Лев Толстой великий мыслитель, но я не уверен, что он был счастлив... Абсолютно счастливым может быть только "дурак", хотеть не значит мочь. И понятие счастье у каждого свое. Если счастье в общечеловеческом понятии (семья, дом, хорошая жена-муж, дети, благополучие и т. д.), то понятно, но вопрос – кому что надо? Если и есть счастливые люди, то это большая редкость, тем более в нашей стране.
Негативное восприятие и стёб
Приведем пример негативного восприятия произведения Л.Н.Толстого. Блогер сравнивает с ним современного писателя (считая, что он продолжатель его традиций) и в этом сравнении отдает предпочтение последнему. Мы же можем наблюдать отчетливую субъективность и плохую обоснованность суждения этого блогера.
Про книги
Игорь Смирнов 10-08-2009 12:09
Василий Гроссман "За правое дело"
Помнится, Лев Толстой, говоря о своей эпопее "Война и мир", заметил, что в работе над этим произведением, им двигала "мысль народная" (или как-то так). Сейчас, после многих прочитанных других книг, после многих личных наблюдений, после чтения романа Гроссмана, понимаешь, что великий правдоискатель девятнадцатого века только думал, что "им двигала мысль народная". Что тот литературовед, что назвал "Войну и мир" "апологией барства" (или как-то так), не так уж сильно и ошибался... Упущение литературного титана золотого века русской словесности я усматриваю в том, что в своем эпохальном труде народ он показал если и не серой скотинкой, не полным бессловесным быдлом, но всё-таки туповатой массой, способной понять из речи фельдмаршала Кутузова только самое грубое. Графу Толстому не приходило в его гениальную голову, что эта туповатая масса была вовсе не однородна. Включала она в себя людей, потенциально не менее одарённых, чем он сам, да вот только, не повезло им с рождением, чтобы раскрыть эти дарования.
Так вот, та мысль народная, о которой грезил граф, на мой взгляд, как раз и нашла воплощение в романе Гроссмана. Автор настолько хорошо знает людей, представителей самых разных социальных слоёв, что даже резонёрство, в которое он иногда впадает, не показалось мне занудным (но видно, прежде я сталкивался с резонёрством писателей недалёких, с ограниченным интеллектом и жизненным опытом - разных там немцев по паспорту и духу).
Находим также и пример шутки, стёба над Л.Н.Толстым. Видимо, взгляды Л.Н.Толстого представляются их автору наивными, поэтому он облачает их в шутливую форму, посмеивается над ними.
СТЕБ (09-11-2009 20:08)
Лев Николаевич Толстой
Лев Николаевич Толстой очень любил детей. Бывало, наведут ему полную комнату, а ему всё мало. «Ещё, - кричит, - ещё!»
Или: Лев Николаевич Толстой очень любил детей. Бывает, поймает кого в коридоре – и ну гладить по головке, пока не позовут к обеду.
Или: Лев Николаевич Толстой очень любил играть на балалайке. Ну и ещё, конечно, детей. Бывало, пишет «Войну и мир», а сам всю страницу думает: «Трень-дребедень-дебедень-бедень!»
Однако, этот блог не находит откликов.
Неверное толкование
Предугадывая возможность опошления слов классика, блогер печально высказывается о том, что отрывок из «Войны и мира» в наши дни (с их меркантильностью и пошлостью) многими вероятно воспринимается в искаженном виде.
Александр Заборов (16 апреля 2010 13:32)
проректор Уральской Государственной Архитектурной Академии
Лев Толстой
Пьер рассказывал свои похождения так, как он никогда их еще не рассказывал никому, как он сам с собою никогда еще не вспоминал их. Он видел теперь как будто новое значение во всем том, что он пережил. Теперь, когда он рассказывал все это Наташе, он испытывал то редкое наслаждение, которое дают женщины, слушая мужчину, — не умные женщины, которые, слушая, стараются или запомнить, что им говорят, для того чтобы обогатить свой ум и при случае пересказать то же или приладить рассказываемое к своему и сообщить поскорее свои умные речи, выработанные в своем маленьком умственном хозяйстве; а то наслажденье, которое дают настоящие женщины, одаренные способностью выбирания и всасывания в себя всего лучшего, что только есть в проявлениях мужчины. Наташа, сама не зная этого, была вся внимание; она не упускала ни слова, ни колебания голоса, ни взгляда, ни вздрагиванья мускула лица, ни жеста Пьера. Она на лету ловила еще не высказанное слово и прямо вносила в свое раскрытое сердце, угадывая тайный смысл всей душевной работы Пьера.
«Наверное, по современным понятиям эта цитата из “Войны и мира” - классический пример мужского шовинизма. А жаль!» - сокрушается блогер.
Пример истинной жизни
Обсуждается личность великого писателя и в таких неожиданных блогах, как Антидепрессия. Великие депрессии. Депрессия – очень популярное явление наших дней. Блогеры пытаются понять, как великие справлялись с этой трудной проблемой, в чём находили успокоение души.
Великие депрессии
Лев Толстой
…После сорока лет его мучили глубокие и продолжительные депрессии, которые сопровождались полным упадком сил и духа. С депрессией он упорно боролся в течение многих лет и, нужно сказать, что эта борьба была успешной.
В периоды, когда болезнь обострялась, Толстой писал о своем состоянии друзьям и родным. Из писем к Фету: «...Я был нездоров и не в духе и теперь так же. Нынче чувствую себя совсем больным...», «...Не сплю, как надо, и потому нервы слабы и голова, и не могу работать, писать». Из писем к жене (1869): «Третьего дня я ночевал в Арзамасе... Было два часа ночи. Я устал страшно, хотелось спать, ничего не болело. Но вдруг на меня напала тоска, страх, ужас - такие, каких я никогда не испытывал. Я вскочил, велел закладывать. Пока закладывали, я заснул и проснулся здоровым».
В старости, когда жизнь многих людей катится под уклон, Толстой продолжал жить полноценной жизнью. Он не бросал литературный труд, понимая, что это его погубит, но вместе с тем умел переключаться. Изучал греческий и иврит, занимался хозяйством, вникая в каждую мелочь, составлял азбуку для крестьян, изучал философию, писал статьи по религиозным и нравственным вопросам.
Толстой понимал, что если он остановится, то болезнь быстро его убьет, и поэтому создал собственную философию, позволяющую выжить. Эта философия напоминает учебник по жизни, указывающий, что нужно делать в той или иной ситуации. Как и большинство жизненных философий, толстовская хорошо подходила только самому автору. К сожалению, люди, которые слепо следовали советам писателя, кончили не очень хорошо - можно вспомнить несколько самоубийств толстовцев.
Но как бы там ни было – сам Толстой одержал победу и вернул свое потерянное здоровье, способность к творчеству и почти до конца своих дней сохранял бодрость духа.
Л.Н.Толстой предстаёт в блоге примером человека, который справился с «депрессией», обретя смысл жизни. Хотя это верно лишь отчасти: великий писатель до конца своих дней не переставал думать над вопросами истины, смысла жизни и духовно совершенствоваться.
Заключение
Лев Николаевич Толстой – величайший русский писатель и мыслитель. Его произведения актуальны для любой эпохи, находят отголоски у людей всех национальностей и поколений. Мысль писателя затрагивает важнейшие нравственные проблемы человечества и даёт почву для переоценки ценностей. Писатель, переживший сильнейший духовный переворот, на примере собственной судьбы показывает нам, что совершенствоваться необходимо всю жизнь.
Л.Н.Толстой внёс вклад во многие сферы жизни, подвергая поступки, мысли, явления суду нравственности. Рассуждения писателя о смысле жизни, истине, Боге притягивают нас простотой, логикой, искренностью и убедительностью. Писательский труд Льва Николаевича полностью посвящен тому, чтобы донести нравственные идеи до каждого из нас, сделать нас лучше, подвести людей к вечным вопросам. Он искренне хочет, чтобы люди жили в согласии с собой, чтобы каждый нашёл свой смысл существования. Язык его произведений прост, понятен и красив.
Неравнодушный к общечеловеческим проблемам, писатель много сделал для образования: определил его духовное предназначение, внёс реформы в педагогику, создал школы и сам обучал детей.
Главные нравственные принципы Л.Н.Толстой нашёл в учении Христа, главный закон жизни – в «непротивлении злу насилием».
В Интернет-блогах Л.Н.Толстой предстаёт «мерилом» нравственности, чьё мнение становится огромным аргументом в пользу того или иного явления. Блогеры дискутируют:
- об оценке Толстого церковью;
- о понимании Толстым Бога, истины, смысла жизни;
- о его восприятии других религий;
- о месте его произведений в мировой литературе;
- о его нравственном осмыслении жизненных явлений (вегетарианство, охота, пьянство, курение, писательский труд и т. д.)
- о правильном восприятии произведений, идей Толстого современниками и т. д.
Также в блогах мы встречаем пародии на произведения, шутки и стеб над личностью Л.Н.Толстого. Нередко можно встретить негативное восприятие личности и произведений писателя. В этих случаях Л.Н.Толстой воспринимается как человек нездравого ума, неталантливый писатель, вероотступник. Часто противники Толстого сомневаются в искренности его учения или выступают против нравственных принципов, предлагаемых Толстым, так как они требовательны и трудновыполнимы.
В большинстве случаев мнение великого русского мыслителя авторитетно для блогеров, которые поражаются широтой и глубиной его мысли, восхищаются гениальностью Л.Н.Толстого.
Фигура Л.Н.Толстого неоднозначна в оценках блогерами, однако она популярна и неизменно привлекает к себе интерес.
Список литературы
1. Маймин Е.А. Лев Толстой: путь писателя. – Москва: Наука, 1984 г.;
2. Азарова Н.И. Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. – Москва: Детская
Литература, 1988 г.;
3. Курляндская Г.Б. Нравственный идеал героев Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. Книга для учителя. – Москва, 1988 г.;
4. Ломунов К.Н. Жизнь Льва Толстого. – Москва: Художественная литература, 1981 г.;
5. www.blogs.mail.ru