Смекни!
smekni.com

работа на тему: «Каким предстаёт Л. Н. Толстой в блогах?» (стр. 2 из 5)

Писатель показывает, как мучительно незнание истины и как счастлив человек, нашедший истину, подчас даже ложную. Настоящая жизнь, говорит Толстой, состоит в искании истины, а истина — в единении людей. Единение же людей достигается любовью всех ко всем.

Для Толстого превыше всего была именно истина. Если Достоевский предпочитает остаться не с истиной, а с Христом, то Толстой и Христа проверяет истиной.

Как считает мыслитель, суть нравственного идеала наиболее полно выражена в учении Иисуса Христа. Для писателя Иисус Христос является не Богом или сыном Бога, а реформатором, разрушающим старые и дающим новые основы жизни.

Но Толстой видит принципиальную разницу между подлинными взглядами Иисуса, изложенными в Евангелиях, и их вариантом в догмах православия и других христианских церквей. «То, что любовь есть необходимое и благое условие жизни человеческой, было признаваемо всеми религиозными учениями древности. Во всех учениях: египетских мудрецов, браминов, стоиков, буддистов, таосистов и др., дружелюбие, жалость, милосердие, благотворительность и вообще любовь признавались одною из главных добродетелей». Как высший, основополагающий закон жизни, любовь является единственным нравственным законом. Это вечный идеал, к которому люди будут бесконечно стремиться.

4. Непротивление как проявление закона любви

По мнению Толстого, главным жизненным принципом человека должна стать заповедь «не противься злому», налагающая запрет на насилие. «Насиловать значит делать то, чего не хочет тот, над которым совершается насилие». В таком понимании насилие совпадает со злом, и оно прямо противоположно любви.

Через непротивление человек признает, что вопросы жизни и смерти находятся за пределами его компетенции. Он одновременно вообще отказывается от того, чтобы быть судьей по отношению к другому. Человеку не дано судить человека. В тех же случаях, когда мы как будто бы судим других людей, называя одних добрыми, других злыми, то мы или обманываем себя и окружающих, Человек властен только над собой. «Все, что не твоя душа, все это не твое дело», – говорит Толстой. Называя кого-то преступником и подвергая его насилию, мы тем самым отнимаем у него это человеческое право.

Отказываясь сопротивляться злу насилием, человек признает эту истину, он отказывается судить другого, ибо не считает себя лучше его. Не других людей надо исправлять, а самого себя, утверждает писатель.

Толстой считал также несостоятельной аргументацию в пользу насилия, согласно которой насилие оправдано в тех случаях, когда оно пресекает большее насилие. Если мы принимаем христианские ценности, и считаем, что люди равны перед Богом, то нельзя обосновать насилие человека над человеком, не попирая законы разума и логики. Поэтому-то Толстой считал смертную казнь формой убийства, которая намного хуже, чем просто убийство из-за страсти или по другим личным поводам. Вполне можно понять, что человек в минутной злобе или раздражении совершает убийство, чтобы защитить себя или близкого человека, можно понять, что он, поддавшись коллективному внушению, участвует в совокупном убийстве на войне. Но нельзя понять, как люди могут совершать убийство спокойно, обдуманно, как они могут считать убийство необходимым.

Не следует также считать, что Толстой призывал отказаться от противодействия злу. Наоборот, он считал, что противиться злу можно и нужно, только не насилием, а другими ненасильственными методами. Более того, только тогда по настоящему можно противиться насилию, когда отказываешься отвечать тем же. Он понимает непротивление как позитивную силу любви и правды, кроме того, он прямо называет такие формы сопротивления, как убеждение, спор, протест. Они призваны отделить человека, совершающего зло, от самого зла, призывают к его совести, духовному началу в нем, которые отменяют предшествующее зло в том смысле, что оно перестает быть препятствием для последующего сотрудничества.

5. О роли личности в истории

Л.Н.Толстой убежден, что исторические явления нельзя объяснить научным путем; но он не решается допустить, чтобы их уже вовсе ничем нельзя было объяснить. Напротив, он думает, что все станет ясно для нас, если мы допустим предназначение. Он отвергает личную инициативу как фактор, имеющий свою долю участия в событиях исторических. Он говорит, что так называемые великие люди суть ярлыки, дающие только имя событию, но меньше всего имеющие с ним связи, потому что их действия только кажутся им произвольными, а, в сущности, они вынуждены роковым ходом истории и определены предвечно.

Толстой не утверждает, что человек совершенно лишен инициативы, что все его действия вынуждены законом строгой необходимости и имеют неотвратимый, роковой смысл. Напротив, он полагает, что в мелкой среде личного интереса человек пользуется свободой для достижения своих целей и чувствует всем существом своим, что он может сейчас сделать или не сделать такое-то действие. Но, прибавляет он, как только действие сделано, так оно становится невозвратимо и делается достоянием истории, в которой оно имеет не свободное, а предопределенное значение.

6. Педагогическое новаторство Л.Н.Толстого

Л.Н.Толстой старался раскрыть закономерности образовательно-воспитательного процесса, определить характер педагогики как науки. Единственным критерием педагогики он объявлял свободу, единственным методом – опыт. Толстой ставил перед собой задачу выстроить новую педагогическую систему.

В своей работе «Воспитание и образование» он пишет: «Воспитание есть принудительное, насильственное воздействие одного лица на другое с целью образовать такого человека, который нам кажется хорошим». Он резко противопоставлял воспитание образованию: “...Образование есть свободное отношение людей, имеющее своим основанием потребность одного приобретать сведения, а другого – сообщать уже приобретенное им”. «Критериум свободы» выражал в педагогике Л.Н.Толстого новый тип общения и подхода к личности ребенка. Если один учитель видит свою задачу только в том, чтобы научить ученика решать задачи, второй – чтобы научить детей правописанию и синтаксису и т. д., то вскоре школа, общество, семья будет пожинать печальные плоды пренебрежения нравственной идеей обучения. Толстого, прежде всего, интересует личность человека, его нравственный облик и место на Земле, «в человечестве и вселенной», формирование всей личности ребенка, а не отдельных черт его ума и характера.

Важным Л.Н.Толстой считал развивать творчество детей (творческую активность), усваивать знания сознательно, использовать принцип наглядности. Основные принципы его педагогической концепции:

- учителя не имеют права принудительно воспитывать детей в духе принятых принципов;

- в основу образования должна быть положена свобода выбора учащимися – чему и как они хотят учиться;

- дело учителя – следовать и развивать природу ребёнка.

Толстой создал оригинальную систему дидактических взглядов, обогатившую науку новым подходом к решению основных проблем образования и воспитания. Сообщение учащимся широкого круга знаний и развитие творческих сил ребенка, его инициативы и самостоятельности – такова основная задача Толстовской школы. Цель воспитания, по Толстому, должна заключаться в стремлении к гармоническому развитию всех сил и способностей детей.

Глава 2

Л.Н.Толстой в блогах

В этой части работы мы изучим информацию, которую можем найти в блогах с пометкой «Лев Николаевич Толстой», и комментарии к данным блогам. Это поможет нам выяснить, каким сегодня предстаёт великий русский писатель и мыслитель в Интернет-блогах.

Личность Толстого и его взгляд на основные человеческие вопросы многим современникам представляются неким нравственным эталоном, к которому они стремятся. Современные жизненные ситуации люди как будто «меряют меркой» Толстого, пытаются предугадать, как бы он оценил их.

Признанный мастер

Произведение Л.Н.Толстого «Война и мир» занимает 1-ое место в списке из 100 лучших всех времен журнала Newsweek. Мы находим это в следующем блоге.

Сто лучших книг всех времен и народов

NEWSWEEK'S TOP 100 BOOKS: THE META-LIST
Список из 100 лучших книг всех времен журнала Newsweek.

Журнал называет свой рейтинг книг "списком списков", поскольку он составлен из 10 подобных же перечней лучших книг.
Эти перечни были отобраны таким образом, чтобы в них наиболее широко отражались вкусы разных читателей.

Newsweek использовал следующие списки:

Список «книг века» Нью-Йорксской публичной библиотеки Список 100 лучших книг издательства Modern Library.
Список 110 лучших книг по версии издания «
The Telegraph»
Список книг для чтения Колледжа Св. Иоанна.
Список 100 лучших англоязычных книг с 1923 года до наших времен по версии издания The Times.
Список бестселлеров всех времен англоязычной «Википедии»

А что вы читали из этого списка?

МЕСТО В РЕЙТИНГЕ АВТОР КНИГА ГОД ИЗДАНИЯ
1 Лев Толстой Война и мир 1869
2 Джордж Оруэлл 1984 1949
3 Джейм Джойс Улисс 1922
4 Владимир Набоков Лолита 1955
5 Уильям Фолкнер Шум и ярость 1929
6 Ральф Эллисон Невидимка 1952
7 Вирджиния Вульф К маяку 1927
8 Гомер Иллиада и Одиссея VIII век до н.э.
9 Джейн Остин Гордость и предубеждение 1813
10 Данте Алигьери Божественная комедия 1321

И так далее.