Смекни!
smekni.com

«Выдающиеся креаторы XX века: анализ рекламных концепций» (стр. 2 из 8)

Можно сделать самый главный вывод: под термином «креатор» понимаются достаточно разные позиции в профессиональном пространстве. Не любого человека, который что-то разрабатывает, можно назвать креатором. Функция «придумывать» присуща очень многим профессиям. Есть такие, как художники, где это функция равнозначна «нарисовать», а возможно даже и значимее. Инженеры-чертежники тоже разрабатывают и придумывают. Но есть в некоторых отраслях специальность, а именно в рекламной, задача которой именно придумывать. Это – креатор. Понимание этой деятельности, ее функции менялись на протяжении веков, как результат разделения труда. Когда–то эту функцию выполнял сам создатель рекламного продукта: текста или плаката. Он самостоятельно находил идею для рекламы.

В следующей главе я познакомлюсь более детально с действительно гениальными людьми прошлого столетия.

Глава 2

2.1 Рекламные художники как креаторы

«Я лучше напишу картину»

Энди Уорхолу

Главная беда художника состоит в том, что он живет в мире со всеми остальными людьми, не в монастыре, не наедине с собой и палитрой. И живет он не совсем в миру. А вокруг его мучают множества соблазнов. И ему нужно решить: поддаваться им или нет. И один из таких «искусителей» рекламная индустрия.

Сотрудничество рекламы и художника можно рассматривать в двух аспектах: с одной стороны, она привлекает творца своей прибыльностью, позволяет сделать себе пиар и завоевать свою аудиторию, но с другой стороны, художник попадает в оковы шаблонов, рекламных шаблонов и правил - он начинает только продавать. Чье же вторжение в рекламную отрасль вызвало ряд противоречий между традиционными рекламными объявлениями и «чистым» искусством?

Говоря о художниках, нельзя не упомянуть художника модерна французской рекламы Альфонса Муху (1860 – 1939). «Абсолютное отсутствие таланта» - такой ответ получил Муха от профессора Пражской академии изящных искусств. В тот момент наврятли кто-то догадывался, что господин Льготы сильно ошибался.

«Стиль Мухи» - так будут говорить о работах представителя нового стиля Альфонса Мухи. Поворот в жизни художника произошел в 1893 году, когда он получил заказ на афишу в театре «Ренессанс». Обычные вещи за одну ночь превратились в произведение искусства, после чего искусство афиши больше не воспринималось как второстепенное [Приложение 5.1]. А слава о гении разнеслась далеко за пределы государства. Альфонс Муха всю жизнь мечтал о другом – посвящать работы славянскому народу. И он не упускал свою мечту. В 1928 году он создал «Славянскую эпопею», но публика не оценила его двадцатикартинную работу. Его призвание видели в другом.

Альфонс Муха в своих работах предлагал нам меланхолические орнаменты из цветов и женских тел. Роскошные, чувственные дамы расходились тысячными тиражами в плакатах и открытках. Он был певцом женской красоты. На любом изображении обязательно присутствовала дама. Все женщины на его картинах были действительно привлекательными и сексуальными. У каждой из них был свой характер, своя изюминка. В тоже время Альфонс Мария Муха разрабатывал рекламные этикетки, обложки, иллюстрации самых разных продуктов – от шампанского до мыла [Приложение 5.2]. Демократизм – вот главный принцип Мухи. Он кропотливо работал над рекламными материалами не из-за денег и славы, а для того, чтобы демократизировать искусство, чтобы народ был знаком с ценностями и благами цивилизации. Когда рассматриваешь его работы, то видишь, что они цельные, в них единство линий и цветов, плоскость организована удивительным образом. Его вклад в рекламу – это создание жанра рекламного календаря [Приложение 5.3]. Идея рекламирования заключалась в том, что на его работах не увидишь покупателя или сам товар. Выделяется лишь позиционирование товара, как уникального, идущего в ногу со временем[8]. Но главная особенность, креативная придумка– это роковой, иногда аллегорический женский образ: имел ли он отношение к продукту или нет, он всегда присутствовал.

Сегодня любители чешского художника готовы выстаивать очереди на морозе, лишь бы попасть на выставку знаменитого креатора. Хотя оригиналы они наврятли там увидят – большая часть работы Альфонса Мухи гордость богатых коллекционеров, стоимость которых с каждым годом увеличивается.

Современник Альфонса Мухи, художник-постимпрессионист, мастер афиши – Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901) – также гений рекламного искусства.

В детстве он был очень больным ребенком, но свою радость и призвание он нашел в рисовании. Ранние его работы – это изображение близких ему людей. В этих работах зарождалась индивидуальная черта мастера – передавать характер, внутренние черты человека, изображенного на картине. Он постоянно совершенствовал знания психологии и мастерство передачи четкого облика своих моделей. Его образы можно разделить на две части: одни он изображал как тет-а-тет со зрителем, а другие в обычной привычной для модели обстановке. Его главная заслуга – это понимание человечности через афиши и картины[9] [Приложение 6.1]. Для того чтобы зритель обращал внимание на образ, изображенной модели, он делал черты лица более резкими, а фон абстрактный, размазанный. Его визитная карточка – это сочетание зеленого и фиолетового, которое так можно в наши дни.

Он не то, чтобы совершил переворот в изобразительном искусстве, отказавшись он действительности, нет, наоборот он наблюдал за окружающими, ловил их моменты, выражение лиц, движения. «Лотрек - непревзойденный мастер прежде всего рекламного линейного рисунка; и линия его предельно красноречива - то задиристая и острая, твердая и ломкая, то мягкая, изгибистая, нервно спутанная или тающая, одновременно отражающая в широком диапазоне свойства натуры и ее эмоциональное восприятие художником»[10]. Он поднял жанр афиши до высокого профессионального искусства. Работам Тулуз-Лотрека свойственна игра со светом: настоящему дневному он предпочитал газовое освещение, а насыщенный голубо-зеленый цвет съедал натуральные лица, превращая их в маски.

Ему принадлежит около 30 плакатов, которые высоко были оценены современниками. Самые известные его работы это: «Джейн Авриль в Жарден де Пари», «Танец в Мулен-Руж», «Divan japonais» и другие [Приложение 6.2].

Рано осиротевший, будущий гений был отдан на воспитание в семью тифлисских армян Калонтаровых. Именно с Тифлисом связана художественная деятельность Нико Пиросмани (1866 – 1918). Судьба его было нелегкая: зарабатываемых денег ели хватало на существование. Умер Пиросмани так и не получив признания.

С раннего детства он был вынужден зарабатывать деньги – возможности получить художественное образование не было. Некоторое время он работал на железной дороге, но это его никаким образом не привлекало – он становится бродячим художником. Его стали приглашать делать вывески на пивные, кафе [Приложение 7]. В них он отражал настоящую грузинскую культуру: шашлыки, зелень, кувшины, бурдюки, грузинский хлеб. Герои его картин обычный люд. «Да, здравствует хлебосольный человек!» - примерно такими надписями дополнял Пиромании вывески. Автор не прибегал к разным замысловатым техникам и приемам, поэтому в большинстве случаев предметы на картине существовали как бы отдельно, он не пытался повлиять на зрителя. Тема отчуждения и тоски проскальзывает через все его произведения, только иногда яркие пестрые огоньки разнообразят картины.

Нико Пиросмани – художник-примитивист. Его искусство отражает жизнь и традиции грузинского народа, оно нежное, доброе, искренние. Вывески над барами были выполнены именно в таком стиле. К концу XIX – началу XX века вывески в Грузии стали одним из самых популярных жанров благодаря талантливому самоучке.

Из более двух тысяч картин уцелело не более трехсот – после революции все вывески были сбиты, погибли вместе с домами – не сохранилось ни одной его настенной росписи. Не сохранилось ничего, чтобы нам в полной мере могло рассказать об этом художнике – кажется, что он жил далеко-далеко не в наше время. Но Нико Пиросмани действительно был и творил, зарабатывая себе этим на жизнь. А его творчество получило признание много лет спустя.

Сальвадор Дали (1909 - 1989) – великий оригинал XX века. Первая его персональная выставка состоялась, когда ему было 10 лет. Его талант уже проявлялся на полях в книгах, тетрадях. Дали очень эрудированным человеком – он занимался живописью, театром, кино, рекламой, сочинял стихи и мемуары, теоретизировал об искусстве, он освещал все эти сферы отблеском своего яркого и эпатажного таланта. Первой его натурщицей была его сестра. В Мадриде, куда уехал учиться, он знакомиться с Луис Буньюэль, Федерико Гарсиа Лорка и Педро Гарфиас – испанскими деятелями культуры. Эти люди оказали на него большое влияние.

В 1926 году Дали выгоняют из академии. После он знакомиться с Пикассо и присоединяется к течению сюрреалистов. «Сюрреализм – это Я!» - испанский мастер во всем, за чтобы не брался, создавал резонанс. В своих произведениях Сальвадор Дали пытался высвободиться от повседневности: он использовал обычный окружающий мир в необычных манерах. Таким образом, девушки превращались в лошадей, а рыбы в конечности. В каждодневных сообщениях он широко использовал гротеск [Приложение 8.1]. Его стиль можно назвать сумасшедшим, но только не в жизни реальной. Но нам он интересен не просто как художник, а как рекламист, креатор.

Бренду «Chupa Chups» сегодня 52 года. Это первый леденец, который стал именем нарицательным, известным всему миру. И как же удалось ему приобрести такую известность?

Дизайн логотипа был придуман в 1969 году земляком владельца компании Сальвадором Дали. «Ромашка» была нарисована за час. До сих пор он сохранился, прошел лишь некоторые незначительные изменения [Приложение 8.2]. Это была самая известная рекламная кампания. Но по сей день его образы и идеи используются во многих рекламных принтах. Испания может гордиться!