Курсовая работа на тему:
« Каким предстаёт Л.Н.Толстой в блогах?»
Пичугиной Натальи
2010
Содержание
Введение
Глава 1
Основные нравственные принципы Л.Н.Толстого
1. Нравственный переворот
2. Вопрос о смысле жизни
3. Истина в понимании Л.Н.Толстого
4. Непротивление как проявление закона любви
5. Толстой о роли личности в истории
6. Педагогическое новаторство Л.Н.Толстого
Глава 2
Л.Н.Толстой в блогах
Заключение
Список литературы
Введение
Интернет-пространство сегодня – это огромная трибуна, где человечество обсуждает актуальнейшие проблемы современности. Это уникальное условие общения и обмена информацией, которого люди ещё не знали.
Интерактивная беседа множества человек, широта освещаемых тем, возможность практически без цензуры высказывать собственное мнение по любому вопросу – всё это создаёт максимально полную оценку того или иного явления. Появилась небывалая возможность узнать и оценить мнение тысяч людей.
Глядя на разнообразие точек зрений по одному вопросу, можно лучше понять и современное поколение. Одни люди равнодушны или циничны, другие придерживаются своих моральных ценностей и взглядов на жизнь (часто пропагандируют их), а кто-то ещё не определился ни с тем, ни с другим, не нашёл себя.
На сегодняшний день Интернет изобилует информацией об известных писателях, и личность Л.Н.Толстого по сей день остаётся одной из самых интересных. Это не удивительно, ведь неотъемлемый признак гениального писателя – быть современным в любую эпоху.
Личность Л.Н. Толстого уникальна и широка. Его труды подробно изучены. О нём писали выдающиеся исследователи. В нашей же работе мы рассмотрим, каким предстаёт образ великого русского писателя и мыслителя Льва Николаевича Толстого в Интернет-блогах.
Блог (англ. «blog», от «web log», «сетевой журнал или дневник событий») — веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи временной значимости, отсортированные в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху). Блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в комментарии к блогозаписи или своих блогах).
Для того чтобы понять, каким предстаёт Л.Н.Толстой в Интернете, нас заинтересовало именно пространство Интернет-блогов. Изучив вольные, неисследовательские, «непрофессиональные» и разнообразные записи о писателе, можно добиться независимой картины мнений о нем, понять, какую роль Лев Николаевич занимает в умах современников – людей различных социальных слоев, разного возраста и образования. В ходе изучения блогов становится ясно, что из трудов и высказываний гения находит наибольший отклик у нашего поколения в Интернет-блогах, а с какими высказываниями оно готово спорить.
Мы рассмотрим блоги, посвященные самым разным темам, а не только теме литературной. Это покажет, в каких вопросах и при каких ситуациях люди цитируют Толстого, как комментируют его высказывания. Мы сможем понять, какие проблемы, затронутые великим мыслителем, наиболее актуальны для сегодняшнего поколения.
В нашей работе мы изложим основные жизненные принципы, на которые опирался Л.Н.Толстой – плоды многих лет его размышлений. Далее приведём записи людей в Интернет-блогах, относящиеся к теме «Лев Николаевич Толстой» и сделаем выводы на основе изученного материала.
Глава 1
Основные взгляды и нравственные принципы Л.Н.Толстого
1. Нравственный переворот
За шестьдесят лет неустанного труда Л.Н.Толстой создал огромное литературное наследие: романы, десятки повестей, сотни рассказов, пьесы, трактат об искусстве, множество публицистических и литературно-критических статей, написал тысячи писем, тома дневников. Целая эпоха отразилась на страницах его трудов.
В своей жизни Лев Николаевич пережил грандиозную переоценку ценностей. Первая, относительно успешная половина жизни, в один прекрасный момент представилась ему бесцельной и бессмысленной. В сочинении “В чем моя вера?” Толстой пишет: «То, что прежде казалось мне хорошо, показалось дурно, и то, что прежде казалось дурно, показалось хорошо. Со мной случилось то, что случается с человеком, который вышел за делом и вдруг дорогой решил, что дело это ему совсем не нужно, – и повернул домой. И все, что было справа, – стало слева, и все, что было слева, – стало справа».
Вторая половина сознательной жизни Л.Н. Толстого явилась отрицанием первой. Он пришел к выводу, что, как и большинство людей, жил жизнью, лишенной смысла – жил для себя. Все, что он ценил – удовольствия, слава, богатство – подвержено тлену и забвению. «Я, – пишет Толстой, – как будто жил-жил, шел-шел и пришел к пропасти и ясно увидал, что впереди ничего нет, кроме погибели». Ложными являются не те или иные шаги в жизни, а само ее направление, та вера, точнее безверие, которое лежит в ее основании.
А что же не ложь, что не суета? Ответ на этот вопрос Толстой нашел в учении Христа. Оно учит, что человек должен служить тому, кто послал его в этот мир – Богу и в своих простых заповедях показывает, как это делать.
С точки зрения Л. Н. Толстого, драматизм человеческого бытия состоит в противоречии между неотвратимостью смерти и присущей человеку жаждой бессмертия. Воплощением этого противоречия является вопрос о смысле. Писатель считает, что жизнь человека наполняется смыслом в той мере, в какой он подчиняет ее исполнению воли Бога, а воля Бога дана нам как закон любви, противостоящий закону насилия. Закон любви полней и точней всего развернут в заповедях Христа.
Чтобы спасти себя, свою душу, чтобы придать жизни смысл, человек должен перестать делать зло, совершать насилие. Не отвечать злом на зло, не противиться злу насилием – такова основа жизнеучения Льва Николаевича Толстого. Вопрос о духовном потенциале человека актуален и по сей день.
2. Вопрос о смысле жизни
Какую жизнь называет Толстой настоящей? Настоящая жизнь — это внутренняя жизнь отдельного человеческого «я», это связь с людьми, основанная на подлинных, а не эфемерных чувствах и интересах. А искусственная, ненастоящая жизнь — это политические интриги «высшего петербургского общества», искусственная дружба и вражда «двух властелинов мира», это «внутренние преобразования во всех частях государственного аппарата», ничего по существу не меняющие. Человек счастлив лишь тогда, когда он живет настоящей жизнью, и все несчастья — от попытки принять участие в ненастоящей, искусственной жизни.
«Из чего же хлопотать, ради чего вообще жить, если все будет поглощено смертью?». Толстой поставил перед собой цель – найти то, что не подвластно смерти.
По мнению великого мыслителя, человек находится в разногласии, разладе с самим собой. В нем как бы живут два человека – внутренний и внешний, из которых первый недоволен тем, что делает второй, а второй не делает того, чего хочет первый. Эта противоречивость обнаруживается в разных людях с разной степенью остроты, но она присуща им всем. Противоречивый в себе человек обречен на то, чтобы страдать, быть недовольным собой. Человек постоянно стремится преодолеть себя, стать другсто живет, он хочет еще, чтобы его жизнь имела смысл. Найдя смысл жизни, человек перестаёт страдать. Это показывает Л.Н.Толстой на примере своих персонажей.
Предполагается, что человек может освободиться от страдательного положения с помощью науки, искусств, роста экономики, развития техники, создания уютного быта и т. д. Такой ход мыслей заимствовал Л. Н. Толстой и руководствовался им в течение первой половины своей сознательной жизни.
Однако как раз личный опыт и наблюдения над людьми своего круга убедили его в том, что этот путь является ложным. Чем выше поднимается человек в своих мирских занятиях и увлечениях, чем несметней богатства, глубже познания, тем сильнее душевное беспокойство, недовольство и страдания. Ошибочной является сама установка придать человеческой жизни смысл путем изменения ее внешних форм.
Наблюдения над жизненным опытом простых людей, которым свойственно осмысленное отношение к собственной жизни при ясном понимании ее ничтожности, и правильно понятая логика самого вопроса о смысле жизни подводят Толстого к выводу о том, что вопрос о смысле жизни есть вопрос веры, а не знания. В философии Толстого понятие веры имеет особое содержание, не совпадающее с традиционным. Это не осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. «Вера есть сознание человеком такого своего положения в мире, которое обязывает его к известным поступкам». «Вера есть знание смысла человеческой жизни, вследствие которого человек не уничтожает себя, а живет. Вера есть сила жизни». Из этих определений становится понятным, что для Толстого жизнь, имеющая смысл, и жизнь, основанная на вере, есть одно и то же.
Из произведений, написанных Толстым, вытекает вывод: смысл жизни не может заключаться в том, что умирает вместе со смертью человека. Это значит: он не может заключаться в жизни для себя, как и в жизни для других людей, ибо и они умирают, как и в жизни для человечества, ибо и оно не вечно. «Жизнь для себя не может иметь никакого смысла... Чтобы жить разумно, надо жить так, чтобы смерть не могла разрушить жизни».
Любимые герои Толстого не безупречны, но они стремятся к совершенствованию, ищут смысл жизни, успокоенность для них равнозначна духовной смерти. Но путь к истине и правде труден и тернист. Герои, созданные Толстым, отражают нравственно-философские изыскания самого автора романа.
3. Истина в понимании Л.Н.Толстого
Толстой описал множество сфер бытия, в которых протекает жизнь человека: мир отдельной личности, по-своему замкнутый и необъяснимый; мир семьи; мир отдельного сословия; мир всех людей, живущих на земле; мир природы в её самостоятельном развитии. Каждый человек живет во множестве этих миров, так проявляются связи отдельной личности с другими людьми, в семье, обществе…