Многим может показаться, что Песков - это писатель-эколог-натуралист. Это так и не так. Ведь журналист был одним из первых, кто написал о Гагарине, ему, да еще Константину Симонову, дал больше всех интервью маршал Жуков.
-14-
Именно Песков раскопал известную сейчас в каждом доме поразительную историю семьи староверов Лыковых и совсем недавно открыл для нас существование Аляски.
-15 -
Кульминация творчества.
Пожалуй, самой известной работой Пескова является цикл статей и книга «Таежный тупик» про семью отшельников. Слова «Таежный тупик» известны почти каждому в нашей стране. Когда в 1982 году были опубликованы очерки Василия Пескова о жизни в тайге семьи староверов Лыковых, это стало сенсацией. Драматическая судьба людей, скрывавшихся более 30 лет в глухих лесах во имя веры, вызвала огромный интерес и сочувствие в обществе. И сегодня читателей беспокоит судьба таежных обитателей. Недавно издательство «Терра» выпустило в свет документальную повесть «Таежный тупик» о робинзонаде Лыковых, продолжающейся по сей день. Впервые встретившись с ними в 1978 году, он продолжает навещать их и по сей день. Уникальность Пескова состоит в том, что он не проходит мимо факта, лишь исполнив свою роль донести до читателя информацию. Он старается внести свою лепту в исправление той или иной ситуации.
Рассказал об этой семье Пескову его коллега, журналист из Сибири, прочитавший в милицейской сводке о найденном в горной Хакасии, на берегу Абакана, жилье отшельников, которые много лет провели в лесной глуши в полной изоляции от людей. Зная, что Василий Михайлович интересуется путешествиями, он подробно рассказал ему об этой таежной «находке».
Расспросив журналиста, он понял, что на Абакане Лыковых воспринимают скорее как людей, по неясным причинам удалившихся от людей и заставивших своих детей жить в тайге. Но по убеждению Пескова, они были потомками староверов, бежавших в леса еще во времена царя Алексея Михайловича и Петра I. Именно тогда на Руси произошел религиозный Раскол, и большая часть людей, не принявших реформ Никона и называвших себя староверами, начали уходить все дальше от «мира» в тайгу. Песков оказался прав. Лыковы принадлежали к одному из многочисленных раскольничьих толков. Вынужденные скрываться в лесах, староверы стали
-16-
разделяться на разные секты («толки»), появлявшиеся потому, что не было церквей и священнослужителей. В секте христианское учение стало переплетаться с язычеством, люди начинали поклоняться деревьям, – например, существовали рябиновый и тополевые толки. Была секта дырников, которые молились, обратившись лицом к дырке в жилище. Среди всех этих толков была самая темная секта «бегунов» – неграмотных крестьян, считавших, что с «миром» жить нельзя, от «мира» надо бегать и таиться. И делали они это еще со времен Никона и протопопа Аввакума. Так постепенно эта секта староверов оказалась на Енисее. Лыковы сначала жили вместе с другими староверами маленькой общиной, потом произошло расслоение, ссоры, семья отделилась, и началась их таежная робинзонада. Семь очерков, напечатанных в «Комсомольской правде» в том же году, стали сенсацией. Они вызвали невиданный интерес, потому что эти годы были временем информационного штиля, и рассказы об обитателях тайги были камнем, брошенным в спокойную воду. Всем было интересно: начиная с семьи Брежнева и заканчивая жившими в Москве староверами. Сейчас из семьи Лыковых осталась только одна женщина - Агафья. Благодаря стараниям Пескова ей выхлопотали пенсию, но паспорт она отказывается получать до сих пор, переезжать куда-либо тоже.Первую книгу «Таежный тупик» издали сразу после публикаций. Это была маленькая, карманного размера книжка. Раскупили ее мгновенно. Печатались новые очерки, и в 1987
-17-
году вышло издание в мягком переплете типа «Роман-газеты». Оно попалось на глаза одному французу, жившему в России. Он приехал в редакцию и попросил разрешения сделать перевод книги на французский язык. Во Франции «Таежный тупик» выдержал три издания, потом вышел на других десяти языках. Нынешний вариант книги– самый полный. В ней собраны все очерки – с первого и до последнего, написанного после поездки в этом году. Обложка книги, можно сказать, оформлена самой Агафьей.
«Однажды я взял с собой хорошей бумаги, взял фломастер черный, говорю: «Агафья, ну давай будем рисовать». Она: «А чего вот это такое?». Я говорю: «Ну вот, смотри, картинки» - и показал ей книжку. Говорю: «Нарисуй мне лестницу» - лестница стоит у нее. Она взяла и все нарисовала. Говорю: «Нарисуй чайник» - нарисовала чайник. Еще чего-то такое там – печку… я говорю: «Теперь нарисуй петуха». А петуха нет рядом. Так как? Я говорю: «Ну что у петуха, вот, заметно?» «Ну, гребешок, хвост». Я говорю: «Вот, нарисуй». Вы можете себе представить, что это самый хороший рисунок получился – прямо как Пикассо. Конечно, это рисует человек возраста 6-ти лет примерно. И она это делала с удовольствием, как оказалось. Когда она закончила, она сказала: «Василий, баловство все это, но какая-то благость в ём есть». Я получил несколько десятков писем от художников: «Василий Михайлович, Вы не можете представить, насколько точно сказал этот человек, ничего не знающий, что такое искусство» - «какая-то благость в ём есть». Она почувствовала это удовольствие, это очень интересно. Я за 50 лет журналистской работы много перевидал самых разных людей. Но более интересных людей, чем Лыковы, не встречал. Это – исключительная человеческая судьба».
За всю свою жизнь Песков написал и издал 11 книг:
· «Записки фоторепортёра» (1960),
· «Шаги по росе» (1964; переведена на немецкий и польский языки),
· «Белые сны» (1965),
· «Край света» (1967),
· «Путешествие с молодым месяцем» (1969),
-18-
· «По дорогам Америки» (1973; совместно с Б. Стрельниковым).
· «Ждите нас, звёзды!» (1963; совместно с М. Ребровым)
· «Война и люди» (1970).
· «Таежный тупик»
· «Отечество»
Всенародное признание получили книги В. Пескова « Отечество» и «Шаги по росе», удостоенная в 1964 году Ленинской премии. Неразрывное единство текстов и оригинальных снимков делают их поистине явлением особым в истории советской публицистики. Обе книги вызвали самые восторженные отзывы читателей, которые вырезали новые рассказы их автора для повторного прочтения.
Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за емким словом Отечество, замечает Песков. И все-таки можно сказать: понятие Родины – это память обо всем, что нам дорого в прошлом, это дела и люди нынешних дней, это родная земля со всем, что растет и дышит на ней. Старое, Новое, Вечное – так распределены материалы в книге «Отечество». В публицистике В. Пескова во взаимоотношении Человек – Природа остро проявляются экономические, нравственные, философские проблемы. Таковы входящие в книгу очерки: « Средняя полоса», «Заячьи острова», « У Курбских гарей», «Речка моего детства». С нескрываемой тревогой «за каждый ключик чистой воды» автор очерка «Речка моего детства» пишет: «У каждого из нас есть своя речка. Не важно какая, большая Волга или маленькая Усманка. Все ли мы понимаем, какое это сокровище - речка?! Можно заново построить разрушенный город. Можно посадить новый лес, выкопать пруд. Но живую речку, если она умирает, как всякий живой организм, сконструировать невозможно».
Каждый очерк Пескова, для которого умение писать и снимать «открывается одним и тем же ключом», учит зоркому видению красоты жизни, умению образно, ярко передать увиденное. Высоко оценивая способности В. Пескова отражать в своих выступлениях наиважнейшие проблемы времени, Л. Леонов писал: «Перед человечеством сегодня стоят две первостепенные задачи: защита мира и защита
-19-
природы, обе – главные условия нашего дальнейшего существования. Вторая, столь же неотложная, стоит сразу после первой. Но каждая неполна без другой. От обеих всецело зависит обеспечение грядущего. Отсюда рождаются два родственных понятия: солдат мира и солдат природы». Солдат природы Песков по душе читателям и зрителям как верный, вдумчивый и бескорыстный друг зверей и зверушек, «всякой полезной муравьиной братии, безжалостно, иногда под видом прогресса сметаемой с лица земли».
-20-
Песков сейчас
Василию Пескову сейчас 77 лет. Однако он находится в отличной физической форме и совершенно не жалуется на здоровье. Его статьи в «Комсомольской правде» до сих пор выходят «с неизбежностью рассвета солнца» каждую пятницу. Его периодически приглашают в различные университеты, на встречи с молодыми начинающими журналистами, студентами. Он все так же ездит по миру и фотографирует и впереди у него еще много планов и задумок. Его имя вошло в словари, сейчас он считается мэтром отечественной журналистики. В Новосибирске учредили премию «За преданность профессии» имени Василия Пескова. В прошлом, 2006 году, Песков встречался с президентом Владимиром Путиным, чтобы обсудить проблемы лесоустройства и лесного кодекса.
Журналисту Василию Пескову удалось сделать то, что сейчас кажется почти невообразимым: пробудить милосердие к обычному человеку, донести его одиночество и страдания до каждого сердца - без пафоса, надрыва, истерии. “Мы просто выбрали верную тональность, - скромно говорит он сегодня. - И люди нам поверили”.