Правительство Российской Федерации
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
«Государственный университет – Высшая школа экономики»
Факультет: Прикладная политология
Кафедра: Теории и практики рекламы
КУРСОВАЯ РАБОТА
«Выдающиеся креаторы XX века: анализ рекламных концепций»
Студент группы № 245
Хвойко Дарья Александровна
Научный руководитель
Савельева Ольга Олеговна-
профессор, доктор наук
Москва 2010
Содержание
Введение ………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Кто такой креатор…………………………………………………… 5
Глава 2.
2.1. Рекламные художники как креаторы………………………………9
2.2. Креаторы – копирайтеры ………………………………………….. 20
2.3. Креаторы- менеджеры ……………………………………………..27
Заключение …………………………………………………………………….37
Список используемой литературы …………………………………………..39
Приложение ……………………………………………………………………40
Введение
Мы переживаем креативный бум. Повсеместно ведутся поиски новых идей и нетрадиционных решений. Сейчас на полосах газет и журналов можно встретить объявление о вакансии, как «креативщик», «креативный копирайтер» или «креативный дизайнер». Все марки вдруг стали брендами, а никому неизвестные агентства называют себя «корпорациями», конечно же, с «креативными» сотрудниками.
Тема моей курсовой работы: «Выдающиеся креаторы XX века: анализ рекламных концепций». Я считаю, что это тема очень актуальная и животрепещущая.
Мода. Слово «креатив» - модное слово. Этим словом стали заменять «оригинальность», несмотря на то, что оригинальность и мода – это антиподы. Если ты по-настоящему оригинален – то не моден. Мода –это наиболее часто встречающийся член ряда. Быть модным – быть как все, но наилучшим образом. Соответственно креативность не подходит не под одну из этих категорий. Пройдет еще несколько десятков лет, и все вокруг станет креативным. Но не стоит забывать разработчикам новых продуктов, экономистам, социологам, психологам, стратегам и др., что чтобы называть себя «креативщиком», они должны обладать определенной компетенцией. Термин «креатив» вовсе не бесполезный - у него есть свой конкретный смысл, но просто мало кто его понимает. Кто такой креативный человек?
Главной целью моей курсовой работы является:
· Получить представление о том, кто такой креатор и познакомиться с технологиями «великих и неповторимых»
Предметом моих исследований являются работы, деятельность выдающихся креаторов XX века. Объект: создание рекламы как творческий процесс
На мой взгляд, задачи моей курсовой работы можно структурировать следующим образом:
· Изучить историю профессии «креатор», понять ее отличия от других профессий, задействованных в создании рекламы;
· Выделить выдающихся креаторов XX века, и отследить их карьерный рост, изучить особенности их рекламирования и особенности ведения бизнеса;
· На основе фактологического материала выделить несколько рекламных кампаний креаторов XX века, понять успешность их креативных идей.
Главный метод, с помощью которого, я буду достигать поставленной цели:
· Анализ и обзор материала, посвященного данной проблеме
Гипотеза моей курсовой работы: каждый креатор знаменовал новую ступень развития не только рекламной индустрии, но и искусства в целом: творчества визуализации, копирайтинга, а также искусства менеджмента.
Моя курсовая состоит из двух глав. В первой я попытаюсь объяснить, кто такой креатор, суть профессии. Вторая глава посвящена персоналиям выдающихся креаторов и особенностям их рекламирования XX века разных стран, а также краткому обзору наиболее их удачных рекламных кампаний.
Глава 1
Кто такой креатор
Идея не возникает на пустом месте, а тем более если мы говорим о рекламных идеях. Фундаментом идеи служит полученная в ходе подготовительного процесса информация, причем важно как и качество, так и разнообразие добытой информации. Но с помощью одной информации сделать «денежную тему» невозможно. Как же возникают идеи?
Преобразование информации в лаконичные и оригинальные сообщения – функция креатора. Это западное слово («creator» - англ., творец) закрепилось на наших устах. Это одна из самых сложных и высокооплачиваемых работ в рекламной индустрии.
Под креативом следует подразумевать оригинальное решение, новый ход. Это и оригинальная графика, подача информации и сама по себе чистая свежая идея. Процесс создания идеи – это постоянный поиск отличий от окружающей среды. Важно иметь качественные отличия в целом. Креатор – это создатель и ивентор[1] нового бренда, нового лица продукта или услуги. Это тот, кто находи правильный контакт и с целевой аудитории и с рекламодателем. Креатив в рекламе – это качественное и успешное отличие от конкурентов. Нет конкуренции – нет рекламы и креатива. Качественный креатив – не тот, что привлекательный, интересный, а тот, что еще и эффективный. Креатив рекламный – основывается на анализе целей и конкуренции, это мера маркетинговой оригинальности. Можно сделать вывод: человек, который готов способен придумать новые необычные ходы нужен везде, где имеет место быть здоровая конкуренция.
Но кто эти творческие люди? И что такое «оригинальное решение», за которое получают миллионы?
В современном мире рождение креатива подразумевает совместную работу арт-директора и копирайтера. Именно такой дуэт выступает на конкурсах молодых креаторов, например, в Каннах. Креатор – человек, вырабатывающий рекламную идею, концепцию. Иногда креаторы выступают в паре: создатель и исполнитель. Но во многих агентствах оба этих человека отвечают за концепцию продукта. Бывает так, что есть и арт-директор, и главный креатор или начальник креативного отдела. Достаточно часто главный креатор не умеет ни писать, ни визуализировать. Яркий тому пример Владимир Перепелкин[2] – каннский лауреат за креатив по образованию математик. Сегодня часто креативные функции выполняет копирайтер: он «придумывает» рекламу. Художник его «придумку» визуализирует. Но бывает и полностью паритетная работа. Но оба этих человека отвечают за концепцию продукта. И текст, и визуализация придумываются в соответствии с целевой аудиторией, модой, культурными и территориальными особенностями.
Каждая реклама – это произведение, продукт чьей-то деятельности, группы профессионалов. Это маленькая история, где есть свой сюжет, персонажи, декорации и закадровый текст. И в то же время реклама – это огромный бизнес. Успех кампании зависит от умения правильно сопоставить всю информацию и придумать качественную идею ее воплощения. У одних креативных команд это получается, а у других нет.
Одно из обязательных условий действительно настоящего креатора – оригинальность. Только при сумме трех китов: оригинальность, понятность, простота – креатор имеет право на существование. Это одно видение термина «креатор».
Но возникает еще один вопрос: когда и почему в процессе рекламирования появилась функция креаторов?
В прошлом творческие люди всегда работали на тех, кто имел власть и деньги (такая ситуация и сегодня). Не всегда клиентами рекламных агентств были компании и корпорации. Да, и вообще стоит заглянуть в то время, когда еще и не было рекламных агентств[3]. Я могу с уверенностью назвать креатором Микеланджело (1475—1564 г.) [Приложение 1]. Он создатель идеи по определенному брифу[4]: бренд – Бог, CRM – церковные службы, приток новых клиентов – войны и завоевания, реклама – фреска, доход – подаяния и налоги[5]. А компания Adidas всего лишь еще один реализатор спустя несколько веков. Второй яркий пример, это картины гениального постимпрессиониста Винсента ван Гога, которые уже много лет не оставляют равнодушными креативщиков всего мира [Приложение 2]. Нельзя не сказать о «символе безграничного человеческого разума» - о Леонардо да Винчи. Его изобретение - «витрувианский человек» [Приложение 3]- широко используется во многих рекламных кампаниях всего мира. Самая зрелая работа «Тайная вечерия» также в различных интерпретациях широко используется [Приложение 4]. Отсюда можно сказать, что креатором можно назвать и того, кто делает визуальную часть проекта, создает концепцию рекламирования, а не просто создает визуальную часть. Ведь не каждого художника мы можем назвать креатором.
В первой половине XIX века появляются первые агентства[6]. Но тогда это слишком громко было сказано «агентства» - спустя несколько лет, а то и десятков лет они добивались мирового признания. И основатели этих агентств тоже креаторы – они и принимали заказ, и думали над концепцией.
«Чтобы быть в этом бизнесе сегодня, необходимо обладать знаниями в области классического искусства и умением рассказывать истории с помощью слов и образов»[7] - комментирует Ли Клоу, один из лучших креативщиков 2009 года по версии Creativity. Креативщик должен быть любознательным, концептуальным новатором, умеющим создавать новые платформы, следить за технологиями и новациями. Это довольно оптимистичный человек, открытый всему новому, постоянно занимающийся самообразованием : «век живи – век учись». Креаторы – это, действительно, неординарные и эрудированные люди. Какие методики для генерирования идей используют креаторы? Это их самый не любимый вопрос. Но большая часть из них вам ответит: «Думать».