмоционально-психическое состояние и многое другое.
Наиболее распространенная нелинейная модель коммуникационного процесса разработана Т. Ньюкомбом. Модель имеет вид равностороннего треугольника, вершины которого составляют коммуникант, коммуникатор и социальная ситуация. Взаимодействие коммуниканта с коммуникатором определено их ориентацией друг на друга. Если коммуниканты сориентированы положительно, то они будут стремиться к совпадению своих отношений к рассматриваемой ситуации. При негативном отношении - отношение коммуникантов к рассматриваемой ситуации не будет совпадать.
Модель, в которой человек одновременно и постоянно выступает и как источник, и как получатель информации трансформируется в непрерывный процесс коммуникации и называется циркуляроной. Первым циркулярную модель коммуникации представил Г. Малецке. В традиционных компонентах коммуникации - коммуникатор, сообщение, получатель, медиум (под медиумом подразумевается одновременно и каналы коммуникации, и информационный носитель) - Г. Малецке вводит понятие «имиджа коммуникатора» и «имиджа получателя». В области обратных связей он рассматривает давление на коммуникатора содержания сообщения и медиума, а медиума - на получателя.
С точки зрения получателя он выделяет четыре уровня анализа:
структурный, социального окружения, принадлежности к аудитории и самоимиджа. Для коммуникатора дополнительно рассматривает характер влияния медиа-контекста и анализ деятельности команды коммуникатора.
Другая циркуляционная модель коммуникационного процесса, представляющая собой двухуровневую систему окружностей, была предложена Э. Андерсом, Л.Стаатсом и Р. Бостромом. На первом уровне (круге) создаются стимулы для обмена в режиме «сообщение-ответ» между отправителем и получателем во втором уровне системы.
На практике часто передача массовой информации от коммуникатора к реципиенту осуществляется не сразу ко всем потребителям информации. Прежде всего, в силу обладания рядом качеств лидеры принимают, осмысливают информацию раньше, чем масса людей. На следующей ступени уже сами лидеры начинают активно распространять полученную информацию среди своей общественности. Поскольку с их мнением считается большинство из окружения, то посредничество лидеров при передаче информации от источника к ее получателю становится главным инструментом формирования общественного мнения[4]. Такая модель коммуникационного процесса получила название двухступенчатой (многоступенчатой) модели П. Лазарсфельда и Р. Мертона.