Смекни!
smekni.com

Валютный курс и его роль в экономике (стр. 4 из 8)

Легко проследить и механизм влияния процентных ставок. Если местная процентная ставка увеличилась на 1%, а иностранные остались неизменными, инвесторы стремятся купить на рынке спот доллары. Часть прибыли от владения валютой и игра на ее будущем курсе стро­ится на проценте, полученном от ее вклада на краткосрочный депозит, от векселя и облигаций в этой валюте. Таким образом, для данного кур­са доллара спот повышение американских процентных ставок делает доллар более привлекательной валютой для инвестиций. Рост внима­ния к доллару повышает его курс на рынке спот. Все выглядит просто: рост процентных ставок в долларах делает американскую валюту более привлекательной и более выгодным давать доллары взаймы под про­цент.

В действительности возникают более сложные взаимозависимости. Влияние процентных ставок, так же как и влияние реального национального дохода на валютный курс, определяется теми силами, которые воздействуют на сами процентные ставки. Если повышение процентных ставок связано с более жесткой денежно-кредитной политикой, то курс доллара на валютных рынках возрастет. Однако если процентные ставки в США растут в результате усиления инфляции или в результате увеличения государственного дефицита, то вряд ли стоит ожидать укрепления курса доллара в будущем. Доказательством данного утверждения может послужить следующий Российский пример: инвесторы не торопились вкладывать свои капиталы нашу экономику в начале 90-х, когда банковский процент доходил, чуть ли не до ста процентов годовых.

1.9. ОЖИДАЕМЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ВАЛЮТНОГО КУРСА.

Кроме средства обращения, деньги играют роль средства сбережения. Такая функция денег по-своему проявляется в мире ва­лютных курсов и торговли валютой. Даже неденежные активы, которые служат средством сбережения, должны быть первоначально куплены на какие-нибудь национальные деньги. То же относится и к финансо­вым активам. Например, для покупки английских облигаций или акций необходимы английские фунты стерлингов в форме депозитов до вос­требования или наличных денег. Владельцу английских ценных бумаг впоследствии за них должны будут заплатить в фунтах стерлингов, а не долларами или другими валютами. Обладание обычными финансо­выми активами в некоторой стране ставит их владельца в зависимость от будущего курса ее валюты.

Финансовые активы в долларах представляют предмет риска для международного финансиста: стоимость доллара в будущем, когда на­ступит срок получения доходов по финансовым активам, может упасть. Даже если он намерен израсходовать все его доходы в Северной Америке, то все равно долларовые активы не избавляют его от валютного ри­ска, который он мог бы избежать, если бы имел ценные бумаги в иностранной валюте и мог бы продать их в будущем на большее ко­личество долларов. Естественно, такого рода риск может быть связан как с потерями, так и прибылями. Таким образом, спрос на финансовые ценные бумаги в любой валюте должен быть связан с ожиданиями в дви­жении валютных курсов.

Существует аналогия между валютным рынком и рынком акции. На обоих этих рынках сумма будущих доходов неопределенна. И там и здесь цены (или валютные курсы) в короткий срок подскакивают или падают, реагируя на какие-нибудь известия, так как инвесторы на обоих рынках стремятся предсказать будущие неопределенные цены и курсы.

Одно дело - сказать, что на валютный курс влияют ожидания от­носительно его будущей динамики, другое - выяснить, чем определя­ются сами эти ожидания. Прогнозирование валютных курсов столь же ненадежно, сколь и другие типы прогнозов. Профессионалы, которые занимаются оценкой будущих курсов спот даже на следующий месяц, достигают лишь ненамного лучших результатов, чем наивный диле­тант, и зарабатывают деньги на жизнь только потому, что при весьма небольшой спекулятивной марке у них велик объем операций. Если профессиональные инвесторы имеют лишь ограниченные возможности предсказания валютных курсов, то вряд ли и ученые-экономисты в сво­их кабинетах смогут получить лучшие результаты. Если бы мы могли предугадать движение курсов, то зарабатывали бы миллионы. Однако и профессиональные инвесторы, и академические ученые обладают об­щим пониманием того, что формирует ожидания будущих курсов, даже если нет точной формулы для их определения. Опыт последних лет по­казывает, какие силы необходимо принимать во внимание при составле­нии прогнозов валютных курсов.

1. Ожидаемые изменения денежной массы. Перед покупкой валю­ты инвесторы, как правило, выясняют политику центрального банка страны этой валюты в отношении будущего роста денежной массы. Лю­бые признаки быстрого роста денежной массы предвещают избыточное предложение валюты этой страны, что должно понизить ее цену. Фи­нансовое сообщество чувствительно реагирует на заявления представи­телей центральных банков и на характер политического давления на центральные финансовые органы. Именно поэтому представители цен­тральных банков высказываются в таких сдержанных тонах.

2. Ожидаемая правительственная политика в отношении част­ных активов. Владельцы любой национальной валюты в наличной фор­ме либо в форме финансовых ценных бумаг, приносящих доход, долж­ны внимательно следить, не собирается ли государство ввести какие-либо ограничения или налоги в этом отношении. Политические течения в стране, предполагающие будущую конфискацию частной собственно­сти, как правило, вызывают сброс валюты и падение ее курса на валют­ных рынках. Угроза новых налогов на финансовые активы в этой валюте или введения валютных ограничений, блокирующих конвертируемость национальной денежной единицы в валюте других стран, приводит к аналогичному результату.

Хорошей иллюстрацией роли ожидания инвесторов является их бегство от французских франков весной 1981 г. Во время предвыборной кампании Франсуа Миттеран взял на себя обязательство провести ре­формы, уравнивающие доходы различных слоев населения. Француз­ские владельцы крупной частной собственности были обеспокоены воз­можностью новых налогов и новыми валютными ограничениями. К на­чалу выборов курс доллара к франку поднялся с 4,2 до 5,0 фр. фр. Сразу же после того, как Миттеран выиграл выборы, опасения усилились: бы­ли введены валютные ограничения, запрещающие несанкционирован­ные сделки по конверсии франков в другие валюты. (После этого франк продолжал падать, но более медленными темпами.) Предсказать, оце­нить количественные последствия таких политических действий до­вольно трудно, но о них нельзя забывать, перечисляя основные факто­ры, определяющие валютные курсы.

3. Последствия официальных интервенций на валютном рынке. Официальные органы сами могут проводить интервенции, покупать или продавать валюту с целью воздействия на валютный курс. Их интервенции в защиту слабеющей валюты, как правило, несколько укрепляют ее положение благодаря поглощению определенного количества ее избыточного предложения. Однако конечный результат интервенций зависит от реакции спекулянтов. Если они убеждены, что официальные органы действительно хотят и имеют резервы стабили­зировать тот или иной валютный курс, то они сами будут способство­вать поддержанию курса этой валюты. Однако если заявление офици­альных органов выступить в поддержку слабой валюты выглядит как отчаянная попытка, не могущая изменить ход событий, то спекуляция против этой валюты только усилится.

1.10. ТОРГОВЫЙ БАЛАНС ИЛИ БАЛАНС ТЕКУЩИХ ОПЕРАЦИЙ.

Валютные рынки чувствительны к официальным сообщениям о двух измерителях платежного баланса. Один измеритель - торговый баланс, нетто-соотношение экспорта и импорта страны. Состояние торгового баланса в большой степени характери­зует экономическое положение данной страны. Оно служит одним из важных показателей зависимости ее экономики от внешних рынков, от конъюнктуры, международной конкуренции.

Другой показа­тель - баланс расчетов по текущим операциям - представляет собой баланс экспортно-импортных расчетов как по товарам, так и услугам. Реакция валют­ного рынка на эти потоки имеет свою логику. Например, дефицит тор­гового или текущего баланса является сигналом того, что страна боль­ше расходует денег за границей, чем получает. Такое несоответствие приводит к тому, что больше национальной валюты попадает к ино­странцам, в то время как потребность в ней падает и все больше ино­странных владельцев этой валюты стремятся продать ее. Кроме того, торговый дефицит и дефицит текущих - показатели того, что про­исходит поворот к покупке товаров и услуг в иностранной валюте, и что все больше участников рынка предпочитают иметь (или расходовать) иностранную валюту. Рынок учитывает эту ситуацию, и часто после официальных сообщений о растущих дефицитах расчетов происходит падение курса валюты. Однако не всегда дефициты внешних балансов, говорят о слабости валюты; предположим, что дефицит страны отражает желание иностранцев иметь больше данной валюты для международных операций, продавая стране больше товаров и услуг. В этом случае дефицит сопровождается увеличением курса национальной валюты, а не понижением. Именно это случилось во время повышения курса доллара в начале 80-х годов.

Таковы основные силы, определяющие движение валютных кур­сов.

II. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ВАЛЮТНОГО КУРСА В РОССИИ С НАЧАЛА ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ (1992-2005ГГ.)

Режим валютного курса рубля подвергся изменениям с началом либеральных экономических реформ, либерализации цен и внешнеэкономической деятельности в России. С января 1992 г. Центральный банк РФ ввел рыночный курс рубля по отношению к иностранным валютам, который применялся при покупке Банком России подлежавшей обязательной продаже ему 10% экспортной выручки резидентов. Ориентиром для установления рыночного курса рубля служил межбанковский фиксинг доллара США на торгах ММВБ. Курс рубля к другим конвертируемым валютам устанавливался через кросс-курсы этих валют к доллару. Исходный уровень рыночного курса (110 руб. за 1 долл.), по которому осуществлялась продажа 40% валютной выручки российских экспортеров в Республиканский валютный резерв.