Смекни!
smekni.com

работа на тему: Политическая борьба в Англии в эпоху протектората (1653 1658) (стр. 2 из 11)

Схоже по взглядам с Гизо историком, занимающимся изучением Английской революции был Томас Маколей (1800-1859). В своей работе «История Англии от восшествия на престол Якова II» Томас Маколей передаёт своё удивление «воинскими и нравственными доблестями республиканской армии, государ­ственными дарованиями Кромвеля»[5].

Иной подход у ряда других исследователей XIX века. Одним из таких исследователей являлся Томас Карлейль (1795-1881) считает, что сущность истории заключается в решении и с этой позиции даёт своё понимание революции. Работа Карлейля – «это написанная в яркой образной форме реабилитация пуританского века»[6]. Карлейль преклонялся перед силой, мощью, перед «героическим»[7] в истории. В английской революции его привлекает мощный образ Кром­веля, в котором он видит совершеннейший тип «героя» — «героя-царя». Кромвель для него — величайший выразитель героического английского пуританства, стремившегося установить на земле царство христово и по­ставить христианскую Англию на место ставшего языческим Рима. Как «герой-царь», Кромвель имел право не считаться с существующими зако­нами и конституциями. Но в то же время Карлейль рисует Кромвеля носи­телем начал порядка и единовластия; он восторженно говорит о военных и дипломатических триумфах протектора. Время Кромвеля, время пури­танства, кажется ему знаменательнейшим временем в английской истории, последним веком английского «героизма»[8].

Следует отметить, однако, что данная работа интересна и важна для данного исследования.

Взгляды Т. Карлейля разделяет Сэмюэль Гардинер (1829-1902). Для него Английская революция - это, прежде всего религиозная, «пуританская революция. Политическая борьба в революции, по его мнению, подчинена религиозному смыслу»[9]. Политическая борьба в революции, по его мнению, подчинена религиозной. Гардинер видит в религиозном, пуританском характере революции ее глав­ное оправдание. Пуританство для Гардинера — источник нацио­нальной мощи, закал национальной воли англичан. Революция, приобретает высоко национальный характер; ее главный деятель - Кромвель - прославляется Гардинером как типичнейший англичанин нового времени.

Если говорить в целом об изучении политической борьбы в Англии в эпоху протектората в XIX веке, то стоит отметить, что работы по данной теме, по сравнению с работами XVIII века, стали более детальны и научны. Но, конечно же, говорить о сколько-нибудь объективном изучении данного вопроса в XIX веке не приходиться.

Наиболее богатым на исследование в плане освещения истории движения левеллеров, несомненно, явилось XX столетие. Уже появляются труды, посвященные непосредственно эпохе протектората в них даётся научное толкование и всесторонний анализ данной проблеме. Одной из первых таких работ явился труд Савина А. Н. «Лекции по истории Английской революции»[10], Курс А. Н. Савина, представ­ляющий сравнительно сжатый очерк, богат фактическим содержанием, изложенным ясно и систематически. Савина не удовлетворяет постановка изучения английской революции в западной литературе. Он отмечает ее пренебрежение к вопросам социаль­но-экономического развития, ее невнимание к жизни народных масс. Савин отмечает, что революция провела глубочайшую борозду в истории Англии и всей Европы, что с нее приходится начинать новую эру. Савин лучше многих дореволюционных историков мог понять глубокие корни революции, те социальные противоречия, которые назре­вали в предреволюционной Англии. В его работе отведена пятнадцатая глава эпохе протектората Оливера Кромвеля[11] в котором четко прослежена политическая борьба. Данная работа вызывает интерес и даёт полезную информацию для написания данной работы.

Во второй половине 40-х годов вышло исследование английского историка К. Хилла[12]. Его небольшая, но богатая содержанием работа «Английская революция 1640 г.» переведена на русский язык. Хилл правильно изображает английскую революцию, как революцию буржуазную, при­ведшую к смене феодального строя[13]. Он показывает, что буржуазия не могла бы выйти победительницей из этой борьбы, если бы она не опиралась на народную революцию, на революцию крестьян­ства.

В 1954 году в СССР был издан 2-х томный труд «Английская буржуазная революция XVII века»[14]. В котором дан систематический анализ эпохе протектората. В данном исследовании очень много внимания уделено Оливеру Кромвелю, а также показана его связь с общим ходом революции. Написанная в годы жесткой цензуры и марксистско-ленинской идеологии, работа не лишена огромного количества цитат классиков марксизма и ленинизма. Но и это не делает данный труд рядовым в списке работ по данной теме.

В 70-х годах вышла работа – повесть, написанная Ефимовым И.[15] Данное произведение важно для нас тем, что включает тексты документов так или иначе связанных с политикой О. Кромвеля[16].

В конце 80-х годов XX столетия вышла в свет работа Поулсена Ч. «Английские бунтари»[17]. Книга рассказывает о длинном ряде восстаний, бунтов, бурных политических компаниях в Англии, начиная от времен средневековья и кончая 1910-ми годами. Панорама событий, описываемых автором богата и многообразна. Основываясь на множестве документальных источников, автор убедительно показывает, что у английского народа существует многовековая традиция движения социального протеста. Не обходит вниманием автор и личность О. Кромвеля.

Наиболее плодотворно в изучении Английской революции и левеллеровского движения занимался М.А. Барг[18]. Опираясь на документы работы других авторов, Барг излагает свою точку зрения. Английская буржуазная революция XVII века – «это героический период английского народа, обогатившего своим революционным творчеством сокровищницу всемирно - исторического опыта освободительной борьбы»[19]. Так же, Барг даёт сравнительный анализ трёх личностей революции (Оливер Кромвель, Джон Лильберн, Джерард Уинстенли). О Кромвеле он говорит, как о реалисте. Сила Кромвеля, по мнению Барга, заключалась в экономическом весе и политическом опыте его класса — нового дворян­ства. М.А. Барг отмечает, что историческая роль Кромвеля начиная с весны 1649 г. круто изменяется — он превра­щается в Наполеона Английской революции, «только в силу неблагоприятного стечения обстоятельств остановившего­ся перед тем, чтобы возложить на себя королевскую корону»[20].

Не обошел вниманием проблему внутриполитической борьбы в Англии в эпоху протектората и М. И. Бацер[21], кандидат исторических наук, научный сотрудник Петрозаводского государственного университета. Его работы интересны тем, что свободны от советских идеологических догм, в них объективно рисуется картина политической борьбы между Оливером Кромвелем и левеллерами. Бацер критикует некоторых исследователей Английской революции (Барга, Карлейля и Гардинера). Проводит параллель между Кромвелем и Лильберном, говорит об их схожести, и как это проявляется в проводимой ими политики. В целом его труд очень критичен. Из современных работ можно выделить ряд статей, в которых понимание проблемы даётся с позиций нового подхода к изучению Английской буржуазной революции. Это работы следующих авторов: Ивонина Л.И.[22], Эйлмер Э.[23], Лабутина Т.Л.[24], Хилл К[25].

Следует отметить, что проблемы политической борьбы в Англии мало интересуют историков. Лишь в обобщающих трудах уделяется место данной проблеме.

I. Установление протектората О. Кромвеля:

1.1 Противоречия между О. Кромвелем и парламентом.

Победоносный меч Кромвеля, ка­залось, окончательно укрепил индепендентскую Респуб­лику[26]. Опасность роялистской интервенции была ликвиди­рована. Военное искусство генерала, продемонстриро­ванное при Денбаре и Вустере, укрепило ее междуна­родный престиж. Вслед за Ирландией и Шотландией, в которых к кон­цу 1651 года было окончательно сломлено всякое сопро­тивление, английской республике покорились близлежа­щие острова, прежде оплоты роялистов, и заокеанские колонии — Новая Англия, Ньюфаундленд, Виргиния, Мэ­риленд.

Однако в той же мере, в какой Республика укрепилась внешнеполитически, она ослабляла себя изнутри. И глав­ной тому причина — внутриполитический курс, диктовавшийся целиком и полностью классовым эгоизмом имущих. Прежде всего она полностью пренебрегла инте­ресами крестьянства, т. е. класса, которому она, больше чем кому бы то ни было, обязана была своим существова­нием.

Победа при Вустере не только увенчала Кромвеля как победоносного вождя, он постепенно становился главным человеком в Англии. Кромвель ощущал необходимость внутреннего устрое­ния нации уже давно - с момента казни монарха. С такими намерениями Кромвель вернулся в Англию. Три главные задачи стояли перед страной. Первая из них - реформа права, т.е. не только изменения в законода­тельстве, но и социальные переустройства.

Вторая задача, касалась церковных дел. Третьей насущной задачей был роспуск настоящего парламента и назначение выборов в новый, более пред­ставительный, более многочисленный.