Министерство образования РФ
Балашовский Филиал Саратовского Государственного университета
им. Н.Г.Чернышевского
Кафедра педагогики
Курсовая работа
Выполнила: студентка педагогического факультета IV курса 341 группы Репина Татьяна Викторовна Научный руководитель: Коповой А.С. |
Балашов 2007
Введение ............................................................................... | 3 | |
Глава 1. Идея авторской системы обучения ............................ | 6 | |
Глава 2. Различные авторские системы обучения ................... | 9 | |
2.1. Школа Дмитрия Лебедева ........................................ | 9 | |
2.2. Идея школы Дальтон-план ....................................... | 9 | |
2.3. Школа Щетинина ..................................................... | 18 | |
2.4. Идея вальдорфской школы ....................................... | 18 | |
Заключение ........................................................................... | 27 | |
Список использованной литературы ....................................... | 29 |
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.
Актуальность проделанной курсовой работы состоит в том, что происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.
Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперированием информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ. Традиционные способы информации - устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба.
Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками. При этом особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика Человека.
В настоящее время намечается дальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, семьи, микро- и макросоциума, при этом увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания.
В психолого-педагогическом плане основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом:
- от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное;
- от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;
- от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения;
- от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.
В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий.
При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм — дополнительных и альтернативных государственной системе образования, использование в современных российских условиях целостных педагогических систем прошлого. Отсюда же вытекает цель моей курсовой работы – анализ авторских систем обучения.
В этих условиях учителю, руководителю (технологу учебного процесса) необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационых технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий, для чего и было проведено данное исследование.
К сожалению, в силу ограниченности объема курсовой работы в нее не вошли некоторые отечественные и зарубежные авторские системы обучения прошлых лет, технологии, заложенные в современных вариативных учебниках, воспитательные технологии. Эти аспекты могут составить тему другой курсовой работы.
Идея авторской системы обучения очень похожа на идею авторской песни, когда люди начинают сочинять стихи для себя и потом петь под гитару для себя и своих друзей, вовсе не претендуя на то, чтобы их песни были признаны вершиной песенного искусства или исполнялись в больших залах большими певцами. Так и авторская система обучения: это школа учителей, которую придумали сами учителя для себя, своих учеников. Авторы систем, как правило, вовсе не претендуют на то, чтобы все школы в стране или в мире становились такими, они даже не претендуют на то, чтобы их опыт распространялся: они придумали свою систему, свою школу для себя, и этого достаточно. Хотя сама педагогика развивается такими авторскими школами, которые со временем становятся идеалом для других. Колония Макаренко – это авторская школа, школа Сухомлинского – авторская, Дом ребенка Корчака – авторский. Неповторимые системы, которые стали примером для многих.
В этом и загадка авторства. Чтобы люди захотели сделать что-то подобное твоему, надо обязательно сделать то, чего до тебя не существовало.
Зарождение авторских систем обучения началось в середине восьмидесятых годов. В то время и подумать было нельзя о том, чтобы школы были не едиными, не одинаковыми. Школы могли быть хорошими или плохими. Но разными они быть не могли ни в коем случае.
Самая большая трагедия российского образования в том, что не успевают укореняться инновации. Они сметаются новыми придумками, не доживая до того, чтобы стать традицией. За прошедшие годы педагогам-новаторам удалось столько наработать и напридумывать, что теперь перед ними стоит совершенно особая задача: придать устойчивую форму всем этим изобретениям.
Наступили годы становления форм, они сменили годы реформ. Плохо ли, хорошо ли, но время реформ завершилось. Что успели, то успели, чего не успели – стоит только сожалеть. Но время, отведенное на образовательные реформы, прошло.
Но все-таки, а что такое собственно авторская система обучения? Говорят, об этом написаны диссертации и даже есть такая глава в педагогической энциклопедии. Есть даже образцовые описания авторских школ. Но на мой взгляд, само понятие «авторская система обучения» еще не сформировалось, не устоялось, и чем больше будет на эту тему разных суждений, тем лучше.
По моему мнению, весь смысл авторской системы: не просто по-другому устроенный учебный план, с большим количеством часов на математику, например, или на языки. Другое мировоззрение, другой дух и уклад школы, другое (не более глубокое, а другое) содержание образования. Я уверенна в том, что школа может стать другой сама по себе, а не вследствие глобальных изменений в системе образования.
Парадокс авторской системы обучения в том и состоит, что невозможно построить совершенно другую школу внутри практически не меняющейся системы образования. Так не бывает!
В России сформировалось устойчивое инновационное сообщество. Оно, правда, пока не стало сетью, и слишком много времени упущено, и это уже опасно, что сообщество никак не оформлено и не имеет поддержки, но об этом чуть позже.
Авторство стало для российского образования нормальным и устойчивым. Правда, намерение создать свою авторскую систему обучения – это только намерение, и на самом деле авторских систем не так много. В реальности. Но в головах многих учителей живет образ своей авторской системы обучения.
«Авторская система обучения» – понятие по нынешним временам широко известное. За десять лет существования идеи вариантов таких систем набралось столько, что хватило бы на целую энциклопедию: школа диалога культур В.Библера, школа-лаборатория Е.Ереминой, школа искусств Д.Лебедева.
Переходя ко второй главе моей курсовой работы, мне хотелось бы уточнить – тема моего исследования – авторские системы обучения – но так как это достаточно обширное понятие и систем существует множество, то я буду рассматривать лишь некоторые из них, которых, на мой взгляд, характеризуются одним общим понятием – идея погружения. И описывая различные системы, я буду показывать не методику проведения уроков по данной системе, а саму идею данной авторской системы обучения.
Здесь основа – изобразительное искусство. В рисунке и труд, и наука, и ремесло. Ученик проходит путь от замысла, от идеи к материальной вещи. Лебедевцы обнаружили, что внутри человека есть центры удовольствия, центры “рая” и центры “ада”,
отрицательных и положительных эмоций. Для учителей этой школы было жизненно важно все так устроить, чтобы ассоциативные связи закрепились во время учебы эмоционально, связывались удовольствием. Прежде чем учитель начнет учить детей, он заразит учеников любопытством, желанием узнавать. И только тогда от рисунка они шагнут к письму, счету, чтению, размышлению.[1]
Труд, искусство и наука пересекаются и дополняют друг друга. Знания желанны, если их требует практика, и знания реальны, если они проверяются практикой. Все ученики школы Лебедева сначала со страхом садятся за мольберт, а заканчивают занятие с ликованием: я могу! Это главное в авторской системе обучения Лебедева – ты творец, ты можешь создать произведение, а значит, тебе доступна радость созидания.