В связи с этим возникает проблема изучения психических состояний в спорте и особенно - состояния готовности к спортивной деятельности. Перед ней формируется установка, связанная с ожиданием наиболее вероятного исхода соревнований. Нередко установка формируется на неосознаваемом уровне, однако чем сложнее по своей структуре предстоящая деятельность, тем больше в формирующейся установке преобладают осознаваемые, волевые компоненты. Установка как целостная модификация субъекта фокусируется в каждый конкретный момент времени в зависимости от его индивидуальных особенностей и, по существу, определяет не только расположенность к началу действия, но и содержание всей деятельности.
Формирование готовности к деятельности должно быть направлено на решение следующих частных задач:
- ориентацию на те социальные ценности, которые являются ведущими для спортсмена (например, стремление к значимой победе и признанию общества);
- формирование психических "внутренних опор" (уверенность в способности добиться успеха, надежда на высокий уровень собственного мастерства, даже на благоприятное стечение обстоятельств - везение);
- преодоление психических барьеров, различных фобий, особенно тех, которые возникают в борьбе с конкретными обстоятельствами, с конкретными соперниками;
- психологическое моделирование условий предстоящей борьбы;
- создание программы управления процессами релаксации и мобилизации.
Состояние готовности к экстремальной спортивной деятельности связано не только с необходимыми изменениями функциональных систем организма, но и с соответствующей интенсивностью динамических физиологических и психических процессов. Подготовка к деятельности может осуществляться при небольшой затрате энергии или, напротив, при большой затрате сил, в состоянии сильного возбуждения. Эти различия в интенсивности могут оцениваться с чисто субъективной точки зрения - тогда говорят о степени поглощенности подготовкой к деятельности или с объективной точки зрения - тогда необходимо определить уровень нервного и соматического функционирования, лежащего в основе состояния готовности.
Здесь возникает понятие активации, которое обозначает одновременно и быстрое повышение активности центральной нервной системы и вызванную им интенсификацию периферических процессов. По мнению R. B. Malmo, понятие "активация" должно употребляться только в случае самого факта повышения активности центральной нервной системы перед выполнением определенной деятельности. Не вызывает сомнений тот факт, что перед началом спортивной деятельности, тем более протекающей в экстремальном режиме, у спортсмена включаются, произвольно или даже непроизвольно, механизмы активации психических и физиологических функций, непосредственно влияющих на эффективность выполнения такой деятельности.
Что касается проблемы адаптации спортсмена к тренировочным и соревновательным нагрузкам, то здесь выделяются следующие ее механизмы. Адаптация определяется некоторыми генетически обусловленными нейродинамическими и психодинамическими свойствами, а проявляется на фоне деятельности, требующей высокой степени волевых усилий спортсмена. Факторами эффективности такой деятельности являются способность к своевременной адаптируемости к экстремальным условиям, адекватная установка на эффективные действия, способность к быстрому и адекватному решению оперативных задач.
Повышение роли интеллектуальных моментов в спортивной деятельности требует дальнейшего изучения когнитивных механизмов психомоторных действий.
Формирование установки на определенные действия, опережающая подготовка создают возможности, с одной стороны, предупреждать появление нежелательных ситуаций, а с другой - заблаговременно подготавливать адекватные реакции на возникновение тех или иных обстоятельств, обеспечивающих решение оперативных задач.
Существенную роль в практике отбора и подготовки резерва для спорта высших достижений играет проблема оценки спортивной одаренности и роли нейрофизиологических свойств в возникновении такой специфической одаренности. Одним из основных положений, выдвинутых в свое время Б. М. Тепловым, является положение о том, что "…не отдельные способности как таковые непосредственно определяют возможность успешного выполнения какой-нибудь деятельности, а лишь то своеобразное сочетание этих способностей, которые характеризуют данную личность". Это, собственно, и является одаренностью. Ее надо рассматривать, исходя из требований, которые предъявляет к человеку конкретная деятельность, учитывая три момента: 1) требования самой деятельности; 2) общественную ценность этой деятельности в данный момент времени; 3) критерии ее успешности в настоящее время.
Несмотря на то что по проблемам формирования и совершенствования индивидуального стиля деятельности с успехом защищены три докторские диссертации, говорить, что в этой проблеме все изучено, было бы преждевременным. Существует представление о человеке как о саморазвивающейся и самоорганизующейся системе, состоящей из относительно замкнутых подсистем (уровней) - физиологической, психологической, социальной. Между ними, как считал В. С. Мерлин, существует многозначная зависимость. В качестве основного промежуточного звена, определяющего особенности таких взаимосвязей и такой взаимозависимости, обычно рассматриваются виды деятельности. Это подтверждается фактами изменения характера связей между индивидуальными свойствами различных уровней (гармонизации) в зависимости от того, какие действия, операции и промежуточные цели выбирает человек для решения задач, т. е. какой индивидуальный стиль деятельности или общения у него формируется. Помимо неоднократно описанных стилей спортивной деятельности (особенно много исследований в этом направлении выполнено на материале единоборств), эта проблема может рассматриваться как проблема двух полюсов: существуют так называемые "рациональные" стили, дающие "правильное направление" возможностям спортсмена, и "нерациональные", рассматриваемые как "педагогический брак". С таких позиций проблема индивидуального стиля деятельности в спорте практически не изучалась.
И еще об одной стороне этой проблемы. В ходе развития индивидуального стиля происходят изменение детерминант, смена системных оснований, поэтому на разных стадиях развития формируются разные системы биологических, психических и социальных качеств и свойств человека в их взаимосвязи. На ранних стадиях онтогенеза развитие в большей степени подчинено биологическим закономерностям и именно они влияют на формирование определенной системы свойств индивида. Затем ведущее значение приобретают социальные факторы развития. Как говорил известный советский психолог Б. Ф. Ломов, линия биологического развития продолжается в течение всей жизни человека, но она как бы "уходит в основание" этой жизни. Естественно, что психологи спорта должны учитывать эти закономерности в процессе формирования методических рекомендаций по построению тренировочного процесса юных спортсменов различного возраста.
"Вечная" проблема исследования особенностей личности спортсмена сейчас вновь оказалась в авангарде спортивно-психологической проблематики. Речь идет об изучении направленности личности, об особенностях личностных структурных характеристик квалифицированных спортсменов вообще и представителей различных видов спортивной деятельности в частности.
Зарубежные исследователи сейчас много внимания уделяют изучению "мотивационных конструктов" ("целевых ориентаций", "ценностей", "уверенности в своих силах") спортсмена. Особый интерес представляют исследования целевых доминирующих ориентаций: "на собственное Я" или "на задачу". Ясно, что такие ориентации во многом определяют отношение спортсмена к тренировке, к партнерам по команде. "Эго ориентированные" спортсмены в командных видах спорта слишком озабочены повышением собственного социального статуса, что не может не сказаться на психологическом климате в команде.
Среди психологов спорта существуют три основных подхода к проблеме взаимоотношений спортсмена и тренера: социально-эмоциональный, который акцентирует внимание на взаимных аффективных влияниях спортсмена и тренера, поведенческий и организационный. Особый интерес представляет первый подход, в котором можно выделить проблему "тревогогенного поведения тренера". В рамках двух других подходов изучаются особенности взаимного восприятия спортсмена и тренера; факторы их взаимопонимания; причины и пути разрешения конфликтов; особенности работы тренера с юными спортсменами; особенности разнополых и однополых диад тренер-спортсмен.
1.2.Циклические виды спорта.
Общей для всех циклических видов спорта двигательной задачей является то, чтобы как можно быстрее перемещаться по дистанции и преодолеть ее за возможно короткое время. При этом преимущественная направленность системы движений выражается в эффективном передвижении по дистанции с предельно возможной экономией мышечных усилий и энергии. Таким образом, техническое мастерство в циклических видах спорта определяется силовыми возможностями спортсмена, емкостью и экономичностью расходования энергетического потенциала и эффективностью восстановления его затрат в соревновательных условиях.
Экономизация в расходе энергетических ресурсов организма -специфическая особенность технического мастерства в циклических видах спорта. Например, более квалифицированные конькобежцы при выполнении стандартной нагрузки потребляют меньшее количество кислорода. И поскольку с ростом мастерства МПК увеличивается, то, следовательно, процент использования аэробных возможностей спортсменов при этом уменьшается .С повышением тренированности в условиях передвижения со стандартной скоростью изменяется соотношение темпа и длины преодолеваемого пути за один двигательный цикл. Более квалифицированные спортсмены выполняют задание с большей длиной шагов или гребков, но при меньшем темпе движений, что является еще одним свидетельством феномена экономизации в уровне энергозатрат.